Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДРУГИЕ МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ ТЕКСТА



2019-05-24 479 Обсуждений (0)
ДРУГИЕ МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ ТЕКСТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод «ОВОД»

Аббревиатура названия метода расшифровывается следующим образом:

О – основные мысли
В – внимательное чтение
О – обзор
Д – доводка

 

Метод основан на повторном чтении, содержащем элементы активного повторения, пересказа вместо повторного бессистемного, недифференцированного перечитывания текста, к которому прибегают большинство людей, когда хотят запомнить текст.

Метод «ОВОД» позволяет качественно запомнить материал достаточно высокой сложности (запомнить текст за 4 повторения).

Этот метод почти тридцать лет назад был придуман известным нейропсихофизиологом – И.А. Корсаковым (в результате не имел ни одной четверки за все время обучения в вузе!). Метод успешно используется уже более тридцати лет.

Для наглядности суть Метода мы изложим на примере работы с учебником и подготовки к экзамену.

Основные мысли . На первом этапе подготовки необходимо быстро прочитать учебник, активно нацелив себя на выделение и понимание главных его идей, его основных мыслей. Следует также обращать внимание на взаимосвязь основных мыслей. Это очень важно – читать текст, задавшись именно такой целью, а не целью постараться запомнить все, что запомниться (в последнем случае происходит и слишком большая нагрузка, и рассеивание внимания, что в итоге сводит ваши усилия на нет). При возможности надо подчеркнуть основные мысли, выписать их или повторить на память, т.е. постараться, не подглядывая в текст, ответить сами себе на вопрос, каковы основные мысли текста.

Внимательное чтение . Надо еще раз прочитать книгу, но очень внимательно, обращая внимание на подробности, которые необходимо увязать с основными мыслями. При чтении необходимо мысленно повторять основные мысли строго в связи с подробностями. Читать надо, не торопясь, чтобы увязать подробности с основными мыслями, как бы нанизывать подробности на основные нити текста.

Обзор . На этом этапе следует обратиться к учебнику, но не читать его, а просмотреть, причем от конца к началу. Смысл – проверка правильности связи основных мыслей с подробностями. При этом рекомендуется мысленно задавать себе вопросы по этим связям и запоминать их, проводя параллели с уже имеющимися знаниями. Можно составить (в том числе мысленно) приблизительный план текста, т.к. по плану легче воспроизводить основной информации. 

Доводка . Доводка состоит в том, чтобы, отложив учебник, только по памяти пройтись по основным мыслям, вопросам по ним и через них – перейти к подробностям. При этом лучше говорить вслух, особенно при подготовке к устному экзамену.

Практика показывает, что, вспоминая самое существенное из книги, можно очень быстро «прогнать» в памяти ее текст, но что-то можно делать не только на уровне внутреннего голоса. Иногда помогает общение с партнером по подготовке. Если на этом работы с материалом что-то забылось или показалось таковым, можно вновь обратиться к книге, но лучше делать это как можно реже. Всегда надо стремиться запомнить немножко больше минимума, который требуется.

Метод ключевых слов

«Золотое правило» хорошего запоминания – интеллектуальная работа с материалом. Однако случается, что поразмышлять или неоднократно поработать с материалом не удается. В этих обстоятельствах неплохо иметь в запасе методы организации запоминаемой информации, в достаточной мере автоматизированные. Это методы предназначены для усвоения отдельных видов материала в специальных условиях.

Метод ключевых слов позволяет запомнить большой и разнообразный материал. При этом метод должен быть использован, дойдя до уровня почти машинальности!

Ключевое словоэто своеобразный «узел», связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Так, для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить в ней одно-два главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить, как вся фраза восстановиться в памяти (так, кстати, очень удобно запоминать анекдоты).

Ключевое слово при этом, как правило, должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы оно отражало смысл всей фразы, чтобы оно было маркером всей фразы.

Маркерную функцию ключевого слова можно применять и при запоминании длинных текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы (точно также как при повторении – осмысленные и связанные по смыслу). Далее в каждом из разделов выделяются основные мысли. Для каждой из них, в свою очередь, выделяется минимальное количество ключевых слов, которое необходимо тщательно запомнить.

Таким образом, формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова. При этом ключевые слова, выделенные по всему тексту, должны образовывать логическую последовательность, как бы рассказ в рассказе, но только чтобы «внутренний, свернутый» рассказ получился очень коротким. Это возможно при условии, что ключевые слова соединяются друг с другом с помощью вопросов, соответствующих основному содержанию текста.

Для легкого и высокоэффективного использования метода ключевых слов также нужна тренировка.

Не следует выбирать слишком мало ключевых слов, чтобы не упустить ни одного существенного раздела текста. Но и не следует использовать слишком много ключевых слов, поскольку в этом случае их цепочка («внутренний рассказ») станет слишком длинной.

Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего раздела текста. Это легко проверить, попробовав прямо при чтении раздела и выборе ключевого слова «вытянуть» им всю часть связанного с ним материала.

После выбора ключевых слов надо записать их в определенной последовательности так, чтобы они составляли цепочку (внутренний рассказ). К каждому ключевому слову формулируется вопрос на тему, в какой мере оно взаимосвязано с соответствующим разделом текста. Повторяйте эту взаимосвязь мысленно до тех пор, пока вы хорошо ее не запомните. Затем задается вопрос, в какой смысловой взаимосвязи находятся два соседних ключевых слова, и максимально быстро, по возможности не заглядывая в текст, дается ответ. Эта взаимосвязь мысленно повторяется столько раз, сколько это необходимо для прочного запоминания. После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом надо повторять всю цепочку ключевых слов до ее прочного запоминая.

 

Задание для самостоятельного выполнения Объясните суть методов «ОВОД» и ключевых слов. Проведите их сравнительный анализ. Укажите «сильные» и «слабые» стороны данных методов запоминания. Потренируйтесь в их применении на одном и том же материале. Какой метод Вам больше понравился? Почему? Поделитесь своими соображениями с товарищами, обсудите Ваши мнения. Регулярно применяйте эти методы! Помните, что для повышения их эффективности важно выработать у себя навык, т.е. автоматическое их применение, что возможно только при регулярном использовании.


2019-05-24 479 Обсуждений (0)
ДРУГИЕ МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ ТЕКСТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДРУГИЕ МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ ТЕКСТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)