Раздел 1. Развитие информационной культуры
Белгород 2013 УДК 005.57:316.77(075.8) ББК 60.84я73 Ш 25 Печатается по решению редакционно-издательского совета Белгородского государственного национального исследовательского университета
Рецензенты:
Т.Н. Разуваева профессор кафедры общей и клинической психологии, доктор психологических наук, профессор, Белгородского государственного университета
Е.А. Погонина профессор кафедры педагогики и психологии кандидат психологических наук, доцент, БелЮИ МВД России
ISBN 978-5-9571-0879-5
Учебное пособиеадресовано студентам университетов, обучающимся по специальности «Психология». В нем изложены основные теоретические подходы, сущность, структура, функции, динамика, условия развития информационной культуры специалиста, и её составляющие – информационно-логическая, ораторская и коммуникативная культуры. Пособие будет полезно для магистрантов, аспирантов и слушателей, осуществляющих переподготовку по новым специальностям. Представленные в учебном пособии рациональные приёмы ведения поиска информации, методы аналитико-синтетической переработки информации, технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной познавательной деятельности, приемы речевого воздействия на слушателей, правила подготовки документов и речи для различных ситуаций и адресатов позволяют рекомендовать его для широкого круга читателей.
УДК 005.57:316.77(075.8) ББК 60.84я73
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.................................................................................................... 5
Введение........................................................................................................... 6
Раздел 1. Развитие информационной культуры у студентов вуза.......... 8 Понятие информационного общества............................................................ 8 Информационное развитие личности в информационном обществе.......... 10 Понятие информационной культуры........................................................... 13 Информационная культура личности.......................................................... 18 Самоподготовка студентов как фактор формирования Раздел 2. Развитие навыков чтения текста............................................... 25 Приемы понимания учебного текста............................................................ 25 Отработка приемов понимания учебного текста......................................... 29 Уровни понимания текста............................................................................. 39 Краткие характеристики функциональных стилей...................................... 43 Использование методов и приемов запоминания для работы с текстом.... 46 Другие методы запоминания текста............................................................. 50 Приемы логического запоминания учебной информации.......................... 53 Структура идеального конспекта................................................................. 54 Основные действия, необходимые для освоения Раздел 3. Развитие навыков составления письменного текста.............. 61 Поиск необходимых источников информации............................................ 61 Оформление научной работы. Общие требования Виды учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ ....... 72 Реферат.......................................................................................................... 72 Доклад ........................................................................................................... 79 Контрольная работа...................................................................................... 80 Курсовая работа............................................................................................ 81 Требования к оформлению научной статьи................................................. 89 Составление профессионального резюме.................................................... 92 Оформление электронного резюме.............................................................. 96 Деловое письмо........................................................................................... 101 Раздел 4. Развитие навыков представления текста аудитории........... 105 Ораторское искусство................................................................................. 105 Виды ораторского искусства...................................................................... 106 Подготовка к публичному выступлению................................................... 108 Процесс формирования высказывания...................................................... 109 Грамматическая культура. Нормы русской речи...................................... 110 Образно-эмоциональная выразительность речи....................................... 115 Логические аспекты выступления............................................................... 119 Принципы ведения спора............................................................................ 124 Психологические секреты ораторского искусства..................................... 126 Основные риторические фигуры................................................................ 134 Опыт постижения ораторского искусства. Первый отрывок.................... 139 Советы постигающим ораторское искусство. Второй отрывок................ 157 Тест оценки своих ораторских способностей............................................. 185 Глоссарий ................................................................................................... 187 Заключение.................................................................................................. 202 Литература.................................................................................................. 203 предисловие Учебное пособие представляет собой базовый литературный источник для студентов, обучающихся по направлению «Психология», и изучающих учебную дисциплину «Информационная культура специалиста». Информационная культура – это интеллектуально-культурный инструмент всей жизнедеятельности личности, помогающий решать многообразные и сложные задачи освоения информационного пространства. Материал учебного пособия знакомит с теоретическими подходами, сущностью, структурой, функциями, динамикой и условиями развития информационной культуры специалиста. Пособие имеет выраженную прикладную и практическую направленность. В нем даны пошаговые инструкции и наставления для освоения информационно-логической, ораторской и коммуникативной культуры специалиста, приобретения умений и навыков готовности к учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности. Описаны: рациональные приёмы поиска информации; методы аналитико-синтетической переработки информации; алгоритмы и шаблоны оформления результатов самостоятельной познавательной деятельности; правила подготовки речи для различных ситуаций и адресатов; приемы речевого воздействия на слушателей; техника аргументации своих позиций в дискуссии и споре; алгоритмы подготовки служебных документов; технология самообразования и самоподготовки. Пособие может служить основой для получения универсального профессионального опыта у студентов вне зависимости от дальнейшей специализации, для развития сквозных базовых умений и навыков, из которых будет складываться будущая профессиональная деятельность специалистов.
ВВЕДЕНИЕ
Прогресс человечества шел через самообучение. Для достижения наилучших результатов прогресс каждого отдельного ума должен до некоторой степени идти тем же путем. Г. Спенсер Современные социокультурные условия, смена парадигмы «образование на всю жизнь» на парадигму «образование через всю жизнь» диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от студентов (и не только) требуется постоянное совершенствование собственных знаний, владение технологией самоорганизации. 57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, выполняя положения «Повестки 21-го века», объявила десятилетие (2005-2014 гг.) декадой Образования для устойчивого развития. Ведущей организацией Декады является ЮНЕСКО. Образование для устойчивого развития – это процесс и результат прогнозирования и формирования человеческих качеств – знаний, умений и навыков, отношений, стиля деятельности людей и сообществ, черт личности, компетентностей, обеспечивающих постоянное повышение качества жизни. Компетенции формируются в процессе учебной деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: скрытое сокровище» в качестве глобальных компетенций Жак Делор назвал четырежды глагол «научиться»: научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать, научиться быть. Знания, умения навыки, составляющие ту или иную компетентность будущего специалиста, не являются вещественными предметами, которые можно передать. По мнению известного ученого, педагога А.В. Хуторского «…непередаваем также и опыт – эмпирическое познание действительности, осуществляемое тем, кому в конечном итоге и принадлежат результаты Успешность человека в современных условиях все больше определяется его самостоятельной образовательной деятельностью. Актуальность самостоятельной образовательной деятельности определяется также тем, что в современных условиях устаревание информации происходит гораздо быстрее, чем завершается естественный цикл обучения в средней и высшей школе, вследствие чего традиционная установка на передачу от преподавателя к студентам необходимого запаса знаний становится неактуальной. В условиях информационного общества осуществляется принципиальное изменение организации образовательного процесса: сокращается аудиторная нагрузка. Акцент в обучении смещается с пассивного слушания лекций на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании. Студентам важно научиться умениям приобретать знания. Обучение студентов самостоятельной работе способствует развитию мышления. К тому же на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста самостоятельно применять их на практике. Согласно новой образовательной парадигме независимо от содержания и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Систематическая самостоятельная деятельность студента становится доминантной в современных условиях перехода к уровневой подготовке специалистов в системе высшего образования Российской Федерации, основой формирования общекультурных компетенций, рассматриваемых в федеральных образовательных стандартах наряду с профессиональными компетенциями в качестве важнейших результатов освоения основных образовательных программ. Раздел 1. Развитие информационной культуры У студентов вуза
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |