Вторая ступень обучения: первичная (общая) паллиативная помощь детям
Эта ступень обучения предназначена как для студентов медицинских специально стей, так и для врачей, которые часто сталкиваются с проблемами паллиативной по мощи, но не являются специалистами в этой сфере (детские онкологи, неврологи, неонатологи). Данная программа может преподаваться в высших учебных заведени ях, на курсах повышения квалификации врачей и в рамках циклов постдипломного образования. Эта ступень обучения предназначена как для слушателей, зна комых с педиатрией, так и для специалистов в сфере взрослой пал лиативной медицины. Основные компетенции одинаковы для всех обучающихся, однако каждой группе может потребоваться допол нительная информация, чтобы достигнуть цели — умение оказывать высококвалифицированную детскую паллиативную помощь.
Программа курса разрабатывается индивидуально; ее продол жительность, формат и содержание могут изменяться. Примеры приведены на сайте ЕАПП [http://www.eapcnet.eu]. В таблице разде ла 5.1 представлен необходимый минимум компетенций. При этом основное внимание следует уделять не продолжительности обуче ния, а приобретению требуемых компетенций.
165 Документ 5 Перечень компетенций для образовательных программ «Первичная (общая) детская паллиативная помощь»
Компетенции | |||||||||||
Компетенций | |||||||||||
1. Общие | • Знать историю паллиативной медицины и основные принципы дет | ||||||||||
аспекты | ской паллиативной помощи, понимать специфику педиатрической | ||||||||||
детской пал | практики. | ||||||||||
лиативной | • Знать об ограничивающих жизнь или угрожающих жизни ребенка | ||||||||||
помощи и | заболеваниях; знать о преимуществах паллиативной помощи для де | ||||||||||
их прак | тей, страдающих этими заболеваниями. | ||||||||||
тическое | • Практиковать холистический подход к лечению: уметь оценить фи | ||||||||||
применение | зические, психологические, образовательные, духовные и экзистен | ||||||||||
циальные, социальные и культурные потребности детей, подростков | |||||||||||
и их семей. | |||||||||||
• Практиковать подход, основанный на контакте между ребенком и | |||||||||||
специалистом, оказывающим паллиативную помощь; понимать значе | |||||||||||
ние такого подхода. | |||||||||||
• Уметь тесно сотрудничать с людьми, ухаживающими за ребенком | |||||||||||
(как медицинскими работниками, так и людьми, не имеющими меди | |||||||||||
цинского образования). | |||||||||||
• Понимать проблемы, задачи и преимущества, к которым приводит | |||||||||||
использование принципов детской паллиативной медицины в здра | |||||||||||
воохранении (больницы, перинатальные и неонатологические отделе | |||||||||||
ния, отделения интенсивной терапии), в обществе и в семье. | |||||||||||
• Начинать и контролировать оказание детской паллиативной помощи | |||||||||||
(в рамках непрерывной медицинской помощи). | |||||||||||
• Выявлять проблемы и недочеты в справочных системах и схемах | |||||||||||
сотрудничества. | |||||||||||
2. Развитие | • Уметь описывать стандартные задачи, связанные с развитием ре | ||||||||||
новорож | бенка в детском и подростковом возрасте; понимать, как угрожающие | ||||||||||
денных, | жизни заболевания изменяют детей. | ||||||||||
детей и | • Понимать, как меняются общие представления детей и подростков о | ||||||||||
подростков: | болезни, умирании и смерти. | ||||||||||
различные | • Осуществлять эффективную оценку развития. | ||||||||||
аспекты | • Взаимодействовать с ребенком в соответствии со стадией когни | ||||||||||
тивного, социального, эмоционального, физического или духовного | |||||||||||
развития. | |||||||||||
• Понимать важность игры и ее терапевтические аспекты. |
166
Основные компетенции, которые необходимо развивать | |
в процессе обучения паллиативной помощи детям | |
3. Физиче | • Знать о наиболее распространенных симптомах, которые встречают |
ские аспек | ся в детской паллиативной практике. |
ты ухода | • Распознавать основные ошибочные представления, касающиеся бо |
левого синдрома у детей; уметь объяснить ребенку, как эти заблужде | |
ния препятствуют оптимальной терапии боли. | |
• Уметь найти и применить соответствующие инструменты оценки | |
боли. | |
• Четко фиксировать боль и другие симптомы. | |
• Безопасно и эффективно использовать наиболее распространенные | |
в детской паллиативной практике лекарственные препараты. | |
• Уметь применять «лестницы обезболивания» для терапии боли и | |
адъювантные препараты для контроля симптомов. | |
• Выявлять нефармакологические подходы к облегчению симптомов | |
боли. | |
