Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткие характеристики функциональных стилей



2019-05-24 562 Обсуждений (0)
Краткие характеристики функциональных стилей 0.00 из 5.00 0 оценок




Первоначальным этапом осмысления текста является определение его стиля – такой формальной характеристики, которая, однако, косвенно указывает на его содержание. Для быстрой оценки стиля текста, необходимо знать его виды и разбираться в критериях основных стилей.

· Существуют следующие виды стилей

· Научный стиль

· Официально-деловой стиль

· Публицистический стиль

· Художественный стиль

· Разговорный стиль

 

Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием, и целями: по возможности точно и полно объяснить факты окружающей действительности, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития, сообщить информацию и т.п.

Возникновение и развитие научного стиля связано с расширением, различных сфер деятельности людей. На первых порах научный стиль был близок к стилю художественного повествования и выделился в самостоятельный, когда стала создаваться научная терминология.

В России научный стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, значительную роль в его формировании сыграл М.В.Ломоносов и его ученики. Но окончательно научный стиль сложился во второй половине XIX века.

Основные черты научного стиля:

· логическая последовательность изложения;

· однозначность, точность, сжатость при информативной насыщенности содержания;

· конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.

К особенностям научного стиля также относятся:

· насыщенность терминами, которые составляют 15-20% всей лексики;

· научная фразеология (прямой угол, точка пересечения и т.п.);

· преобладание абстрактной лексики (развитие, движение, фактор, деятельность и т.п.);

· употребление формы единственного числа в значении множественного (вол – хищное животное из рода собак);

· преимущественное употребление существительных вместо глаголов (имеет место повышение температуры /повышается температура);

· распространение сложных предложений.

Официально-деловой стиль – это стиль документов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг и т.п. Официально-деловой стиль определяется по содержанию и целям – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции.

Основными его стилевыми чертами являются:

· сжатость, компактность изложения, экономическое использование языковых средств;

· стандартное расположение материала, обязательность формы;

· конкретность, бесстрастность, официальность высказывания.

Характерные особенности официально-делового стиля следующие:

· широкое использование терминологии;

· наличие особой фразеологии, а также многочисленных речевых стандартов – клише;

· употребление отглагольных существительных (на основании, в отношении, в силу и т.п.);

· использование номинативных предложений с перечислением;

· сложные синтаксические конструкции;

· отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств.

Различают две разновидности официально-делового стиля:

Ø официально-документальный стиль,

Ø обиходно-деловой стиль.

Публицистический стиль – это стиль общественно-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т.д., который определяется содержанием текстов и основными целями воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию и т.п.

Зарождение публицистического стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV
с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке
в творчестве И.А.Крылова, Н.И.Новикова, А.П.Сумарокова, Д.И.Фонвизина и др. Окончательно сформировался этот стиль в России в XIX веке,
и немалую роль в нем сыграли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов.

Основные стилевые черты публицистического стиля:

· лаконичность изложения при информативной насыщенности;

· доходчивость изложения (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);

· эмоциональность, обобщенность, а часто непринужденность высказывания.

Характерные особенности публицистического стиля:

· общественно-политическая лексика и фразеология;

· использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работники прилавка, дружественная атмосфера);

· употребление коротких предложений – рубленная проза;

· эллиптические предложения (безглагольные фразы) – (приватизационный чек – каждому; банки – не только для банкиров);

· совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей;

· использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, инверсии и др.).

Широкое распространение получила газетно-журнальная разновидность публицистического стиля.

Художественный стиль – это стиль художественной литературы, который определяется ее содержанием и основными целями – передать свое отношение к окружающему, к изображаемому, нарисовать слова картину, описать событие и т.п.

Основными чертами художественного стиля являются:

· образность, эмоциональность;

· единство коммуникативной и эстетической функций.

Характерные особенности художественного стиля:

· широкое использование лексики и фразеологии других стилей;

· использование изобразительно-выразительных средств;

· проявление творческой индивидуальности автора (авторский стиль).

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям, он один выполняет функцию общения.

Основные стилевые черты разговорного стиля:

· экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания высказывания;

· эмоциональность, непринужденность, обобщенность.

Характерные особенности разговорного стиля:

· широкое употребление обиходно-бытовой лексики и фразеологии;

· использование внелексических средств (интонация, ударение, паузы, темп речи и т.п.);

· диалоговая форма высказывания, реже – монолог;

· включение в речь частиц, междометий, вводных слов, обращений;

· преобладание простых предложений над сложными;

· использование вставных и присоединительных конструкций;

· лексические повторы, инверсии (обратный порядок слов).

 

Задание для самостоятельного выполнения Какие существуют стили? В каких ситуациях применяют каждый из них? Потренируйтесь в анализе стилей различных текстов. Напишите один и тот же короткий текст разными стилями. К какому стилю относятся учебные и научные тексты? Допустимо ли в них использовать публицистический или официально-деловой стили? Подумайте, какой или какие стили возможно использовать в библиотерапии? 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ЗАПОМИНАНИЯ
ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Говорить однозначно о методах запоминания текста сложно. Это происходит, потому что, во-первых, тексты бывают разных типов, разной степени сложности и т.д. Во-вторых, при выборе способа запоминания важное значение имеет то, насколько подробно необходимо запомнить текст, а также и то, на какое время, насколько формально нужно его знать, (например, только для того, чтобы сдать экзамен или для того, чтобы понимать и разобраться в изученном материале). Важно знать и то, какие трудности обычно возникают при запоминании текстов. При этом имеет большое значение форма предъявления текста, который необходимо запомнить: на слух или же текст имеется в написанном виде и пи работе с ним есть возможность неоднократно к нему обращаться. Тем не менее, существуют некоторые общие рекомендации по запоминанию текста.

Приемы запоминания могут быть разделены на две большие группы:

I. Методы,связанные с интеллектуальной работой над запоминаемым материалом;

II. Методы, представляющие собой чисто мнемотехнические приемы, применяемые там, где материал не подлежит смысловому анализу или где требуется специальное заучивание терминов, фактов и т.п.

Одним из самых важных, самых универсальных методов закрепления информации является хорошо известный прием, применяемый в ежедневной практике. Это – повторение. Процесс повторения обыгран во множестве смешных, а иногда и трагикомичных рассказов. Все дело в том, что повторять можно рационально и нерационально.

Существуют следующие основные принципы рационального повторения информации:

1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия (например, прочтения), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием. Так, установлено, что для первого повторения наилучшим отрезком времени является интервал 15-20 минут сразу же после восприятия какой-либо информации, а для следующего повторения – через 30-60 минут.

 

Интервал удержания, дни

2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности удлинять. Предположим, необходимо за семь дней подготовиться к экзамену, а для точного запоминания нужной информации требуется примерно пять повторений. Так, было бы неправильно провести эти пять повторений одно за другим в первый же день подготовки к экзамену. Куда полезнее (и лучше) распределить повторения на семь последующих дней, примерно так:

1-й день – 2 раза
2-й день – 1 раз
3-й день – без повторений
4-й день – 1 раз
5-й день – без повторений
6-й день – без повторений
7-й день – 1 раз

 

В первый день делается два прочтения кряду, причем вовсе не обязательно «вгрызаться» в каждую запятую. Достаточно беглого (по диагонали) прочтения с элементарной целью не столько понять, сколько почувствовать, что предстоит заучить. Как оказалось, психика человека работает таким образом, что дни, когда без обращения к заучиваемому материалу, каким бы он ни был, являются столь же важными для его запоминания, как и «рабочие дни». В эти дни мнимого безделья, человек, хочет он этого или нет, продолжает думать о том, над чем работает, формирует свое отношение к заучиваемому материалу. Это и есть самое главное в заучивании.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. При этом следует придерживаться следующего правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Очень важно в этой ситуации буквально «пропитаться» установкой на определённую длительность хранения информации в доступном для актуализации виде..

