Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самоподготовка студентов как фактор формирования информационной культуры



2019-05-24 308 Обсуждений (0)
Самоподготовка студентов как фактор формирования информационной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




За время обучения в вузе студенты приобщаются к общенаучному способу познания мира, а также к науке по своей, более узкой специальности, овладевают методами и приемами усвоения научных знаний с тем, чтобы в дальнейшем использовать их в профессиональной деятельности. Все это способствует формированию у студентов информационной культуры, культуры их умственного труда.

Культура учебного труда подразделяется на следующие компоненты:

· культура слушания, культура чтения, культура конспектирования;

· культура владения приемами творческой переработки информации;

· культура проведения эксперимента, изучения, обобщения и анализа имеющегося зарубежного и отечественного опыта;

· культура подготовки сообщения и культура устного выступления;

· культура использования времени.

 

Каждый из этих составляющих в свою очередь является сложным образованием. Так, например, культура чтения включает в себя: регулярность чтения, скорость чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей. Однако эти навыки и в целом культура умственного труда у студентов не формируются сами собой, без специальных усилий со стороны всех участников образовательного процесса.

Культура умственного труда основывается на регулярной самостоятельной информационной деятельности студентов. Только в процессе систематической самостоятельной деятельности студента могут сформироваться общекультурные компетенции, рассматриваемые в федеральных образовательных стандартах наряду с профессиональными компетенциями в качестве важнейших результатов освоения основных образовательных программ. В современных условиях перехода к уровневой подготовке специалистов в системе высшего образования Российской Федерации сокращается аудиторная нагрузка в связи со смещением в обучении акцента с пассивного слушания лекций на самостоятельную деятельность студентов.

Для повышения конкурентоспособности на рынке труда начинающему специалисту необходимо понимать, что в основе учебного труда лежит самоорганизация, целеустремленность, активность, уже сейчас формировать у себя умение самостоятельно осваивать новые знания и приобретать необходимый профессиональный и социальный опыт, которое и возникает, и закрепляется в форме навыка, и затем все больше оттачивается в мастерстве только непосредственно в ходе регулярной самообразовательной деятельности.

Роль преподавателя вуза заключается в организации и направлении познавательной деятельности студентов, эффективность которой зависит от собственных усилий студентов. По мнению Л.Н. Толстого, знание только тогда знание, когда оно добыто путем самостоятельной работы собственной мысли. Таким образом, без навыков самостоятельной работы невозможно обучение в вузе, самостоятельный поиск знаний, устойчивое стремление к постоянному их пополнению, обновлению и совершенствованию в процессе самостоятельной работы является отличительной чертой обучения в вузе.

Вуз может помочь студенту правильно организовать регулярную самостоятельную информационную деятельность, научить выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять контроль за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний.

В учебном процессе, нацеленном на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности, самостоятельная информационная деятельность осуществляется как в обычной форме анализа и обобщения студентом прочитанного на лекциях учебного материала, подготовки к семинарским занятиям, проработки вопросов и тем, представленных программой для самостоятельного изучения, подготовки докладов, устных сообщений, рефератов и др., которая проводится студентом в свободное от лекций и семинарских занятий время, так и в форме управляемой (организуемой преподавателем) самостоятельной работы студента.
В последнем случае самостоятельная работа нацелена на изучение более важных вопросов курса и проводится под контролем преподавателя в форме делового взаимодействия. Студент при этом получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, может обращаться за консультацией к преподавателю по тем или иным интересующим его или вызвавшим затруднение вопросам. Преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.

Самостоятельная информационная деятельность студентов способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков, полученных на лекциях и семинарских занятиях, более глубокой проработке учебного материала, осмысливанию полученных на лекциях и семинарских занятиях знаний, их углублению и расширению, формированию и углублению интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания и развитию познавательных способностей студентов.

К различным формам самостоятельной информационной деятельности студентов относятся:

§ выполнение самостоятельных, контрольных работ, рефератов, индивидуальных заданий, коллоквиумов, семинаров во время аудиторных занятий;

§ подготовка к лекциям, семинарским занятиям, коллоквиумам, зачетам, экзаменам;

§ выполнение контрольных работ, рефератов, индивидуальных заданий;

§ повторение пройденного материала по учебникам;

§ анализ информационных ресурсов по отдельным проблемам изучаемой дисциплины;

§ составление текстов на основе поставленной проблемы, подготовка презентаций;

§ самостоятельное изучение фрагментов отдельных тем;

§ написание курсовых работ и проектов;

§ выполнение дипломного проекта (на заключительном этапе обучения).

§ Этапы самостоятельной информационной деятельности студентов включают:

§ уяснение цели и поставленной учебной задачи;

§ четкое и системное планирование самостоятельной работы на основе поставленных перед студентом целях и задачах (например, в виде вопросов семинарских занятий или темы, предусмотренной для самостоятельного изучения, подготовки устного сообщения, проработки интересующей студента проблемы и др.);

§ поиск необходимой учебной и научной информации, т.е. подборка литературы, при этом студенту для его работы дается основная литература в предложенных преподавателем «Методических указаниях...»;

§ освоение собственной информации, ее логическая переработка, которая начинается с проработки литературы до полного уяснения сути стоящих перед студентом вопросов и проблем и завершается началом составления конспекта;

§ использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;

§ выработка собственной позиции по поводу полученной задачи – этот и предыдущий этапы отражаются в составленном студентом конспекте, в котором кратко излагает суть изучаемых проблем, даёт определения тем или иным категориям и понятиям, отражает сущность философских позиций, направлений и систем, делает собственные замечания и т. п.;

§ представление, обоснование и защита полученного решения;

§ проведение самоанализа и самоконтроля.

К критериям сформированности самостоятельной информационной деятельности студентов относятся:

· положительно-эмоционального отношения к учебной работе,

· критичность мышления (личное мнение, оценка, новое решение),

· умение вести дискуссию, обоснование своей позиции,

· способность ставить новые вопросы,

· готовность к адекватной самооценке,

· в целом устойчивая потребность в самообразовании.

 

Таким образом, управляемая (организуемая преподавателем) самостоятельная работа студентов направлена на формирование самомотивированной, самоосуществляемой регулярной самостоятельной информационной деятельности студентов, которая является основным условием формирования информационной культуры студента – будущего специалиста. Навык самостоятельной информационной деятельности студентов включает множество частных умений и навыков, которые очень кратко можно выразить в формуле: «уметь правильно читать (работать с чужими текстами), писать (составлять свои письменные тексты) и говорить (составлять и эффективно представлять перед разными аудиториями свои устные тексты). Рациональная организация учебного труда студентов подразумевает использование рациональных приемов, которые обеспечивают успешность в выполнении ими учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы, самообразования и самовоспитания.

Освоение действий и операций теоретического мышления включает в себя следующие составляющие (С.В. Маланов, 2001):

· формирование способностей к разведению объясняемого содержания и системы объяснительных принципов;

· формирование умений к разведению эмпирических знаний и знаний теоретических (описательных и объяснительных знаний);

· формирование умений выделять теоретические характеристики гипотетических объектов и абстрагироваться от непроизвольно привносимых в теоретические знания эмпирических характеристик;

· формирование умений разведения объяснений эмпирических явлений (фактов) и объяснения одних теоретических характеристик через другие (объяснение объяснений);

· формирование умений к совершению операций и действий классификации и иерархизации знаний, основанных на уровнях объяснений и способах объяснений;

· формирование умений по совершению операций и действий выдвижения гипотез о неявных характеристиках явлений, которые обеспечивают гипотетико-дедуктивный способ и мышления и объяснения.

 

Для успешного овладения этой сферой деятельности студенты обязательно должны научиться работать с учебной и научной литературой. Эффективная работа с текстами подразумевает овладение навыками понимания прочитанной информации.

 

Задание для самостоятельного выполнения Какие две формы самостоятельной информационной деятельности осуществляются студентами в учебном процессе? В чем суть управляемой (организуемой преподавателем) самостоятельной работы студента, каково ее значение в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности? Какую роль при этом играет преподаватель вуза? Назовите этапы самостоятельной информационной деятельности студентов. Какие из них Вы применяете регулярно, какие еще нет? В чем состоят сложности овладения этими позициями? Укажите критерии деятельности по самоподготовке студентов. С их помощью оцените собственную самостоятельную информационную деятельность. Оцените ее у друга и попросите его оценить Вашу самоподготовку к профессиональной деятельности. Насколько Ваши оценки совпадают? Есть ли разница в оценках самостоятельной информационной деятельности по подготовке к учебным дисциплинам и к будущей профессии? Почему? В чем она заключается? Аргументируйте свои ответы.

 


 



2019-05-24 308 Обсуждений (0)
Самоподготовка студентов как фактор формирования информационной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самоподготовка студентов как фактор формирования информационной культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)