4. Психосо | • Оценивать, насколько серьезно болезнь и процесс умирания затро |
циальные | нули психосоциальное и духовное развитие ребенка или подростка. |
и духовные | • Знать, как проявляются психологические проблемы и трудности в |
аспекты, | детском и подростковом возрасте. |
эмоцио | • Уметь найти и применить соответствующие инструменты оценки |
нальные | психосоциальных, духовных и экзистенциальных параметров. |
потребности | • Помогать ребенку справиться с тревогой. |
пациентов | • Понимать важность познавательных потребностей ребенка. |
5. Поддерж | • Рассматривать семью как систему; понимать, как состояние ребен |
ка семьи | ка, угрожающее жизни или ограничивающее ее продолжительность, |
влияют на семью. | |
• Использовать соответствующие инструменты (например, генограм | |
мы) для оценки структуры семьи и ее потребностей. | |
• Обсуждать основные реакции, проблемы и потребности членов се | |
мьи (родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек), в которой есть | |
ребенок с состоянием, угрожающим его жизни или ограничивающим | |
ее продолжительность. | |
• При поддержке семьи учитывать ее религиозные и культурные | |
особенности. | |
6. Принятие | • Привлекать к обсуждению общих задач ребенка и его семью |
решений — | • Привлекать семью к обсуждению и принятию клинических решений. |
клинические | • Понимать, насколько ребенок способен участвовать в принятии |
и этические | решения. |
аспекты |
167
Документ 5
7. Помощь | • Знать о наиболее распространенных симптомах, которые наблюда |
умирающим | ются у умирающих. |
• Уметь заранее планировать уход за умирающими пациентами. | |
• Распознавать острые терминальные состояния и экстренные | |
ситуации. | |
• Понимать специфику общих реакций, проблемы и потребности тя | |
желобольных детей и их семей (братьев и сестер, родителей, бабушек | |
и дедушек) при приближении смерти. | |
• Распознавать преждевременные проявления скорби и оказывать | |
поддержку в этих ситуациях. | |
• Обсуждать меры по улучшению качества жизни умирающего ребен | |
ка или подростка. | |
• Учитывать роль школы в период умирания и смерти ученика. | |
8. Меж | • Понимать, насколько важно рассматривать проблемы с междисци |
дисципли | плинарной точки зрения. |
нарное и | • Понимать динамику работы команды перед лицом серьезной болез |
межпрофес | ни и смерти. |
сиональное | • Учитывать специфику реакции адаптации, как личной, так и команд |
сотрудниче | ной, помогающей преодолевать тревогу и встречаться с умиранием и |
ство, работа | смертью. |
в команде | |
9. Контакт с | • Уметь общаться с ребенком на его уровне. |
ребенком и | • Владеть основными навыками общения (активное слушание, мол |
семьей | чаливая рефлексия, формулирование и обсуждение эмоционально |
сложных вопросов). | |
• Понимать язык невербального общения. | |
• Уметь сообщать плохие новости деликатно, с учетом культурных осо | |
бенностей данной семьи. | |
• Справляться с негативными реакциями и сильными эмоциями, уметь | |
отвечать на трудные вопросы. | |
• Уметь разговаривать с ребенком на темы болезни, умирания и | |
смерти в соответствии с уровнем его осведомленности и степенью | |
понимания. | |
10. Под | • Понимать, чем отличаются особенности горевания у родителей и |
держка в | братьев или сестер. |
пережива | • Применять соответствующие модели горевания для поддержки бли |
нии утраты | жайших родственников, переживающих утрату. |
• Помогать в осуществлении ритуалов и сборе воспоминаний. | |
• Выявлять наиболее сложные случаи переживания утраты и прибе | |
гать к помощи соответствующих специалистов. |
168
Основные компетенции, которые необходимо развивать | |
в процессе обучения паллиативной помощи детям | |
11. Рефлек | • Формировать способность к критическому и конструктивному ана |
сия, само | лизу личных реакций, возникающих при уходе за пациентами. |
анализ и | • Формировать собственную психологическую устойчивость; знать о |
самопомощь | своей «точке уязвимости»; знать о способах помощи самому себе при |
смерти ребенка. | |
• Уметь структурировать систему оказания медицинской помощи и | |
систему комплексной поддержки так, чтобы она соответствовала соб | |
ственному психологическому состоянию и текущим обстоятельствам. | |
12. Просве | • Уметь объяснять принципы и значение детской паллиативной |
тительская | помощи. |
работа | • Бороться за право детей на паллиативную помощь. |
• Привлекать внимание к проблеме детской паллиативной помощи. |
2019-05-24 | 225 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Вторая ступень обучения: первичная (общая) паллиативная помощь детям |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы