МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ АНАЭРОБИОЗА
1. Физические методы основаны на том, что из за- мкнутого пространства, в которое поместили посевы с анаэробами, выкачивают воздух при помощи масляно- го вакуумного насоса. Обычно в лабораторной практи- ке применяют анаэростат или эксикатор с краном, че- рез который при помощи вакуумного масляного насоса удаляют воздух. При помощи этих насосов можно до- стигнуть вакуума до 3–4 мм рт. ст. и даже до 0,05 мм. Степень разрежения воздуха в анаэростате показывает ртутный манометр, укрепленный на крышке прибора. После выкачивания воздуха кран закрывают и прибор ставят в термостат. 2. Химические методы создания анаэробиоза основа- ны на том, что кислород, находящийся в эксикаторе или анаэростате, связывают химическими препаратами. На- пример, на дно эксикатора или анаэростата помещают порошок пирогаллола и 10%-ный раствор едкого натра (калия), при взаимодействии которых связывается весь кислород из замкнутого пространства. Либо в эксикатор ставят открытую чашку с увлажненной смесью гидросуль- фита натрия с гидрокарбонатом натрия в соотношении 1:1, в результате взаимодействия между этими реагентами происходит связывание кислорода воздуха. 3. Биологический метод создания анаэробиоза осно- ван на совместном выращивании аэробов и анаэробов, при этом рассчитывают на то, что вначале растет аэроб- ная культура, а затем, после поглощения ею кислорода, начинают развиваться анаэробы. Например, в центре чашки Петри с сахарным, кровя- ным агаром вырезают и удаляют полоску среды шириной 1–1,5 см, разделяя этим среду на две половинки. Затем на одну половину чашки делают посев аэробов (Serratiae marcescens, Bac. subtilis), а на другую половину делают посев изучаемых анаэробов, края чашки герметизируют лейкопластырем. Этот метод можно применять только для нестрогих анаэробных бактерий.
341
4. Комбинированный метод заключается в том, что для большей надежности созданного анаэробиоза при- меняют одновременно два метода. Например, вначале выкачивают воздух при помощи насоса, а остаток кис- лорода связывают химическим методом или наличием в замкнутом пространстве посевов аэробных бактерий. При культивировании анаэробов следует придержи- ваться следующих правил: 1) для выращивания анаэробов применяют только органические специальные питательные среды, в состав которых входят глюкоза и кусочки печени или мышц, играющие роль восстанавливающего фактора; 2) все жидкие питательные среды разливают высо- ким столбиком, для изоляции от кислорода воздуха на их поверхность наслаивают 2 мл вазелинового масла; 3) жидкие питательные среды перед посевом следу- ет регенерировать в кипящей водяной бане в течение 20 мин для удаления воздуха;
гревать в водяной бане в течение 20 мин при 80С для уничтожения сопутствующей вегетативной микрофлоры. Особенностью посева анаэробных микроорганизмов является то, что исследуемый материал в питательные среды вносят в больших дозах, поэтому инструментом для посева анаэробов служат не петли, а пастеровские пипетки. Подготовленный исследуемый материал на- бирают пастеровской пипеткой, верхний конец которой плотно закрывают пальцем, а кончик пипетки вводят че- рез масло в МППБ, являющийся накопительной средой. Питательные среды, применяемые для культивиро- вания анаэробов, делят на: 1) накопительные — для первичного посева; 2) дифференциальные — позволяющие дифференци- ровать один вид от другого. Накопительные среды. К накопительным средам от- носится мясопептонный печеночный бульон (МППБ) или среда Китта — Тароцци — основная питательная среда для первичного выделения и последующего куль- тивирования анаэробов. В ее состав входят печеночный
ТЕМА 6
бульон и МПБ в соотношении 1:2, поваренная соль, рН 7,6. Среду разливают по пробиркам высоким столбиком, добавляют кубики печени (обладающей восстанавливаю-
