Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


В информационном обществе



2019-05-24 233 Обсуждений (0)
В информационном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие представляет собой закономерное количественное и качественное изменение, характеризующее необратимость и направленность, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта. Информационное развитие человека (индивидуума, личности, субъекта деятельности) и общества происходит как процессе перехода из одного состояния в другое, более совершенное; от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к новому.

Движущей силой информационного развития выступают противоречия, имеющие разные основания (между личностью и обществом, генетико-биопсихическими предпосылками и социальными условиями, между желаемым и возможным, целями и средствами и условиями, целями и результатами, стихийностью и целенаправленностью, между внутренними противоречиями в информационном сознании, информационной деятельности, информационном общении и при взаимодействии их; между уровнями информационного развития, необходимостью и свободой, а также противоречия в закономерностях динамики потребностей, полимотивации, многообразии интересов, иерархии установок).

В условиях информационного общества в отношении личности выдвигается огромное число неожиданных, нестандартных задач, требующих нетривиальных подходов. Стойкой тенденцией является возрастание роли интеллектуального труда. Поэтому информационное развитие личности предполагает высокий уровень развития интеллекта и способности самостоятельно и творчески мыслить.

Общество и сама личность должны развивать новый тип мышления (с преобладанием ориентации на саморазвитие и самообучение) и новый тип общения. Информационно развитая личность должна:

§ уметь находить необходимые данные в различных источниках информации;

§ быть способной использовать в своей деятельности компьютерные технологии;

§ уметь выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы и управлять ими;

§ владеть основами аналитической переработки информации;

§ владеть практическими способами работы с различной информацией;

§ иметь высокий уровень читательской культуры;

§ считать морально-этические нормы работы с информацией абсолютным для себя императивом;

§ постоянно повышать свою квалификацию, в том числе путем дистанционного обучения в высших учебных заведениях;

§ использовать для своего профессионального роста и самообразования информационные ресурсы компьютерных сетей.

 

Актуальность проблемы информационного развития личности в информационном обществе подтверждается характерной для настоящего времени ситуацией снижения уровня читательской культуры. Читательские навыки являются необходимым условием развития информационной культуры, можно сказать, что последняя надстраивается над читательской культурой, отражая культуру личности в целом.

Информационное развитие личности происходит в трех сферах (информационном сознании, информационной деятельности, информационном общении) за счет разрешения противоречий между содержанием информационного сознания, информационной деятельности и информационного общения на каждом этапе онтогенеза.

Информационное сознание рассматривается как процесс и результат осознания себя в информационном мире, целенаправленное регулирование на этой основе своего поведения, деятельности и отношений.

Под информационной деятельностью понимается деятельность, объектом которой является информация и которая удовлетворяет, прежде всего, информационные потребности субъекта. Информационная деятельность представляет собой прием или сбор информации, ее обработку, систематизацию, обобщение, анализ, хранение, выдачу необходимой информации.

Работа сознания по своей сути есть информационная деятельность по восприятию информации в окружающем мире, ее осмыслению.

В процессе информационной деятельности человек вступает в опосредованное (через электронные носители) информационное общение с другим субъектом. Информационное общение представляет собой информационное взаимодействие двух или более людей посредством электронных носителей.

Информационное общение все более активно включается в деятельность современного человека, обеспечивая все ее этапы, начиная с планирования, опосредуя осуществление все более широкого спектра видов деятельности, и заканчивая контролем качества осуществления промежуточных результатов и деятельности в целом.

Информационное общение так же, как и обычное общение может обособляться в особый самостоятельный вид деятельности, доставляющей участникам большое удовольствие. Поэтому распространение социальных сетей осуществляется столь стремительно.

Информационное развитие личности происходит в процессе получения образования. Главным объектом и субъектом образования выступает молодежь, в характере социализации которой заинтересовано общество. На информационное развитие личности оказывают существенное влияние ориентиры, предоставляемые обществом, идеология, технологии психологического воздействия.

Образование должно быть ориентировано на будущее, которое требует от человека умения воспринимать, обрабатывать и перерабатывать большие потоки информации, свободно владеть информационными технологиями. Эти умения необходимо формировать как можно ранее, включая не только вузовское образование, но и школьное.

Целью профессионального образования, особенно высшего, является «выведение» студентов на путь самоуправления собственного информационного развития.

Получение высшего профессионального образования способствует информационному развитию личности студентов, их ориентации на путь самоуправления. Информационное развитие личности путем самоуправления основывается на взаимосвязи информационной культуры и личностного и профессионального развития студента: изменение уровня информационной культуры повышает успешность самореализации в учебной, а затем и в профессиональной деятельности.

 

 

 

Задание для самостоятельного выполнения Дайте определение информационного развития. Что выступает в качестве его движущих сил? В чем состоят сложности информационного развития личности в информационном обществе? Каковы основные критерии информационно развитой личности? Насколько эти признаки развиты у Вас? Считаете ли Вы себя информационно развитой личностью? Считают ли окружающие Вас информационно развитой личностью? Почему? Совпадают ли Ваши оценки? Обсудите друг с другом свои точки зрения по этому вопросу. Объясните взаимосвязь информационного развития личности и ее читательской культурой. Можно ли говорить о снижении уровня читательской культуры у современных студентов? Почему это происходит? Аргументируйте свои ответы. Можно ли говорить о высоком уровне информационного развития личности у современных студентов? Что такое информационное сознание, информационная деятельность, информационное общение? Как эти сферы связаны друг с другом? Укажите роль вуза в информационном развитии личности студентов. Аргументируйте свои ответы.


2019-05-24 233 Обсуждений (0)
В информационном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: В информационном обществе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)