Уровни понимания текста
Понимание текста – сложный мыслительный процесс, имеющий многоуровневую структуру. Можно выделить следующие уровни понимания, соответствующие основным единицам смыслового восприятия текста: – понимание слов; – понимание предложений; – понимание абзацев; – понимание того, о чем (о каких субъектах) говорится в тексте (и умение составить на этой основе план), и того, что именно об этом говорится (и умение на этой основе делать выписки и составлять тезисы), т.е. понимание основных суждений (утверждений) текста; – понимание того, как логически связаны в тексте субъекты, и умение на основе этого составить граф-схему его основного содержания; – понимание основного замысла текста и его подтекста; – понимание того, как связано содержание данного текста с содержанием других изученных текстов (и на этой основе интерпретация текста). Понимание слов. В основе понимания отдельных слов (научных понятий) лежит, прежде всего, постоянное обогащение словарного запаса, как в процессе чтения, так и в процессе целенаправленной работы со словарями и энциклопедиями. Значение понятий сначала выявляется из анализа контекста, а затем (в случае затруднений) – по словарям. В ходе осуществления самостоятельной информационной деятельности студентам рекомендуется взять за правило каждую неделю изучать объем 5-6 понятий по научным дисциплинам, изучаемым в текущем году. За год, таким образом, осваивается около 500 терминов (кстати, в физике, всего около 1000 терминов, в физиологии 3000 терминов). Понимание предложений. Если понимание слов и словосочетаний предполагает владение большим словарным (понятийным) запасом, то понимание предложений требует от студента, владение такой логической категорией, как суждение. Структуру суждения составляют: § субъект (то, о чем делается утверждение или отрицание), § предикат (то, что утверждается или отрицается), § связка (само утверждение или отрицание). В суждении отражается принадлежность или отсутствие тех или иных отличительных признаков у предметов в широком смысле, т.е. признаками являются само существование предметов, их свойство, структура, функции, отношения и связь, тождество и различия с другими предметами. Отсюда выделяются такие виды суждений, как: · суждения существования (атомы существуют), · суждения свойств (атомы малы), · суждения отношения (атомы меньше молекул), · суждения структуры (атомы состоят из элементарных частиц), · суждения функций (часы показывают время).
Поскольку понятия бывают единичные, частные, и общие – выделяют: § суждения единичные (Ф.М. Достоевский – автор романа «Идиот»), § суждения частные (некоторые учащиеся имеют неразвитую память), § суждения общие (все деревья – растения).
Суждения являются важнейшей формой знания. В них фиксируются знания о единичных, индивидуальных понятиях, о широких классах объектов, об идеальных абстрактных объектах и их обобщенных регулярных необходимых связях (объективных, законченных). Суждения, отражающие индивидуальные объекты, их свойства, характеристики, называются фактами, а суждения, в которых отражаются объективные законы, называются законами науки. Для понимания неясных, сложныхпредложений рекомендуется также составлять граф-схему, наглядно изображающую грамматические отношения между членами предложения. Это особенно важно для понимания тех предложений, которые выражают основные суждения текста. Понимание абзацев. Следующим уровнем понимания текста является понимание сверхфразовых единств (СФЕ) – групп предложений, выражающих законченную мысль. СФЕ может быть больше или меньше абзаца, а может и равняться ему, ибо деление на абзацы осуществляется редакторами или авторами не всегда в соответствии с закономерностями логики. В СФЕ отражаются такие логические операции, как умозаключения, доказательства, объяснения, а также совокупности суждений, описывающих операции определения понятия, классификации, систематизации и др. В основе понимание СФЕ лежит свободное владение вышеперечисленными логическими операциями. Анализ учебных и научных текстов показал, что граф-схемы имеют типичную структуру для СФЕ, воплощающих логические операции определенного типа: 1. Операция деления понятия и классификации:
(например, окунь – рыба)
2. Операция описания внешних свойств объекта:
(например, окунь – хищник)
3. Операция описания структуры, строения объекта (целое-часть):
(например, плавник – окунь)
4. Операция описания функциональных свойств объекта, его связей с другими объектами:
(например, окунь – река)
5. Логическое отношение «причина-следствие»:
(например, горе – слезы)
6. Индуктивное умозаключение (от частных суждений к их обобщению, к общему суждению):
7. Дедуктивное умозаключение (от общего суждения к частным):
8. Доказательство:
9. Объяснение линейное:
(Примечание: например – объяснение понижения уровня семян клевера из-за уменьшения количества шмелей). Понимание основных суждений (утверждений) текста. Использование графических средств анализа трудных СФЕ и письменного формулирования вопросов к непонятным местам является чрезвычайно эффективным приемам понимания учебных и научных текстов, построенных по определенным логическим закономерностям. Если по мере изучения текста составлялись мини граф-схемы к отдельным СФЕ, то, осмысливая весь текст в целом, желательно объединить эти схемы в одну общую, выявив предварительно логические связи между отдельными СФЕ. На стадии осмысления всего текста поможет и прием составления плана (вычленения из текста основных субъектов высказывания). Следует особо отметить, что учебные и научные тексты, описывающие различные объекты исследования, строятся по типичным планам или «рецептам», т.е. имеют общие композиционные особенности. Такой типичной композицией научного текста является следующая последовательность изложения материала: 1. Цель исследования 2. Проблема исследования и состояние проблемы в науке. 3. Объект и предмет исследования. 4. Гипотеза решения проблемы исследования. 5. Методология и методы исследования 6. Задачи исследования. 7. Полученные новые научные результаты: · эмпирические · теоретические.
Таким образом, использование основных приемов понимания текста (формулирование вопросов, составление плана, граф-схем и сводных таблиц, выписывание основных тезисов-суждений текста) позволяет достичь глубокого понимания не только его содержания, но и замысла его создания, включить извлеченную из текста информацию в целостную систему знаний по изучаемому предмету.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1657)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |