Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Р аздел 2. Развитие навыков чтения текста



2019-05-24 371 Обсуждений (0)
Р аздел 2. Развитие навыков чтения текста 0.00 из 5.00 0 оценок




ПРИЕМЫ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОГО ТЕКСТА

Для успешного овладения приемами учебно-исследовательской и на­учно-исследовательской работы необходимо уметь эффективно работать с научными текстами и иметь представление о разных видах источников научной информации. Выделяют следующие формы важных литературных источников.

Монография – это научный труд одного или нескольких при­держивающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.

Брошюра – непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.

Сборник научных статей – издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.

Журнальная статья – научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования.

Рецензия – критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов.

Аннотация – краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.

Тезисы доклада – краткое изложение содержания предстоящего научного сообщения; тезисы.

Учебное и методическое пособия – издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекомендации по выполнению практических заданий.

Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой, необходимо владеть определенными учебными умениями и навыками. К ним В.И. Косырев относит:

§ умение накапливать информацию;

§ умение творчески ее перерабатывать;

§ умение выдавать новую информацию;

§ умение находить на все это время.

 

Выделяют следующие формы информационной деятельности, в зависимости от стоящих перед ее субъектом целей:

· Информационно-поисковая – найти нужную информацию.

· Усваивающая – понять информацию и логику рассуждения.

· Аналитико-критическая – осмыслить текст, определить к нему свое отношение.

· Творческая – на основе осмысления информации дополнить и развить ее.

 

Овладение навыками понимания прочитанной информации способствует ее усвоению и включает две основные процедуры: уяснение и закрепление.

Уяснение – это восприятие, осмысление и конспектирование содержания обучения. Главное здесь – осмысление и понимание.

Вторая процедура – «закрепление» или запоминание полученных знаний. При этом важно четко осознавать и видеть разницу между уяснением или закреплением.

Работа с любыми текстами, или с книгой будет эффективнее, если не путать понимание и запоминание, не подменять одно с другим. Начинать нужно всегда с уяснения. Чем лучше будет осмыслен материал, тем легче произойдет его запоминание.

Приемы понимания и запоминания лежат в основе двух видов чтения, которые условно называются «медленными»: а) изучающее (в их основе лежат приемы понимания) и б) усваивающее (в их основе – приемы запоминания). Оба этих вида чтения студентам необходимо использовать в учебной деятельности, причем иметь навык перехода от одного к другому в зависимости от поставленной цели, сложности текста, наличия временного ресурса и т.д.

Виды чтения, необходимые для учебной деятельности:

«Скоростные»:                             «Медленные»:

а) библиографическое а) изучающее
б) просмотровое б) усваивающее
в) ознакомительное в) аналитико-критическое и творческое

 

1. Библиографическое чтение – это просматривание карточек ка­талога, рекомендательных списков, сводных списков журнальных статей за год и др. Цель такого чтения – по библиографическим описаниям найти источники, которые могут быть полезны в дальнейшей работе студентов.

2. Просмотровое чтение, как и библиографическое, используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию. Обычно к нему прибегают сразу после работы с каталогами и списками литературы, поскольку с их помощью студент может только предположить, что в книге или в статье данного названия содержится интересующая его информация. Для окончательного решения вопроса он должен просмотреть отобранные материалы, отдельные их части (оглавление, аннотацию, введение, заключение), чтобы выяснить, действительно ли в них содержатся нужные сведения и насколько полно в каждом из источников они представлены. В результате такого просмотра студент устанавливает, какие из источников будут использованы в его дальнейшей работе.

3. Ознакомительное чтение подразумевает сплошное, достаточно внимательное прочтение отобранных статей, книг, их глав, отдельных страниц. Цель – познакомиться с характером информации в целом, уяснить, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение; провести сортировку материала на существенный и несущественный, выделить моменты, заслуживающие особого внимания. После такого чтения у студента прочитанный источник или откладывается как не содержащий новой и нужной информации, или оставляется для более глубокого изучения.

4. Изучающее чтение предполагает доскональное освоение материала, отобранного в ходе ознакомления со статьями, книгами. В ходе такого чтения проявляется доверие студента к автору, готовность принять и впитать всю предлагаемую информацию, реализуется установка на предельно полное понимание и усвоение материала.

Чтобы овладеть «изучающим» видом чтения надо освоить приемы понимания учебного текста. К этим приемам относятся:

· прием постановки вопросов к тексту,

· прием составления плана,

· прием составления граф-схемы,

· тезирование,

· прием составления сводных таблиц,

· комментирование.

5. Усваивающее чтение предполагает устойчивое запоминание освоенного материала.

Чтобы прочно запомнить учебную информацию, т.е. овладеть «усваивающим» видом чтения необходимо овладеть такими важными приемами, как:

· ответы на контрольные вопросы,

· пересказ (реферативный),

· составление аннотации к тексту (аннотирование),

· комментирование учебных текстов,

· составление рефератов и докладов по нескольким источникам,

· устные выступления на уроках, дискуссиях и т.п.,

· составление сводных таблиц и другие приемы.

6. Аналитико-критическое и творческое чтение– два вида чте­ния, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли.

Итак, в составе учебной деятельности учащегося выделяются два основных вида «медленного» чтения: изучающее и усваивающее. Приемы изучающегочтения используются, например, при подготовке к текущему занятию, когда стоит основная задача понятьучебную информацию и уметь отвечать на вопросы преподавателя. Приемы усваивающего чтения используются при подготовке к коллоквиумам, контрольным и экзаменам, когда стоит задача свободно (устно или письменно) воспроизводить усвоенные знания. Приемы скоростных видов чтения (просмотрового, ознакомительного) позволяют быстро сориентироваться в общей структуре и содержании текста (или нескольких текстов по некоторой теме).

Таким образом, основное качество квалифицированного профессионального чтения – гибкость, требующая от студентов умения управлять сменой своих установок и в зависимости от них переходить от одного вида чтения к другому.

 

Задание для самостоятельного выполнения Какие выделяют типы научных текстов? С какими из них Вы знакомы? Перечислите различные формы информационной деятельности. Что лежит в основе их выделения? Объясните суть каждой. Какие из них Вы чаще всего используете? Какие виды чтения бывают? Какие приемы понимания прочитанной информации лежат в основе двух таких видов чтения, как «быстрого» и «медленного» чтения? Какие бывают разновидности «быстрого» и «медленного» чтения? Какие приемы они включают? Что надо уметь, чтобы их эффективно применять в самостоятельной учебной деятельности? Какими приемами владеете Вы сами?

 


 



2019-05-24 371 Обсуждений (0)
Р аздел 2. Развитие навыков чтения текста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Р аздел 2. Развитие навыков чтения текста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)