Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровни понимания текста



2019-05-24 1657 Обсуждений (0)
Уровни понимания текста 0.00 из 5.00 0 оценок




Понимание текста – сложный мыслительный процесс, имеющий многоуровневую структуру. Можно выделить следующие уровни понимания, соответствующие основным единицам смыслового восприятия текста:

– понимание слов;

– понимание предложений;

– понимание абзацев;

– понимание того, о чем (о каких субъектах) говорится в тексте (и умение составить на этой основе план), и того, что именно об этом говорится (и умение на этой основе делать выписки и составлять тезисы), т.е. понимание основных суждений (утверждений) текста;

– понимание того, как логически связаны в тексте субъекты, и умение на основе этого составить граф-схему его основного содержания;

– понимание основного замысла текста и его подтекста;

– понимание того, как связано содержание данного текста с содержанием других изученных текстов (и на этой основе интерпретация текста).

Понимание слов. В основе понимания отдельных слов (научных понятий) лежит, прежде всего, постоянное обогащение словарного запаса, как в процессе чтения, так и в процессе целенаправленной работы со словарями и энциклопедиями. Значение понятий сначала выявляется из анализа контекста, а затем (в случае затруднений) – по словарям. В ходе осуществления самостоятельной информационной деятельности студентам рекомендуется взять за правило каждую неделю изучать объем 5-6 понятий по научным дисциплинам, изучаемым в текущем году. За год, таким образом, осваивается около 500 терминов (кстати, в физике, всего около 1000 терминов, в физиологии 3000 терминов).

Понимание предложений. Если понимание слов и словосочетаний предполагает владение большим словарным (понятийным) запасом, то понимание предложений требует от студента, владение такой логической категорией, как суждение. Структуру суждения составляют:

§ субъект (то, о чем делается утверждение или отрицание),

§ предикат (то, что утверждается или отрицается),

§ связка (само утверждение или отрицание).

В суждении отражается принадлежность или отсутствие тех или иных отличительных признаков у предметов в широком смысле, т.е. признаками являются само существование предметов, их свойство, структура, функции, отношения и связь, тождество и различия с другими предметами. Отсюда выделяются такие виды суждений, как:

· суждения существования (атомы существуют),

· суждения свойств (атомы малы),

· суждения отношения (атомы меньше молекул),

· суждения структуры (атомы состоят из элементарных частиц),

· суждения функций (часы показывают время).

 

Поскольку понятия бывают единичные, частные, и общие – выделяют:

§ суждения единичные (Ф.М. Достоевский – автор романа «Идиот»),

§ суждения частные (некоторые учащиеся имеют неразвитую память),

§ суждения общие (все деревья – растения).

 

Суждения являются важнейшей формой знания. В них фиксируются знания о единичных, индивидуальных понятиях, о широких классах объектов, об идеальных абстрактных объектах и их обобщенных регулярных необходимых связях (объективных, законченных). Суждения, отражающие индивидуальные объекты, их свойства, характеристики, называются фактами, а суждения, в которых отражаются объективные законы, называются законами науки.

Для понимания неясных, сложныхпредложений рекомендуется также составлять граф-схему, наглядно изображающую грамматические отношения между членами предложения. Это особенно важно для понимания тех предложений, которые выражают основные суждения текста.

Понимание абзацев. Следующим уровнем понимания текста является понимание сверхфразовых единств (СФЕ) – групп предложений, выражающих законченную мысль. СФЕ может быть больше или меньше абзаца, а может и равняться ему, ибо деление на абзацы осуществляется редакторами или авторами не всегда в соответствии с закономерностями логики. В СФЕ отражаются такие логические операции, как умозаключения, доказательства, объяснения, а также совокупности суждений, описывающих операции определения понятия, классификации, систематизации и др. В основе понимание СФЕ лежит свободное владение вышеперечисленными логическими операциями.

Анализ учебных и научных текстов показал, что граф-схемы имеют типичную структуру для СФЕ, воплощающих логические операции определенного типа:

1. Операция деления понятия и классификации:  

Родовое понятие  
Видовое понятие  

(например, окунь – рыба)

 

2. Операция описания внешних свойств объекта:  

Объект  
свойство  

(например, окунь – хищник)

 

3. Операция описания структуры, строения объекта (целое-часть):

Объект  
часть  

(например, плавник – окунь)

 

4. Операция описания функциональных свойств объекта, его связей с другими объектами:

  Объект
функция

(например, окунь – река)

 

 

5. Логическое отношение «причина-следствие»:

 

Причина Следствие

(например, горе – слезы)


 

6. Индуктивное умозаключение (от частных суждений к их обобщению, к общему суждению):

 

1 суждение 2 суждение 3 суждение

вывод (общее суждение или умозаключение)

 

7. Дедуктивное умозаключение (от общего суждения к частным):

 

общее суждение
частное частное частное

 

8. Доказательство:

 

Тезис
аргумент аргумент аргумент

Вывод

 

9. Объяснение линейное:

 

Из следует из которого следует
1. «А» 2. «Б» 3. «В»

 

(Примечание: например – объяснение понижения уровня семян клевера из-за уменьшения количества шмелей).

Понимание основных суждений (утверждений) текста. Использование графических средств анализа трудных СФЕ и письменного формулирования вопросов к непонятным местам является чрезвычайно эффективным приемам понимания учебных и научных текстов, построенных по определенным логическим закономерностям.

Если по мере изучения текста составлялись мини граф-схемы к отдельным СФЕ, то, осмысливая весь текст в целом, желательно объединить эти схемы в одну общую, выявив предварительно логические связи между отдельными СФЕ. На стадии осмысления всего текста поможет и прием составления плана (вычленения из текста основных субъектов высказывания).

Следует особо отметить, что учебные и научные тексты, описывающие различные объекты исследования, строятся по типичным планам или «рецептам», т.е. имеют общие композиционные особенности. Такой типичной композицией научного текста является следующая последовательность изложения материала:

1. Цель исследования

2. Проблема исследования и состояние проблемы в науке.

3. Объект и предмет исследования.

4. Гипотеза решения проблемы исследования.

5. Методология и методы исследования

6. Задачи исследования.

7. Полученные новые научные результаты:

· эмпирические 

· теоретические.

 

Таким образом, использование основных приемов понимания текста (формулирование вопросов, составление плана, граф-схем и сводных таблиц, выписывание основных тезисов-суждений текста) позволяет достичь глубокого понимания не только его содержания, но и замысла его создания, включить извлеченную из текста информацию в целостную систему знаний по изучаемому предмету.

 

Задание для самостоятельного выполнения Какие выделяют уровни понимания текста, соответствующие основным единицам его смыслового восприятия? В каких ситуациях применяют каждый из них? Какие уровни понимания текста характерны для Вас? Потренируйтесь в анализе текстов на разных уровнях их понимания. Какая последовательность изложения материала составляет типичную композицию научного текста? Всегда ли ее придерживаются? Почему? Как обстоят дела относительно Вас самих?


2019-05-24 1657 Обсуждений (0)
Уровни понимания текста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровни понимания текста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1657)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)