Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пролонгирование предоставленных кредитов.



2019-07-03 208 Обсуждений (0)
Пролонгирование предоставленных кредитов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Исключение может быть сделано только на основании решения Совета директоров, поскольку пролонгация представляет собой отсрочку исполнения кредитной организацией обязательства по возврату кредита, предоставленного Банком России как кредитором последней инстанции, и влечет для последнего повышенные риски, связанные с невозвратом предоставленного кредита в срок.

Следует подчеркнуть, что Закон о Банке России предусматривает исчерпывающий перечень запретов, касающихся осуществления деятельности Банком России.

 

§ 6. Национальный финансовый совет

и органы управления Банком России

 

Национальный финансовый совет - коллегиальный орган Банка России численностью 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое - Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав Национального финансового совета входит также Председатель Банка России. Отзыв членов Национального финансового совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального финансового совета. Формально Национальный финансовый совет не относится к органам управления Банка России, однако, как уже было отмечено ранее, в 2014 г. он получил некоторые управленческие функции.

Члены Национального финансового совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Руководит национальным финансовым советом Председатель, который избирается членами совета из их числа. К полномочиям Председателя НФС относится осуществлять общее руководство его деятельностью, председательствовать на его заседаниях.

В компетенцию Национального финансового совета входит:

1) рассмотрение годового отчета Банка России и ежегодного отчета о деятельности общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора";

2) утверждение на основе предложений Совета директоров на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года:

- общего объема расходов на содержание служащих Банка России;

- общего объема расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

- общего объема капитальных вложений;

- общего объема прочих административно-хозяйственных расходов;

3) утверждение при необходимости на основе предложений Совета директоров дополнительных расходов на содержание служащих Банка России, дополнительных расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, дополнительных капитальных вложений, а также утверждение прочих дополнительных административно-хозяйственных расходов;

4) рассмотрение вопросов развития и совершенствования финансового рынка РФ, совершенствования банковской системы РФ;

5) рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

6) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций;

7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

8) ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России:

- реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;

- банковского регулирования и банковского надзора, включая информацию о деятельности уполномоченных представителей, назначенных в кредитную организацию;

- реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;

- обеспечения стабильности и развития национальной платежной системы;

- исполнения сметы расходов Банка России;

- подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ;

9) определение аудиторской организации - аудитора для проведения обязательного аудита годовой финансовой отчетности Банка России;

10) утверждение по предложению Совета директоров отраслевых стандартов бухгалтерского учета для Банка России, плана счетов бухгалтерского учета для Банка России и порядка его применения; рассмотрение представленной Советом директоров политики по предотвращению, выявлению и управлению конфликтами интересов при осуществлении Банком России функций, предусмотренных федеральными законами, и дача рекомендаций по указанной политике;

11) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

12) утверждение по предложению Совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;

13) утверждение по предложению Совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих Банка России, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России, капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды;

14) дача согласия членам Совета директоров, а также гражданам в течение двух лет с даты прекращения их полномочий в качестве членов Совета директоров на занятие должностей в случаях, установленных ст. 90 Закона о Банке России;

15) дача согласие на назначение генерального директора оператора Национальной системы платежных карт;

16) рассмотрение стратегии развития национальной системы платежных карт и дача рекомендаций по указанной стратегии.

Решения Национального финансового совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального финансового совета при кворуме в семь человек.

При принятии Национальным финансовым советом решений мнение членов Национального финансового совета, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Национального финансового совета.

В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Национального финансового совета является решающим.

Национальный финансовый совет заседает не реже одного раза в квартал.

Заседания Национального финансового совета назначаются Председателем Национального финансового совета либо в случае отсутствия Председателя Национального финансового совета его заместителем, а также по требованию Председателя Банка России или не менее трех членов Национального финансового совета.

Члены Национального финансового совета своевременно уведомляются о заседании Национального финансового совета.

Органами управления Банка России являются Председатель Банка России и Совет директоров Банка России.

Кроме того, в состав органов управления необходимо включить Комитет банковского надзора и Комитет финансового надзора, прямо указанные в Законе о Банке России (ст. ст. 56 и 76.1 соответственно). В структуре Банка России также присутствуют иные органы управления, прямо в Законе не указанные, однако выполняющие важные функции.

Председатель Банка России является единоличный органом управления Банка России, назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Банка России кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом одна и та же кандидатура не может вноситься более двух раз.

Должность Председателя Банка России одно и то же лицо не может занимать более трех сроков подряд. Председатель не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, а также не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ.

Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

- истечения срока полномочий;

- невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

- подачи личного заявления об отставке;

- совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

- нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России;

- непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, несоответствия его расходов, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения или пользования иностранными финансовыми инструментами им, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми.

Председатель Банка России:

1) действует от имени Банка России и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, кредитными организациями, организациями иностранных государств, международными организациями, другими учреждениями и организациями;

2) председательствует на заседаниях Совета директоров. В случае равенства голосов голос Председателя Банка России является решающим;

3) подписывает нормативные акты Банка России, решения Совета директоров, протоколы заседаний Совета директоров, соглашения, заключаемые Банком России, и вправе делегировать право подписания нормативных актов Банка России лицу, его замещающему, из числа членов Совета директоров;

4) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Банка России, распределяет между ними обязанности;

5) вправе делегировать свои полномочия своим заместителям;

6) подписывает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими и организациями Банка России;

7) несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России;

8) имеет иные полномочия в соответствии с Законом о Банке России.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 14 членов Совета директоров, которые работают на постоянной основе в Банке России. Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ.

Члены Совета директоров освобождаются от должности либо Председателем Банка России (по истечении срока полномочий), либо Государственной Думой по представлению Председателя Банка России (до истечения срока полномочий). Основаниями для досрочного освобождения членов Совета директоров от должности являются:

- непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является член Совета директоров;

- непредставление или представление неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, несоответствие его расходов, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу;

- открытие (наличие) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;

- владение или пользования иностранными финансовыми инструментами членом Совета директоров, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов субъектов РФ или органов местного самоуправления, государственными служащими, а также членами Правительства РФ. Члены Совета директоров не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях.

Совет директоров заседает не реже одного раза в месяц. Председательствует на заседаниях Совета директоров Председатель Банка России, а в случае его отсутствия - лицо, его замещающее, из числа членов Совета директоров. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в восемь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России или лица, его замещающего. Протокол заседания Совета директоров подписывается председательствовавшим и одним из членов Совета директоров. При принятии Советом директоров решений по вопросам денежно-кредитной политики мнение членов Совета директоров, оказавшихся в меньшинстве, заносится по их требованию в протокол заседания Совета директоров.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, проект основных направлений развития финансового рынка и основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, обеспечивает их выполнение;

2) рассматривает вопросы развития финансового рынка РФ;

3) утверждает годовую финансовую отчетность Банка России;

4) утверждает отчет о деятельности Банка России, готовит анализ состояния экономики РФ; утверждает ежегодный отчет о деятельности Управляющей компании, включающий оценку эффективности ее деятельности, и представляет его вместе с годовым отчетом Банка России в Национальный финансовый совет;

5) рассматривает и представляет в Национальный финансовый совет на утверждение на очередной год с расчетами и обоснованиями не позднее 1 декабря предшествующего года:

- общий объем расходов на содержание служащих Банка России;

- общий объем расходов на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;

- общий объем капитальных вложений Банка России;

- общий объем прочих административно-хозяйственных расходов Банка России;

6) утверждает смету расходов Банка России, исходя из утвержденных Национальным финансовым советом общих объемов расходов Банка России;

7) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России;

8) принимает решения:

- о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;

- об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, а также некредитных финансовых организаций;

- о величине резервных требований;

- об изменении процентных ставок Банка России;

- об определении лимитов операций на открытом рынке;

- об участии в международных организациях;

- об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

- о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России и его организаций (дает разрешения на цену и иные условия заключения сделки);

- о применении прямых количественных ограничений;

- о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;

- о порядке формирования резервов кредитными организациями;

- об осуществлении выплат Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ;

- о размещении облигаций Банка России;

- о составе, порядке и сроках раскрытия информации по сделкам, совершенным Банком России с ценными бумагами на организованных торгах;

- об осуществлении операций и сделок, предусмотренных Статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

9) вносит в Государственную Думу предложения об изменении величины уставного капитала Банка России;

10) представляет в Национальный финансовый совет для назначения кандидатуру главного аудитора Банка России;

11) утверждает структуру Банка России, положения о структурных подразделениях и учреждениях Банка России, уставы организаций Банка России, порядок назначения руководителей структурных подразделений и организаций Банка России;

12) определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;

13) устанавливает правила проведения банковских операций для банковской системы РФ;

14) утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения;

15) устанавливает перечни рейтинговых агентств, рейтинги которых используются при реализации Банком России своих полномочий, а также необходимые уровни соответствующих рейтингов, особенности их применения;

16) выполняет иные функции, закрепленные в Законе о Банке России.

Специальным органом банковского регулирования и банковского надзора Банка России является действующий на постоянной основе Комитет банковского надзора (КБН), который объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций (так называемый надзорный блок), и в своей деятельности руководствуется федеральными законами, Положением Банка России от 18 июля 2017 г. N КБН-2017 "О Комитете банковского надзора Банка России" <1>, а также иными актами Банка России. КБН возглавляет председатель Комитета, назначаемый Председателем Банка России из числа членов Совета директоров Банка России. К компетенции Комитета относятся вопросы, связанные с осуществлением регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций, а также отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2017. N 58.

 

КБН принимает по вопросам его ведения рекомендации и представляет их на утверждение Совета директоров Банка России, а также в обязательном порядке рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора.

Комитет банковского надзора координирует работу так называемого надзорного блока, куда входят различные структурные подразделения Банка России, имеющие свои задачи и полномочия в сфере осуществления банковского надзора.

Сходные полномочия в области регулирования, контроля и надзора имеет Комитет финансового надзора, только в сфере надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций.

 

§ 7. Система Банка России

 

Согласно ст. 83 Закона о Банке России ЦБ РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

Понятие "система Банка России" отражает структурированную взаимосвязь различных подразделений и даже формально независимых (в частноправовом смысле) юридических лиц, которые выполняют функции Банка России или способствуют выполнению этих функций. Как система Банка России Банк России больше, чем просто юридическое лицо, поскольку в его состав как системы, подчиняясь функционально, могут входить другие юридические лица, что с точки зрения гражданского права неприемлемо.

Система Банка России строится в соответствии с принципами централизации, единства и вертикальной структуры управления.

Принцип централизации означает, что Банк России (центральный аппарат) имеет всю полноту власти в вопросах, связанных с банковским регулированием, банковским надзором, осуществлением банковских операций и т.д. Так, в ст. 84 Закона о Банке России содержится норма, в соответствии с которой территориальные учреждения не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства.

Принцип единства системы Банка России означает, что всем элементам системы Банка России присущи "общность целей и задач, единство организационного построения и осуществляемых функций, а также методов их осуществления и форм реагирования на нарушение действующего законодательства" <1>.

--------------------------------

<1> Гейдвандов А.Я. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М.: Изд-во Московского независимого института международного права, 1997. С. 49.

 

Принцип вертикальной структуры управления системой Банка России означает, что назначение должностных лиц и их подчиненность осуществляются только по вертикали. Так, территориальное учреждение возглавляет начальник (в Национальных банках - председатель), который назначается и освобождается от должности Председателем Банка России и действует на основании выдаваемой Банком России генеральной доверенности.

Как справедливо отмечает Я.А. Гейдвандов, "нижестоящие структуры единой системы Банка России подчиняются только вышестоящим органам Банка России, не имея каких-либо горизонтальных связей подчиненности местным органам власти и управления" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 49, 50.

 

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

В науке неоднократно предпринимались попытки классифицировать отдельные элементы системы Банка России. Так, было предложено разделить систему Банка России на основании объема полномочий на следующие звенья: 1) органы управления Банка России и центральный аппарат (первый уровень); 2) территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры (второй уровень); 3) полевые учреждения (третий уровень); 4) учреждения инфраструктуры (вычислительные центры, хранилища, объединения инкассации, образовательные учреждения) (четвертый уровень) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Рудько-Селиванов В.В. Организация деятельности центрального банка: Учеб. пособие / В.В. Рудько-Селиванов, Н.В. Кучина, М.А. Желвакова. М.: КНОРУС, 2011. С. 26.

 

Само предложение по классификации различных звеньев системы Банка России следует признать заслуживающим внимания. Вместе с тем оно является не совсем корректным. Для понимания системы Банка России необходима классификация, основанная на нескольких признаках.

Во-первых, по уровню охвата компетенции необходимо выделить центральный аппарат и подчиненные территориальные учреждения (национальные банки), а с 2013 г. - и отделения Банка России. Территориальные учреждения Банка России осуществляют в пределах компетенции значительную часть функций Банка России на соответствующей территории.

Во-вторых, следует дифференцировать "звенья" системы, обладающие универсальной компетенцией, и "звенья", выполняющие отдельные функции. К первым относятся центральный аппарат Банка России и территориальные учреждения (отделения) Банка России, ко вторым - расчетно-кассовые центры, полевые учреждения.

В-третьих, необходимо различать подразделения, выполняющие основные функции, и вспомогательные подразделения. К первым относятся центральный аппарат и входящие в него подразделения, территориальные учреждения (отделения), расчетно-кассовые центры, система полевых учреждений. Ко вторым - организация инкассации Банка России (Российское объединение инкассации), образовательные учреждения Банка России, хранилища наличности, подразделения информационной системы.

Центральный аппарат Банка России. Структура центрального аппарата Банка России в настоящее время построена на основе функционального признака и включает в себя:

- руководство Банка России;

- департаменты и главные управления Банка России.

Территориальные учреждения (отделения) Банка России не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением Банка России от 11 апреля 2016 г. N 538-П "О территориальных учреждениях Банка России" <1>.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2016. N 39.

 

Согласно данному Положению территориальное учреждение Банка России представляет собой обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций в соответствии с указанным Положением, другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. Территориальные учреждения Банка России, как правило, создаются на территории субъектов РФ.

В соответствии с реформой территориальной системы Банка России предусмотрено создание семи территориальных учреждений, в подчинение которых перешли территориальные отделения, создаваемые на базе ранее существовавших территориальных учреждений (в краях и областях) или национальных банках (в республиках, входящих в состав РФ). Реформа организационной структуры Банка России проводится с 2013 г.

 

Контрольные вопросы

 

1. Определите правовую природу Банка России.

2. Каковы взаимоотношения Банка России и Государственной Думы на современном этапе?

3. Каковы цели деятельности Банка России?

4. Какие операции может осуществлять Банк России?

5. Какие полномочия имеет Совет директоров Банка России?

6. Какова компетенция Национального финансового совета Банка России?

7. Каковы основные функции и полномочия Председателя Банка России?

 

Кейсы

 

1. Составьте эссе на тему правовой природы ограниченного вещного права Банка России на закрепленное за ним имущество.

2. Составьте эссе о правовом положении Банка России.

3. Сравните компетенцию Банка России, его территориальных учреждений и расчетно-кассовых центров.

 

Глава 3. КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

§ 1. Понятие и виды кредитных организаций

 

В соответствии со ст. 1 Закона о банках кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, перечисленные в ч. 1 ст. 5 Закона о банках. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Из ст. ст. 1 и 5 Закона о банках следует, что кредитная организация:

- является юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК);

- является коммерческой организацией, т.е. организацией, преследующей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК);

- имеет право осуществлять банковские операции, перечисленные в ч. 1 ст. 5 Закона о банках <1>;

--------------------------------

<1> Для банка с базовой лицензией - с учетом ограничений, установленных ст. 5.1 Закона о банках. - Прим. отв. ред.

 

- право осуществлять банковские операции возникает с момента получения лицензии Банка России;

- может быть образована на основе любой формы собственности (с учетом ограничений, установленных ч. ч. 6, 7 ст. 11 Закона о банках);

- создается в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью (ст. 87 ГК) либо акционерного общества (публичного или непубличного) (ст. ст. 96, 97 ГК РФ), т.е. является корпоративным юридическим лицом;

- не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (ч. 6 ст. 5 Закона о банках) за исключением случаев, перечисленных в ст. 5 Закона о банках.

В частности, названный запрет не распространяется:

- на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами <1> и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре;

--------------------------------

<1> О понятии производного финансового инструмента см.: ч. 29 ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Основные виды производных финансовых инструментов перечислены в Указании Банка России от 16 февраля 2015 г. N 3565-У.

 

- заключение договоров в целях выполнения функций центрального контрагента <1> и оператора товарных поставок <2> в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте";

--------------------------------

<1> О понятии и банковских операциях центрального контрагента см. ниже.

<2> Оператор товарных поставок - организация, осуществляющая проведение, контроль и учет товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу.

 

- продажу имущества, приобретенного кредитными организациями в целях обеспечения своей деятельности;

- продажу имущества, реализуемого кредитной организацией в случае обращения взыскания на предмет залога в связи с неисполнением должником обязательства, обеспеченного залогом имущества, либо полученного кредитной организацией по договору в качестве отступного;

- заключение банком-залогодержателем соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на недвижимое имущество, по которому банк приобретает это имущество для себя или для третьего лица <1>;

--------------------------------

<1> Пункт 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 января 2005 г. N 90 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором об ипотеке".

 

- привлечение кредитной организацией денежных средств граждан во вклады с розыгрышем призов <1> (при условии соблюдения законодательства о страховании вкладов физических лиц в банках РФ);

--------------------------------

<1> См.: письмо Банка России от 10 июля 2003 г. N 105-Т "О привлечении кредитными организациями средств граждан во вклады с розыгрышем призов".

 

- уступку банком прав кредитора по кредитному договору третьему лицу <1>, в том числе в целях взыскания долга коллекторским агентством;

--------------------------------

<1> Пункт 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 г. N 120 "Обзор практики применения арбитражными судами положений гл. 24 Гражданского кодекса Российской Федерации".

 

- деятельность кредитной организации по распространению лотерейных билетов, телефонных карт и интернет-карт <1>;

--------------------------------

<1> См.: письмо Банка России от 30 августа 2007 г. N 136-Т "Об отдельных вопросах деятельности кредитных организаций и иных юридических лиц".

 

- проведение кредитной организацией стимулирующей лотереи <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановления ФАС Московского округа от 22 ноября 2010 г. N КА-А40/14084-10 и от 28 февраля 2011 г. N КА-А40/18164-10.

 

Из пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что кредитные организации обладают специальной правоспособностью. Они не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ. Например, при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд сделал вывод о том, что деятельность банка по оказанию платных услуг по регистрации юридических лиц и по их абонентскому обслуживанию не относится к предоставлению консультационных и информационных услуг, разрешенных к проведению банкам п. 7 ч. 3 ст. 5 Закона о банках. Такая деятельность выходит за пределы предмета деятельности кредитной организации <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 октября 2000 г. N Ф04/2551-529/А03-2000.

 

Все кредитные организации подразделяются на две группы: банки и небанковские кредитные организации (НКО).

В соответствии со ст. 1 Закона о банках банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие три банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

По состоянию на 1 декабря 2017 г. на территории РФ зарегистрировано 868 банков, из которых действующими (имеющими право на осуществление банковских операций) являются 523 банка.

Классификация банков может быть осуществлена по различным основаниям. Так, легальная классификация банков осуществлена в ч. ч. 3 и 4 ст. 1 Закона о банках, согласно которой все банки подразделяются на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией.

Банк с универсальной лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, перечисленные в ч. 1 ст. 5 Закона о банках.

Банк с базовой лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в ч. 1 ст. 5 Закона о банках, но с учетом ограничений, установленных ст. 5.1 этого Закона.

Ограничения касаются видов банковских операций и их субъектного состава.

Во-первых, банк с базовой лицензией не вправе осуществлять с определенными ниже видами субъектов три вида банковских операций:

- по размещению от своего имени и за свой счет привлеченных во вклады денежных средств;

- по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов;

- по выдаче банковских гарантий.

Во-вторых, указанные выше виды банковских операций банку с базовой лицензией запрещено совершать только с нерезидентами, т.е. с иностранными юридическими лицами, с иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами по иностранному праву, а также с физическими лицами, личным законом которых является право иностранного государства. Следовательно, банк с базовой лицензией вправе совершать указанные выше банковские операции с резидентами Российской Федерации.

В-третьих, не допускается открытие банком с базовой лицензией корреспондентских счетов в иностранных банках, за исключением открытия счета в иностранном банке для целей участия в иностранной платежной системе.

В-четвертых, банк с базовой лицензией не вправе приобретать права требования к нерезидентам, осуществлять с нерезидентами лизинговые операции и выдавать



2019-07-03 208 Обсуждений (0)
Пролонгирование предоставленных кредитов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пролонгирование предоставленных кредитов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)