Учебно-дисциплинарная модель
| Личностно-ориентированная модель
|
Дети чрезвычайно зависимы от воспитывающего взрослого, зачастую не способны проявлять собственную инициативу, принимать самостоятельные и ответственные решения, аргументировано их отстаивать, ставить перед собой осознанные цели и планомерно добиваться их реализации. Дети в своем большинстве не привыкли к самоконтролю, самооценке, самоцелеполаганию. а значит и к рефлексивному поведению. Для такого поведения детям необходимо присутствие взрослого
| Формирование в ребенке чувства эмоционального комфорта от осознания им собственной ценности через доброжелательное принятие другими его индивидуальности, обретение уверенности в своих силах. Поощрение в ребенке умения выдвигать и реализовывать свои собственные инициативы (а не только послушно следовать за инициативой взрослого) ведет к развитию в нем способности принимать самостоятельные решения, планомерно осуществлять их на практике, самому оценивать свои действия, а, следовательно, идти по пути творческого саморазвития. Обстановка сотрудничества взрослого и ребенка учит уважению к интересам и потребностям других людей, умению сообща и конструктивно решать возникающие проблемы, отвечать за свои слова и поступки
|
Тест «Моя группа»
Цель: Изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам в группе детского сада (посредством анализа рисунков)
Подготовка исследования: Листы бумаги формата А4 (белые и цветные: серые, коричневые, зеленые, красные, желтые, фиолетовые, черные), цветные карандаши и краски.
Проведение исследования: Исследование проводится с детьми старшего дошкольного возраста. До начала исследования детям дают цветные листы бумаги и предлагают сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится, и какой не нравится. Затем дают листы белой бумаги и предлагают нарисовать рисунок на тему «Моя группа». По окончании работы, при необходимости детям предлагается дать словесные комментарии к рисунку
Обработка данных: Рисунки анализируются по следующим позициям:
1. Проявление отношения к воспитателю: наличие фигуры взрослого на рисунке, старательность или небрежность рисунка, удовольствие или нежелание рисовать, место расположения в общей композиции, тщательность прорисовки линий, степень приближенности или отдаленности от детей.
2. Мотивация выбора воспитателя в рисовании. Сравнивают мотивы отношения к воспитателю
3. Выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями, черный, серый, коричневый - негативное эмоциональное состояние); предпочитаемые цвета.
4. Выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей.
5. Мотивация выбора сверстников: анализируются отношения между детьми в повседневной жизни
6. Сюжетная линия рисунка (ситуация изображенная на рисунке характеризует наиболее предпочтимые или отвергаемые моменты жизни группы)
Вывод: На основании анализа рисунка делают выводы об отношении ребенка к воспитателю, сверстникам и детскому саду в целом.
Шкала оценки психологической атмосферы в коллективе
Инструкция. Ниже приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых Вы можете описать атмосферу в вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поместите знак «Х» (Зачеркните соответствующую цифру), тем более выражен признак в Вашей группе. Итак, для атмосферы в Вашей группе характерны:
1. Дружелюбие 1 2 3 4 5 6 7 8 Враждебность
2. Согласие 1 2 3 4 5 6 7 8 Несогласие
3. Удовлетворенность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неудовлетворенность
4. Увлеченность 1 2 3 4 5 6 7 8 Равнодушие
5. Продуктивность 1 2 3 4 5 6 7 8 Непродуктивность
6. Теплота 1 2 3 4 5 6 7 8 Холодность
7. Сотрудничество 1 2 3 4 5 6 7 8 Отсутствие сотрудничества
8. Взаимная поддержка 1 2 3 4 5 6 7 8 Недоброжелательность
9. Занимательность 1 2 3 4 5 6 7 8 Скука
10. Успешность 1 2 3 4 5 6 7 8 Неуспешность
Обработка результатов. Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «Х», тем ниже балл, тем лучше
психологическая атмосфера в группе. Итоговый показатель может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная).
Планировка и оборудование группы(профиль группы)
Традиционная образовательная
система
| -
2
| -
1
|
0
| +
1
| +
2
| Личностно-ориентированная образовательная система
|
Пространство игровой комнаты специально не структурировано. Помещение со стандартной мебелью и оборудованием, расставленным вдоль стен и свободным центральным пространством, где размещаются столы для фронтальных занятий с детьми
|
|
|
|
|
| Пространство игровой комнаты разделено на отдельные подпространства. Подпространства, структурированные в определенном порядке, разграниченные мебелью и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие различных развивающих сред в одном и том же помещении
|
Интерьер групп содержит трудно трансформируемы элементы
|
|
|
|
|
| Интерьер содержит легко трансформируемые элементы
|
Оформление помещения лишено индивидуальности, своеобразия, выражающего интересы детей данной группы, и делает ее похожей на другие группы
|
|
|
|
|
| Помещение группы имеет свое собственное лицо, обстановка отражает происходящие в группе события и интересы реальных людей
|
В группе отсутствуют места, где ребенок мог бы побыть в одиночестве
|
|
|
|
|
| Каждый ребенок может найти в группе «личный» уголок. В группе оборудован уголок уединения
|
Планировка и оборудование группы меняются в течение года медленно или совсем не изменяются
|
|
|
|
|
| Планировка и оборудование группы часто меняется в течение года вслед за изменениями индивидуальных интересов детей и уровня развития каждого ребенка.
