Оценка социально-экономической эффективности рекомендаций по внедрению управления проектами развития образования в МО Гусь-Хрустального района
Для управленческого решения используются такие важные показатели, как эффективность, результативность и производительность. Эффективность любой системы отражает соотношение эффекта и затрат на его получение. Результативность характеризует способность организации производить продукцию, удовлетворяющую или превосходящую заданным временным или количественным параметрам. Производительность труда – это один из показателей экономической эффективности трудовой деятельности персонала, который определяется как отношение количества выпущенной продукции к затратам на ее производство. В современном экономическом словаре приводится следующее определение термина эффективность и термина эффект, как составной части определения термина эффективности: «Эффективность – относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемый как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим его получение» [20]. «Эффект – достигаемый результат в его материальном, денежном, социальном (социальный эффект) выражении». Таким образом, Эффективность – это отношение результата (эффекта) выполнения стратегического управленческого решения к затратам на его разработку и реализацию. Это определение выражается формулой 1.1: (1.1)
Эффективность может быть как положительной, так и отрицательной.
Существуют следующие виды эффективности: 1. Организационная эффективность управленческого решения представляет собой результат достижения организационных целей за счет меньших усилий, меньшего числа работников или меньшего времени. 2. Экономическая эффективность управленческого решения характеризуется соотношением стоимости прибавочного продукта, полученного за счет реализации конкретного управленческого решения и затрат на его подготовку и реализацию. Прибавочный продукт может быть представлен в виде прибыли, снижения затрат, увеличения производительности, получения кредитов. 3. Технологическая эффективность управленческого решения — это результат достижения отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства, запланированного в бизнес-плане, за более короткое время или меньшими финансовыми затратами. 4. Социальная эффективность управленческого решения рассматривается как результат достижения социальных целей для большего количества работников и компании за более короткое время, меньшим числом работников, меньшими финансовыми затратами. 5. Психологическая эффективность управленческого решения связана с достижением психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими психологическими затратами. 6. Правовая эффективность управленческого решения оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затратами. 7. Экологическая эффективность управленческого решения представляет собой результат достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или меньшими финансовыми затратами. 8. Потребностная (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам); 9. Результативная (отношение достигнутого результата к преследуемым целям); 10. Затратная (отношение затрат к достигнутым результатам). Для оценивания качественных показателей руководители организации прибегают к помощи экспертов. Качественные показатели можно представить в численном виде косвенно, измеряя некоторый другой показатель. Показатели эффективности, используемые в задачах принятия решений, имеют разный смысл и отличаются по своей форме. Можно выделить следующие основные формы показателей эффективности: 1) Вероятность достижения цели. Если цель операции – некоторое случайное событие, то показателем эффективности такой операции – вероятность соответствующего случайного события. 2) Вероятность получения требуемого результата. Если результат операции – случайная величина, а цель операции заключается в достижении требуемого результата, то показатель эффективности – вероятность получения результата не хуже, чем требуемое значение. 3) Средний результат. Если результат операции – случайная величина, то показатель эффективности – математическое ожидание этой случайной величины. 4) Вероятностно-гарантированный результат. Если результат операции – случайная величина, то показатель эффективности – наихудший результат, получаемый с определенной вероятностью. 5) Гарантированный результат. Если результат операции не является случайной величиной, но зависит от воздействия неопределенных факторов, то показателем эффективности выступает наихудший, т.е. гарантированный результат, который можно достигнуть с учетом влияния этих факторов. Каждый показатель эффективности должен удовлетворять следующим требованиям: соответствие цели; содержательности; измеримости; минимальности; полноте и т.д. Перечисленные требования во многом противоречат друг другу. Дело в том, что невозможно удовлетворить всем требованиям сразу, например, требование содержательности противоречит требованию измеримости, т.к. качественные показатели не оцениваются объективно с помощью чисел и их значения приходится описывать субъективно; требование минимальности входит в противоречие с требованием полноты. Чтобы принять решение, необходимо использовать критерии эффективности: критерий оптимальности и критерий пригодности. Критерий оптимальности представляет собой правило, согласно которому следует принимать только такие решения, которые обеспечивают максимальную эффективность операции. Критерии пригодности применяются для принятия удовлетворительных решений в соответствии с концепцией ограниченной рациональности. Критерий пригодности представляет собой правило, согласно которому следует принимать такие решения, которые обеспечивают требуемую эффективность операции[25, с. 8]. Так как Управление образования МО Гусь-Хрустального района является некоммерческой организацией и не преследует цели получения прибыли, то оценить экономическую эффективность мероприятия достаточно сложно. Но в условиях скудного финансирования и жесткого распределения бюджетных средств даже незначительная экономия может привести к увеличению расходов по более важным статьям бюджета. При оценке экономической эффективности отдельных мероприятий и программ определяется воздействие данной программы на результативность деятельности сотрудников в целом. Итак, дадим оценку экономической некоторых мероприятий. Для этого определим прогнозируемые доходы (эффект) и затраты. Данные отражены в таблицах 5 и 6.
Таблица 5 – Прогнозируемые доходы от предложенных мероприятий
Таблица 6 – Основные затраты на проведение предложенных мероприятий
Тогда экономическая эффективность, согласно формуле 1.1 составит: Э=430-131/131=2,282 Это означает, что эффект от мероприятий превышает затраты и каждый вложенный 1 рубль принесёт 2,2 рубля дохода. Значит проведение мероприятий в рамках предлагаемых рекомендаций является целесообразным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Система образования в современных социально-экономических условиях вынуждена решать вопросы адаптации к быстро меняющимся условиям. Решение этих вопросов повышают требования к системам управления. Действующие системы управления в образовании неэффективны в данных условиях и имеют недостатки: - не обеспечивают опережающего реагирования на изменения ситуации в социальной среде; - не адаптируют управление к изменяющимся образовательным потребностям; - не ориентируют коллективы на реализацию запросов рынка труда: - не мотивируют педагогов к освоению инноваций. Для решения этих проблем в разных отраслях, в том числе и в образовании, всё больше используют проектное управление. Проекты позволяют активно решать задачи, на которое традиционное управление не нацелено, или не имеет возможности для их осуществления. Подводя итоги дипломной работы по теме «Управление проектами Муниципального образования (на примере системы образования в Муниципальном образовании Гусь-Хрустальный район)», хочется отметить, что поставленная цель и задачи решены: 1. Изучены законодательные основы управления образования МО Гусь-Хрустального района; 2. Проанализированы состояние и перспективы развития системы образования МО Гусь-Хрустального района. 3. Раскрыты теоретические основы по проблеме управления проектами. 4. Выявлены проблемы управления проектами по развитию образования в МО Гусь-Хрустального района. 5. Определены основные направления совершенствования управления проектами развития образования в МО Гусь-Хрустального района. 6. Разработаны рекомендации по внедрению управления проектами развития системы образования в МО Гусь-Хрустального района. 7. Дана оценка социально-экономической эффективности рекомендаций. Результаты дипломной работы свидетельствуют о том, что освоение управления проектами способствует повышению эффективности управления МО. В то же время управление проектами предъявляет к субъектам проектной деятельности требования по овладению: знаниями, умениями, навыками организационного и образовательного проектирования, управления проектами. Для успешной модернизации системы управления необходимо: • продолжение научных исследований по разработке понятийного аппарата систем управления проектами, созданию и описанию разных вариантов типовых концептуальных моделей новых систем управления проектом, • создание методических рекомендаций по применению различных типовых концептуальных моделей новых систем управления проектом; • разработка методики обучения проектировщиков технологии проектирования новых систем управления проектами.
Библиографический список: а) нормативные документы: 1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://www.pravo.gov.ru/. 2016. 2. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации». 3. Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 4. О внесении изменений в приказ Минобразования России от 21 мая 2001 г. № 2093 «Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» : приказ М-ва образования Рос. Федерации (Минобразования России) от 17 февр. 2004 г. № 680 // Российская газета. – 2004. – 25 марта. – С. 9. 5. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. №799 « О мерах государственной поддержки в 2008 - 2009 годах реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях». 6. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)» от 05.12.2001 N 848 (ред. от 03.11.2011) 7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» от 01.03.2008 N 134 (ред. от 23.08.2010) 8. Постановление от 18.02.2013 г. № 270 Об утверждении плана мероприятий по повышению эффективности услуг сферы образования муниципальными учреждениями Гусь-Хрустального района («дорожная карта»). 9. Постановление от 24.01.2013 № 42-р об утверждении структуры управления образования администрации Гусь-Хрустального района. 10. Устав МО Гусь-Хрустального района. б) учебники и монографии 11. Богданов, А.И. Принятие управленческих решений в проектной деятельности образовательного учреждения: учеб. пособие / А.И. Богданов. -Киров: Изд-во ВГПУ, 2013.- 54 с. 12. Воропаев, В.Н., Гальперина, З.М., Разу, М.Л., Секлетова, Г.И., Якутии, Ю.В. Управление программами и проектами / В.Н.Воропаев [и д.р.] - М.: Инфра-М, 2014. - с.392 13. Ильин, В.В. Проектный менеджмент: Практическое пособие / В.