для изоляции от воздуха. Автоклавируют при 120С в те- чение 30 мин. После длительного хранения МППБ перед посевом пробирки с МППБ регенерируют 20 мин кипя- чением в водяной бане и охлаждают перед посевом. В ре- зультате размножения анаэробов на этой среде в первые сутки появляется помутнение, у некоторых газообразо- вание, а иногда и специфический запах. Дифференциальные среды. На дифференциальных средах анаэробы образуют колонии, характерные для каждого вида, что позволяет дифференцировать их друг от друга по культуральным признакам, а на некоторых дифференциальных средах одновременно изучают и ферментативные свойства. Методические приемы позво- ляют выращивать строгие анаэробы без использования анаэростата и эксикатора. К дифференциальным средам относятся следующие питательные среды. Сахарный агар — к обычному МПА добавляют 1%
ляют, охлаждают до 50С и добавляют нативный или разведенный 1:10 исследуемый материал, тщательно перемешивают, всасывают в стерильные узкие трубки — трубки Вейона длиной до 20–25 см, диаметром около 1 см. Один конец трубки запаивают, другой закрывают ватой и помещают в термостат на сутки. На этой среде изучают газообразование (разрыв агара) и форму изолированных глубинных колоний, которые хорошо просматриваются визуально или при помощи лупы в глубине агара. Для некоторых анаэробов характерно образование колоний в виде диска или двояковыпуклой линзы, колоний с тонки- ми отростками, в виде комочка ваты и т. д.
лажденному до 50С обычному агару добавляют 1–2% глюкозы, 15% дефибринированной крови барана, разме- шивают и разливают по чашкам Петри. На поверхность застывшего кровяного агара делают посев изучаемых
343
анаэробов. На этой среде можно одновременно изучить форму колоний на поверхности питательной среды и ге- молитические свойства выделенного возбудителя. Чаш- ки Петри с посевами анаэробов при культивировании обязательно ставят в анаэростат. Среда Вильсон — Блера, или железосульфитный агар (ЖСА), — к 100 мл расплавленного МПА добавля- ют 1–2% глюкозы, 10 мл 20%-ного раствора сульфита натрия и 1 мл 8%-ного раствора хлорида железа. Уста- навливают рН на уровне 7,8. В стерильную пробирку вносят расплавленный ЖСА и исследуемый продукт (материал), тщательно перемешивают и разливают в чашки Петри по методу Перетца. Анаэробные бактерии восстанавливают сульфит натрия до сульфата натрия, который, вступая в реакцию с хлоридом железа, обра- зует черный осадок сульфита железа, окрашивающего колонии в черный цвет. Метод посева анаэробов в модификации Перетца за- ключается в том, что на дно чашки Петри параллельно
кладут стеклянную пластинку размером 5,55,5 см. В подготовленную чашку наливают исследуемый ма- териал, распределенный в ЖСА, который затекает в образовавшийся зазор под стекло, где создаются стро- гие анаэробные условия, после застывания среды по- верх стекла наливают тонкий слой голодного агара для полной изоляции от кислорода. Если в исследуемом ма- териале были анаэробные бактерии, то во время куль- тивирования в термостате они образуют колонии, окра- шенные в черный цвет. В зависимости от количества анаэробных бактерий в исследуемом материале почер- нение среды может быть сплошным или в виде изоли- рованных колоний. Большинство анаэробов образуют колонии в течение 20–24 ч, для Cl. perfringens харак- терно появление черных колоний уже через 6–8 ч после посева. Мозговая среда — готовится из свежего мозга крупно- го рогатого скота, который пропускают через мясорубку, заливают водой в соотношении: 2 части мозгового фарша
ТЕМА 6
и 1 часть воды, добавляют сульфит натрия с хлоридом железа, как в ЖСА. Смесь раскладывают высоким стол-
вого масла, автоклавируют при 110С в течение 2 ч. Диф- ференциальным признаком при росте анаэробов на этой среде является ее почернение в результате образования сероводорода, который вступает в реакцию с хлоридом железа (образуется сернистое железо). Молоко — к обезжиренному молоку добавляют ку- сочки печени, сыворотку крови, разливают высоким столбиком, наслаивают вазелиновое масло и дробно стерилизуют. Дифференциальным признаком является скорость свертывания молока, характер створаживания и пептонизация его.
ЗАДАНИЯ
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1764)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |