Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие информационной культуры



2019-05-24 534 Обсуждений (0)
Понятие информационной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




Существует множество определений информационной культуры. Не ставя в данном пособии задачи провести максимально полный обзор существующих определений, укажем лишь несколько примеров.

«Информационная культура – комплекс знаний, умений и навыков специалиста по организации научно-информационной деятельности» (Бородин С.М., 1986.).

«Информационная культура – умение использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными» (Воробьев Г.Г.).

«Информационная культура – область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» (Вохрышева М.Г., 1997).

«Информационная культура отражает степень владения специалистом основами знаний в области методов и технологии работы с информацией, а также наличие опыта, навыков выполнения информационных процедур. В практическом плане это означает знание организации информационных процессов, владения приемами поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза информации, умения применить технические средства, используемые в информационном процессе» (Гендина Н.И., 1993). «Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях информационных технологий» (Гендина Н.И., 2002).

«Информационная культура – информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры» (Гречихин А.А., 1994).

«Информационная культура – система информационных ресурсов общества на данном этапе исторического развития, а также совокупность знаний, умений, норм, правил, ценностей, связанных с созданием этих ресурсов и выполнением информационной деятельности» (Дворкина М.Я., 1994).

«Информационная культура – совокупность сведений об основных методах представления знаний вместе с умением применять их на практике для решения и постановки содержательных задач» (Елизарова А.М.).

«Информационная культура личности – гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации» (Зиновьева Н.Б., 1996.).

«Информационная культура – это методика, методология
и мировоззрение общества эпохи информатизации» (Зубов Ю.С.,
Сляднева Н.А., 1993)
.

«Информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющей ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией – получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании – и включающей грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационно ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности» (Каракозов С.Д., 2000).

«Информационная культура – исторически определенный уровень развития общества и человека, связанный с качественно новым уровнем производства, переработки и распространения информации» (Киева О.В., 2001).

«Информационная культура в широком смысле – это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле слова это: оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации» (Кравец В.Н., 2000).

«Информационная культура – совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе; понятие, характеризующее культуру с точки зрения кумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации» (Культурология, 1998.).

«Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы» (Макарова Н.В., 2002).

«Информационная культура – знания и умения правильно сформулировать тему запроса, видеть ее как предмет и аспект, осуществлять поиск, извлекать из документа необходимые сведения, владеть навыками анализа при составлении новых документов» (Мартынова Е.В.,
Сбитнева Г.И., 1994)
.

«Информационная культура – уровень знаний, позволяющий человеку не только свободно ориентироваться в информационной среде, но и участвовать в ее формировании и преобразовании, способствовать информационному взаимодействию» (Медведева Е.А., 1994).

«Информационная культура – понимается «как часть общечеловеческой культуры, как необходимое звено профессиограммы специалиста, являющееся качественной характеристикой его информационной деятельности, ее целей, средств, результатов, находящих свое выражение в комплексе знаний, умений и навыков, мотивационных установок в работе с информационными источниками и проявляющееся в стойком интересе к информационной деятельности, ее систематичности и последовательном положительном отношении к информационным органам, осознанном выборе источников информации, умении сохранять, систематизировать и использовать на практике полученные знания» (Огурцова Н.В., 1990).

«Информационная культура представляет собой методический аппарат оперирования социальной информацией, сложившийся в ходе эволюции общества и накопивший в себе все многообразие способов взаимодействия человека и информации» (Оленева С.М.).

«Информационная культура – компонент общей культуры личности, общества или определенной его части, проявляющийся во всех возможных видах работы с информацией, таких, как ее получение, накопление, кодирование, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, ее трансляция, практическое использование» (Паршиков Н.А., Борисова О.О., 1995).

«Информационная культура – совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации» (Семеновкер Б.А., 1994).

«Информационная культура – степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании».

«Информационная культура – это информационная компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующая уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений» (Семенюк Э.Л., 1994).

«Информационная культура – это умение человека использовать соответствующим образом весь набор информационных технологий в своей деятельности» (Силантьева В.Ф., Калеников А.В.).

«Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека. Она является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей.» (Соснина Т.Н., Гончуков П.Н., 1997).

«Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего. Достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации. В то же время это и деятельность, направленная на оптимизацию всех видов информационного общения, создания наиболее благоприятных условий для того, чтобы ценности культуры были освоены человеком, вошли в его образ жизни». (Суханов А.П., 1988).

«Информационная культура – качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности» (Хангельдиева И.Г., 1993).

Во всех представленных определениях, несмотря на акцентирование той или иной стороны информационной культуры, есть общие положения. Мы представили небольшой обзор определений информационной культуры преднамеренно для того, чтобы дать возможность сначала самостоятельно попытаться выделить эти общие характеристики. Кроме того, просматривая определения, можно заметить, что проблема информационной культуры при ее довольно хорошей разработанности не перестает быть актуальной
и в настоящее время.

Информационная культура является частью общей культуры, пронизывает все культурные процессы, все аспекты культурной деятельности: научной, образования, управления природными и социальными процессами, сферы быта, досуга и т.д. Существуют две линии анализа или две стороны рассмотрения информационной культуры:

· как социокультурный феномен

· как технико-технологический феномен

 

Информационная культура как социокультурный феномен имеет общие со всей культурой черты. Так, она также неразрывно связана с социальной природой человека, также является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к себе, друг к другу, обществу и природе. Она выступает в качестве элемента формирующейся культуры эпохи информатизации, представляет собой ее сущность и содержание, как бы экипировку всех культурных процессов современной информационной технологией, органический синтез информации и культуры.

Информационная культура с технико-технологической сторонырассматривается как результат и умение использовать информационные ресурсы, информационно-коммуникативные системы, входом в которые является язык систем.

Таким образом, область функционирования информационной культуры не ограничивается сферой компьютеризации или информационной техники. К ней относятся процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга и т.д. То есть информационная культура является необходимым и эффективным фактором освоения человеком культурной реальности, всего накопленного человечеством культурного потенциала.

Однако на сегодня информационная культура рассматривается больше с технико-технологической, а не социокультурный точки зрения, то есть является в основном показателем профессиональной, а не общей культуры, что сужает ее реальную область применения и диапазон ее содержания.

К функциям информационной культуры относятся:

§ Регулятивная функция, связанная с воздействием информационной культуры на любую деятельность человека, в том числе информационную;

§ Познавательная функция, связанная с исследовательской деятельностью и обучением человека;

§ Коммуникативная функция, характеризующая информационную культуру как неотъемлемый элемент взаимосвязи людей;

§ Воспитательная функция, связанная с активным участием информационной культуры в освоении личностью всем накопленным человеческим опытом, его материальными и духовными богатствами.

 

Информационная культура может выступать в самых разнообразных формах, выделенных по критерию сфер деятельности и способов жизнедеятельности людей – научной, промышленной, политической, художественной, образовательной и т.д. Информационная культура может рассматриваться на уровне личности, малых первичных и больших вторичных групп, всего общества. В отношении данного критерия можно говорить и о видах информационной культуры:

· Информационная культура личности;

· Информационная культура семьи;

· Информационная культура социального института, сферы, отдельного учреждения, предприятия, компании;

· Информационная культура общества в целом.

 

Задание для самостоятельного выполнения Что такое информационная культура? Какие существуют две линии ее анализа? В чем их суть? Какая из сторон информационной культуры превалирует в настоящее время? Назовите основные функции информационной культуры. Объясните их, приведите примеры. Какие выделяют уровни рассмотрения информационной культуры? Как они соотносятся между собой? Аргументируйте свои ответы.

 



2019-05-24 534 Обсуждений (0)
Понятие информационной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие информационной культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (534)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)