|
Многие из пособий и материалов, находящихся в группе, не всегда доступны детям, а выдаются только на занятия
|
|
|
|
|
| Все имеющиеся в группе материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребенок может самостоятельно решать, какие материалы, когда и как ему использовать
|
Пособия, дидактические игры и материалы, прелагаемые детям для самостоятельного использования, имеют монофункциональное значение
|
|
|
|
|
| В группе преобладают материалы полифункционального значения
|
Воспитатель выдает детям материалы, определяет порядок их использования и сам убирает их на хранение
|
|
|
|
|
| Дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования
|
Дети почти не принимают участие в оборудовании, планировке и оформлении группы
|
|
|
|
|
| Дети принимают активное участие в оборудовании, планировке и оформлении группы.
|
Пространственно-предметная среда управляется только со стороны взрослых
|
|
|
|
|
| Пространственно предметная среда управляется как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого
|
Если профиль вашей группы смещен в сторону личностно-ориентированной модели, то вы уже многого добились. Если вы на середине пути, то следует подумать о способах преобразования развивающей среды в группе. Если профиль смещен в сторону традиционной модели, то, наверное, следует менять отношение к своей профессии.
Система планирования занятий с детьми
(профиль группы)
Традиционная образовательная
система
| -
2
| -
1
|
0
| +
1
| +
2
| Личностно-ориентированная образовательная система
|
План воспитателя предписывает группе детей определенное занятие
|
|
|
|
|
| План предлагает детям на выбор различные задания, занятия. За ребенком остается право самостоятельного выбора
|
В системе работы с детьми преобладают общегрупповые формы работы
|
|
|
|
|
| Преобладают формы работы в группах, что естественным образом находит отражение в плане.
|
План отличается раздробленностью по предметному принципу
|
|
|
|
|
| План отличается интегрированным подходом в обучении
|
Воспитатель стремится неукоснительно следовать плану
|
|
|
|
|
| Воспитатель стремится гибко изменять намеченный план, основываясь на изменяющихся интересах и потребностях детей
|
Воспитатели лишь от случая к случаю обсуждают совместные действия, вместе подводят итоги, сообща корректируют намеченный план
|
|
|
|
|
| Воспитатели регулярно обсуждают совместные действия. Вместе подводят итоги, сообща корректируют намеченный план
|
Воспитатели не испытывают необходимости в привлечении родителей в качестве участников образовательного процесса
|
|
|
|
|
| Воспитатели проводят обсуждения с родителями, так как привлекают их в качестве помощников, используют их педагогический потенциал
|
Профессионализм воспитателя определяется тем, насколько эффективно он реализовал в процессе занятий материал конспекта или свои идеи и планы
|
|
|
|
|
| Профессионализм воспитателей определяется тем, насколько эффективно он сумел вплести в ткань образовательного процесса идеи и предложения детей, использовать их на благо их собственного развития
|
Взаимодействие педагога с детьми
(профиль группы)
Традиционная образовательная
система
| -
2
| -
1
|
0
| +
1
| +
2
| Личностно-ориентированная
образовательная система
|
Взаимодействие с детьми определяется, когда осознанным, а когда неосознанным отношением к ребенку как «маленькому» взрослому
|
|
|
|
|
| Взаимодействие с детьми строится на отношении к ребенку как качественно отличному от взрослого, но равноправному партнеру
|
Воспитатель часто игнорирует просьбы и вопросы детей на том основании, что они «не имеют отношения к делу». Он стремится реализовывать в основном свои планы, рассматривать свои инициативы как наиболее ценные и полезные для развития детей.
|
|
|
|
|
| Воспитатель всегда со вниманием относится к просьбам и вопросам детей, подхватывает и развивает высказанные ими идеи и предложения. Основываясь на детских инициативах, воспитатели гибко трансформируют свою деятельность, пытаясь достигнуть баланса между интересами детей и необходимостью реализовывать определенные образовательные задачи.
|
Во взаимодействии воспитателя с детьми преобладают монологические стили общения с акцентом на авторитарность и манипулирование
|
|
|
|
|
| Педагоги стремятся строить свое общение и взаимодействие на уровне межличностного диалога.
|
Ведение наблюдений за эффективностью
образовательных воздействий на ребенка
(профиль группы)
Традиционная образовательная
система
| -
2
| -
1
|
0
| +
1
| +
2
| Личностно-ориентированная
образовательная система
|
Цель наблюдения заключается в
контроле за успешностью
исполнения детьми требований
взрослых
|
|
|
|
|
| В оценку педагога попадает не только
сфера когнитивного развития ребенка,
но и коммуникативная, эмоциональная,
социальная сферы развития
|
Специально организованное и
регулярное наблюдение за детьми не ведется или ведется лишь за отдельными детьми (в основном за отстающими)
|
|
|
|
|
| Ведется специально организованное и регулярное наблюдение за каждым ребенком
|
Нет необходимости вести индивидуальный дневник или карту развития каждого отдельного ребенка
|
|
|
|
|
| Каждый ребенок имеет свой собственный дневник или карту развития, куда воспитатель заносит результаты своих наблюдений и проб
|
Результаты наблюдений существенно не влияют на намеченный план деятельности группы
|
|
|
|
|
| Результаты наблюдений анализируются, интерпретируются и используются для внесения необходимых корректив в текущий план деятельности группы
|
Результаты наблюдений являются в основном достоянием педагогического коллектива и используются для обсуждения с родителями лишь в экстренных случаях
|
|
|
|
|
| Результаты наблюдений регулярно обсуждаются с родителями каждого ребенка и используются для принятия совместных решений
|
Результаты наблюдений не используются для оценки профессиональной деятельности воспитателей
|
|
|
|
|
| Полученные воспитателями результаты наблюдений представляют собой оценку и профессиональной деятельности воспитателей, оценку успешности их образовательных и воспитательных действий
|
Развитие ребенка