В. Ильин. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2014. – 264с. 14. Лапыгин, Ю.Н., Лапыгин, Д.Ю. Стратегический менеджмент (бакалавриат и магистратура): учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин [и д.р.] — М.: ЭКСМО, 2010. — 383 с. 15. Лапыгин, Ю.Н. Теория менеджмента. / Ю.Н.Лапыгин. - М.: РидГрупп, 2011. 336 с. 16. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. - М.: Дело, 2008. 800 с. 17. Мухин, В.И. Исследования систем управления: анализ и синтез систем упр.: Учеб. пособие / В.И. Мухин. - М.: Экзамен, 2003. 383 с. 18. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; Под ред. Н.Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 2007. 750 с. 19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. − 4-е изд., доп. − Москва : Азбуковник, 2012. – 940 с. 20. Основы менеджмента в сфере образования: Учеб. пособие / М.И. Потеев. -СПб.: ИТМО, 2014. 134 с. 21. Райсберг, Б.А., Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. / Б.А. Райсберг [и д.р.] – М.: ИНФРА, 1997. – 496 с 22. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности: практическое пособие / под ред. Ю.Н. Лапыгина. – Москва: Издательство «ОМЕГА-Л», 2013. – 252с. 23. Управление проектами: Справочное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро [и д.р.]; под редакцией И.И. Мазура и В.Д. Шапиро. – М.: Высшая школа, 2014. – 875 с. 24. Управление проектами: учебное пособие / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 208с. 25. Эффективность стратегического управления / Ю.Н. Лапыгин; под ред. Ю.Н. Лапыгина. – Владимир: ВГПУ, ВлГУ, ВИБ, АМуР, 2014. - 220 с. б) научные статьи и другие публикации периодических изданий 26. Вачегин, А.А. Функциональное и проектное управление: единство и борьба противоположностей / А.А. Вачегин // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2011. - N 34. - С. 4 — 15. 27. Жихарев, К.Л. Проектное управление развитием региональной инновационной системы / К. Л. Жихарев. // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2011. - N 39. - С. 6 — 25. 28. Кузнецова, Е.С., Богданова, А.С. Оценка эффективности проектов в сфере государственного и муниципального управления/ Е.С.Кузнецова, А.С. Богданова // Вестник МГТУ. - том 15. - №1. - 2012 г. - стр.195-198 29. Ломакин, А.Ю. Формирование системы управления в современных условиях развития менеджмента / А.Ю.Ломакин // Молодой учёный Ежемесячный научный журнал. - 2013. - № 3 (50). - ООО «Издательство Молодой ученый». – Москва. - с. 249 30. Харченко, К.В. Организация и совершенствование проектного управления на муниципальном уровне./ К.В. Харченко // КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ. - 2015. - № 6. - с.15-23 31. Харченко, К.В. Основные требования к инвестиционной привлекательности муниципального образования / К.В. Харченко // Практика муниципального управления.- 2014. - № 11. - с.46–57. 32. Харченко, К.В. Муниципальные управленческие проекты как альтернатива целевым программам/ К.В. Харченко // Муниципальная власть. –2011. –№1. –С.90-95. в) электронные ресурсы 33. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума // Выступления и стенограммы. 2015-06-19, Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/copy/49733 34. Керцнер, Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами / Учебное пособие. 2017. - Профобразование Медиа [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/366.html (дата обращения: 10.04.2018). 35. Матненко, А.С. Приоритетный национальный проект «Образование»: сущность и проблемы реализации. / [Электронный ресурс]. [Режим доступа: http://www.lexed.ru//pravo/theory/ezegod2/?matnenko.html] 36. Рубанов, В.В. Инновационная экономика как управленческий проект: проблемы и решения [Электронный ресурс]. / Инновации и предпринимательство. URL:http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_1030EF0D-1F0D-410A-B3D4-D5A028C86E30.html 37. Рыбалова, Е.А. Управление проектами // Учебное пособие. 2015, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/366.html (дата обращения: 20.04.2018). 38. Синенко, С.А., Славин, А.М., Жадановский, Б.В. Управление проектами // Учебное пособие. 2015, Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/366.html (дата обращения: 06.04.2018). ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1 - Перечень учреждений, подведомственных управлению образования администрации района
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 1 – Фазы проекта
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рисунок 2 – Цикл Деминга-Шухарта
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Таблица 2 - «SWOT-анализ состояния МО Управление образования Гусь-Хрустального района»
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
(0.039 сек.) |