Р аздел 2. Развитие навыков чтения текста
ПРИЕМЫ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОГО ТЕКСТА Для успешного овладения приемами учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы необходимо уметь эффективно работать с научными текстами и иметь представление о разных видах источников научной информации. Выделяют следующие формы важных литературных источников. Монография – это научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или темы. Брошюра – непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера. Сборник научных статей – издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения. Журнальная статья – научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования. Рецензия – критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов. Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Тезисы доклада – краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения; тезисы. Учебное и методическое пособия – издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий. Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой, необходимо владеть определенными учебными умениями и навыками. К ним В.И. Косырев относит: § умение накапливать информацию; § умение творчески ее перерабатывать; § умение выдавать новую информацию; § умение находить на все это время.
Выделяют следующие формы информационной деятельности, в зависимости от стоящих перед ее субъектом целей: · Информационно-поисковая – найти нужную информацию. · Усваивающая – понять информацию и логику рассуждения. · Аналитико-критическая – осмыслить текст, определить к нему свое отношение. · Творческая – на основе осмысления информации дополнить и развить ее.
Овладение навыками понимания прочитанной информации способствует ее усвоению и включает две основные процедуры: уяснение и закрепление. Уяснение – это восприятие, осмысление и конспектирование содержания обучения. Главное здесь – осмысление и понимание. Вторая процедура – «закрепление» или запоминание полученных знаний. При этом важно четко осознавать и видеть разницу между уяснением или закреплением. Работа с любыми текстами, или с книгой будет эффективнее, если не путать понимание и запоминание, не подменять одно с другим. Начинать нужно всегда с уяснения. Чем лучше будет осмыслен материал, тем легче произойдет его запоминание. Приемы понимания и запоминания лежат в основе двух видов чтения, которые условно называются «медленными»: а) изучающее (в их основе лежат приемы понимания) и б) усваивающее (в их основе – приемы запоминания). Оба этих вида чтения студентам необходимо использовать в учебной деятельности, причем иметь навык перехода от одного к другому в зависимости от поставленной цели, сложности текста, наличия временного ресурса и т.д.
Виды чтения, необходимые для учебной деятельности: «Скоростные»: «Медленные»:
1. Библиографическое чтение – это просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и др. Цель такого чтения – по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе студентов. 2. Просмотровое чтение, как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками литературы, поскольку с их помощью студент может только предположить, что в книге или в статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра студент устанавливает, какие из источников будут использованы в его дальнейшей работе. 3. Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц. Цель – познакомиться с характером информации в целом, уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение; провести сортировку материала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения у студента прочитанный источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для более глубокого изучения. 4. Изучающее чтение предполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие студента к автору, готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию, реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала. Чтобы овладеть «изучающим» видом чтения надо освоить приемы понимания учебного текста. К этим приемам относятся: · прием постановки вопросов к тексту, · прием составления плана, · прием составления граф-схемы, · тезирование, · прием составления сводных таблиц, · комментирование. 5. Усваивающее чтение предполагает устойчивое запоминание освоенного материала. Чтобы прочно запомнить учебную информацию, т.е. овладеть «усваивающим» видом чтения необходимо овладеть такими важными приемами, как: · ответы на контрольные вопросы, · пересказ (реферативный), · составление аннотации к тексту (аннотирование), · комментирование учебных текстов, · составление рефератов и докладов по нескольким источникам, · устные выступления на уроках, дискуссиях и т.п., · составление сводных таблиц и другие приемы. 6. Аналитико-критическое и творческое чтение– два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли. Итак, в составе учебной деятельности учащегося выделяются два основных вида «медленного» чтения: изучающее и усваивающее. Приемы изучающегочтения используются, например, при подготовке к текущему занятию, когда стоит основная задача понятьучебную информацию и уметь отвечать на вопросы преподавателя. Приемы усваивающего чтения используются при подготовке к коллоквиумам, контрольным и экзаменам, когда стоит задача свободно (устно или письменно) воспроизводить усвоенные знания. Приемы скоростных видов чтения (просмотрового, ознакомительного) позволяют быстро сориентироваться в общей структуре и содержании текста (или нескольких текстов по некоторой теме). Таким образом, основное качество квалифицированного профессионального чтения – гибкость, требующая от студентов умения управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |