Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОТРАБОТКА ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОГО ТЕКСТА



2019-05-24 702 Обсуждений (0)
ОТРАБОТКА ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОГО ТЕКСТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрим сначала изучающие приемы, в основе которых лежат приемы понимания учебного текста. Тренировать сразу всю совокупность приемов невозможно, неэффективно и приводит к оставлению занятия на самых ранних этапах. Тренировать их необходимо последовательно. Выделяют следующие приемы, повышающие понимание текстов.

1. Прием постановки вопросов к тексту.

Понимание текста складывается из понимания отдельных его слов, предложений, параграфов, логической структуры всего текста, его основной идеи и смысла, а также, иногда, подтекста и общего замысла автора. Поэтому вопросы могут возникать к разным аспектам текста: к непонятным словам и предложениям, к непонятным логическим связям между предложениями и абзацами текста, к связям содержания читаемого текста с другими текстами на эту тему. Главное, чему учит этот прием – не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него ответ. В этом большой развивающий эффект данного приема. Вопросы могут возникать примерно таких типов:

ü О чем здесь говориться?

ü Что именно об этом сообщается?

ü Что мне уже известно об этом?

ü Чем это можно объяснить?

ü С чем это нужно не перепутать?

ü Что из этого должно получиться?

ü К чему это можно применить?

ü Что нового я узнал из текста?

ü Для чего это делается?

ü К чему это можно применить?

ü Когда и как применять?

ü Каким фактам противоречит то, что я узнал из этого текста?

ü Кто из авторов, которых я читал ранее, является единомышленником данного автора?

ü Что меня особенно удивило? Заставило задуматься?

ü На каком уровне подробности желательно запомнить информацию, извлечённую из этого теста?

2. Прием составления плана.

Следующим приемом, помогающим глубоко осмыслить и понять учебный текста, является прием составления плана. План есть перечисление всех текстовых субъектов (т.е. тем текста). Для того чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос (О чем здесь говорится?), вычленять с помощью этого вопроса субъекты высказывания и записывать их в виде пунктов плана. План можно составлять мысленно, в уме.

План – это «скелет» текста, он компактно отражает последо­вательность изложения материала. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его обрабатывают в процессе дальнейшего изучения источника.

Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. План улучшает записи (обнаруживает непоследовательность, выявляет повторения), ускоряет проработку материала, помогает вести самоконтроль.

Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания. Формулирование пунктов плана – трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, подчас образность, очень вдумчивый подход к подбору буквально каждого слова. Это можно сравнить с поиском заголовков – названий к произведениям.

Иногда в начале работы уже по характеру материала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясным не сразу. Поэтому стараться составить сложный план в один прием не всегда разумно. Здесь возможны два способа работы: или составить сначала краткий простой план и затем, вновь читая текст, написать сложный, подыскивая детализирующие пункты, или сразу разработать подробнейший простой план, а далее преобразовать его в сложный, группируя пункты под общими для них заголовками.

Процесс обработки детального простого плана поможет лучше разобраться в содержании, так как, объединяя информацию, ее обобщают, а, выбрасывая лишнее, выделяют главное, как бы фильтруя текст.

В приеме обработки текста путем составления плана есть свои отработанные правила. Рациональное составление плана подразумевает также такую форму его записи, при которой записываются пункты плана с большими интервалами и с широкими полями, оставляя пространство для последующего совершенствования его.

Составляя план при чтении текста, необходимо определить границы мыслей и сразу отмечать эти места в книге. Нужным отрывкам надо давать заголовки, формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просмотреть прочитанное и уточнить формулировки.

Необходимо стремиться, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора. Последовательно прочитывая текст, сразу составлять к нему черновой набросок плана с нужной детализацией.

Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге надо отмечать, используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки.

Запись любых планов следует делать так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Однако и у такой формы записи, как план, есть свои недостатки. План, как правило, говорит лишь, о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т. е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения.

3. Прием составления граф-схемы.

Граф-схема или конспект-схема – это схематическая запись прочитанного и графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами (темами). Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (чаще прямоугольники) и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения. Граф-схема отличается от плана наличием связей между элементами, связи придают картине целостность и наглядность. Чтобы успешно овладеть приемом составления граф-схемы необходимо сформировать у себя логические операции деления понятий, классификации, деления целого на части и др. В граф-схеме нет ни определений, ни формул, а представлены только субъекты (то, о чем говорится в тексте) и наглядно показаны логические связи между ними (часть-целое и др.).

Граф-схемы можно, а иногда целесообразно составлять на разных уровнях подробности. На первом уровне подробности – по оглавлениям учебников. Эти граф – схемы наглядно изображают логические связи между основными (родовыми) понятиями учебного курса.

На втором уровне подробности граф схемы составляются с помощью предметных указателей и названий параграфов. Эти граф-схемы уже наглядно изображают видо-родовые отношения между основными понятиями учебного курса, например:

 

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Наглядно- действенное Наглядно- образное Словесно- логическое Абстрактно- логическое

 

На третьем уровне подробности граф – схемы составляются с помощью предварительно составленных планов, выявивших текстовые субъекты:

 

Объект  
Часть  

 

Из приведенных примеров видно, что в граф-схеме нет ни определений, ни формул, а представлены только субъекты (о чем говорится в тексте) и наглядно показаны логические связи между ними (часть – целое и др.).

Наиболее распространенными являются схемы «генеалогическое древо» и «паучок».

В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности «сверху вниз» – от общего понятия к его
частным составляющим.

В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка». Для того чтобы усилить устойчивость «ножки», к ним присоединяют ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.

Составление граф-схем или конспектов-схем способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.

4. Прием «тезирование» – выписка или мысленное выделение основных суждений.В толковом словаре говорится: «Выписать – значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»).

Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников. Они могут служить подспорьем для более сложных видов записей, таких как тезисы, конспекты.

Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу. Рекомендуется делать выписки после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом. Необходимо остерегаться обильного автоматического выписывания цитат взамен творческого освоения
и анализа текста.

Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора излагаются своими словами. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, надо стараться, предельно сократив форму­лировку и сконцентрировав содержание, записать своими словами. Яркие и важнейшие места приводите дословно.

Записывая цитаты, заключать их в кавычки, оберегать текст от искаже­ний. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае все свои мысли надо излагать на полях тетради, строго отделяя от цитируемого текста. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не следует обрывать мысль автора.

Выписки включают такие формы, как тезисы, аннотация, рецензия.

Процесс тезирования состоит в формулировании основных тезисов (положений, утверждений, выводов) изучаемого текста.Тезисы могут быть составлены целиком из авторских высказываний (суждений), и тогда они пишутся в кавычках с указанием страниц, в виде прямых цитат. Если же тезисы формулируются самим читателем, тогда они излагаются в виде реферативного текста с помощью использования глаголов. Так, ниже указаны слова и устойчивые словосочетания, применяющиеся для составления тезисов или реферативного текста:


 



2019-05-24 702 Обсуждений (0)
ОТРАБОТКА ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОГО ТЕКСТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОТРАБОТКА ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОГО ТЕКСТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (702)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)