Данная схема рассчитана на повторение материала, усвоенного в течение учебной четверти, полугодия или учебного года.

Вместе с тем практический опыт показывает, что время, отведенное на подготовку к экзаменам, не так уж редко используется не для повторения, обдумывания, организации и систематизации пройденного, а как раз для экстренного выучивания предмета, да ещё в стрессовой ситуации. Чтобы повысить продуктивность этого процесса в таких обстоятельствах, студенты нередко беспощадно эксплуатируют свою память, не считаясь с возможностями и особенностями собственного организма, путем нанесения вреда своему здоровью. Кажущиеся успехи в усвоении знаний при этом – это иллюзия, которая существует только при наличии особого эмоционального состояния в связи со сдачей экзаменов. Без соответствующего эмоционального состояния – знания становятся недоступными воспроизведению.

4. При необходимости запомнить информациютолько на несколько дней, то после непосредственного ее воспроизведения рекомендуется следующая схема повторений:

 

а) повторить материал сразу после ознакомления с ним
б) потом повторить его через 15-20 минут
в) затем – через 8-9 часов
г) еще раз – через 24 часа (т.е. на следующий день).

 

Главное, что для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.


 

5. Повторное чтение окажется гораздо эффективнее, если будет содержать элементы активного повторения, то есть пересказа вслух (или хотя бы внутренним голосом).

6. Там, где это целесообразно, необходимо применять так называемый комплексный учебный метод.

Обычно большие объемы информации запоминают с помощью «частичного учебного метода», при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строчка за строкой и т.п. Таким образом, заучиваемый материал интерферерирует с самим собой.

Интерференция – это ослабление запоминания, вплоть до исчезновения, при «наложении» предыдущих единиц запоминания
на последующие.

В ситуации дробления материала на не связанные между собой по смыслу фрагменты, то есть при использовании частичного учебного метода, информация дробиться и вырывается из общего контекста, из существующей общей логики заучиваемого материала. Это затрудняет запоминание и приводит к увеличению числа повторений.

При комплексном учебном методе вся информация (например, текст) запоминается целиком, в общем виде, сначала не детально, а затемповторяется как уже одно целое. Взаимосвязи между отдельными частями материала и их содержание в этом случае запоминается быстрее и основательнее, а также сокращается число повторений. Поэтому комплексный учебный метод полезно использовать всякий раз. Однако при работе с большим по объему материалом бывает сложно хорошо запомнить текст как одно целое. Текст запоминают частями, но и в таком случае сначала надо быстро «пробежать» весь текст целиком,  и лишь после этого разбить его на достаточно большие разделы, каждый из которых объединен одной темой. Необходимо в каждом из этих крупных выделенных частей наметить, осмыслить и даже придумать тематическую, идейную, логическую ассоциацию (т.е. связь) с остальными разделами. В результате при первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть, а также запоминается следующая. При втором – повторяются первые части и запоминается третья и так далее – до конца. Так, материал запоминается легче, быстрее и сильнее, нежели при формальном зазубривании.

 

Задание для самостоятельного выполнения Какие выделяют методы запоминания текста? Для каких типов текстов их применяют? Какие задачи способствуют выбору того или иного способа запоминания текста? Какие трудности обычно возникают при запоминании текстов? Проанализируйте собственные сформированные способы запоминания текста . Что такое интерференция? Как ее избежать при запоминании больших количеств материала? В чем суть комплексного учебного метода? Потренируйтесь в его применении к большим отрывкам художественных текстов (стихотворения и прозы), а также научных.


2019-05-24 562 Обсуждений (0)
Краткие характеристики функциональных стилей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Краткие характеристики функциональных стилей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (562)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)