ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Изучить культуральные свойства бактерий, вырос- ших на МПА после посева методом Дригальского. Обра- тить внимание на изолированные колонии имеющие S- и R-формы. 2. Изучить культуральные свойства колоний золо- тистого стафилококка. Приготовить из них препараты, окрасить по Граму, определить тинкториальные свойст- ва золотистого стафилококка. 3. Изучить культуральные свойства бактерий, вырос- ших на агаре Эндо. Обратить внимание на красные коло- КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА БАКТЕРИЙ 349
нии с металлическим блеском. Приготовить из них пре- параты, окрасить по Граму, определить тинкториальные свойства кишечной палочки. 4. Сделать посев-отпечаток пальцев рук всех студен- тов группы на поверхности МПА в чашках Петри с це- лью контроля количества и качества микрофлоры кожи рук, обратить внимание, что все эти бактерии могут быть источником загрязнения поверхности пищевых продуктов, к которым прикасаются руки.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. С какой целью изучают культуральные свойства микро- организмов? 2. Опишите культуральные свойства бактерий на плотных питательных средах. 3. Опишите культуральные свойства бактерий на жидких питательных средах. 4. Перечислите все признаки, по которым определяют вид бактерий. Тема 8
ФЕРМЕНТАТИВНЫЕ СВОЙСТВА БАКТЕРИЙ
Цель занятия. Освоить методы изучения ферментативных (биохимических) свойств микроорганизмов, таких как сахаро- литические, протеолитические. Материалы и оборудование. Набор сред Гисса (или корот- кий пестрый ряд) с демонстрационными посевами бактерий кишечно-тифозного семейства; агар Эндо с посевом кишечной палочки и сальмонеллы, колонии которых в виде слов E. coli и Salmonella написаны бактериологической петлей, содержа- щей соответствующую культуру. Бактериологические петли, спиртовки. Набор красок для окраски по Граму, предметные стекла, иммерсионное масло, микроскопы. Таблицы. Биохимическая дифференциация бактерий ки- шечно-тифозного семейства, среды Гисса (короткий и длин- ный пестрый ряд).
К настоящему моменту вы знакомы с шестью при- знаками бактерий, при помощи которых можно опре- делить вид. Но мир микроорганизмов так сложен, что разные виды микроорганизмов обладают одинаковыми морфологическими, тинкториальными, культуральны- ми признаками, и иногда только по набору ферментов, генетически закрепленных за каждым видом, их можно дифференцировать друг от друга.
351
Ферментативные свойства — это способность бакте- рий при помощи ферментов расщеплять сложные орга- нические соединения. Каждый вид микроорганизмов синтезирует определенный набор ферментов, эта способ- ность генетически закреплена, поэтому по наличию или отсутствию фермента можно определить вид микроорга- низмов. Для изучения ферментативных свойств микро- организмов готовят питательные среды строго опреде- ленного состава, в которые бактериологической петлей вносят изучаемые микроорганизмы в виде чистой куль-
по изменению физического состояния питатель- ной среды (разжижение МПЖ, наличие пузырь- ков газа в поплавках или в полужидкой среде,
по изменению рН в дифференциально-диагности- ческих средах (агаре Эндо, Левина, Плоскирева,
по изменению цвета индикаторных бумажек при образовании конечных газообразных продуктов (сероводород, индол, аммиак). Сахаролитические свойства бактерий изучают на пи- тательных средах, в состав которых входит какой-либо углевод и индикатор. Для изучения сахаролитических свойств применя- ют жидкие (среды Гисса) и плотные питательные среды (среды Эндо, Левина, Плоскирева). Бактерии, имеющие определенные ферменты, расщепляют углеводы, выс- шие спирты до альдегидов, кислот и газообразных про- 2 2 В жидких питательных средах образование кислоты устанавливают по изменению цвета индикатора, а появ- ление газа — по пузырькам газа в пробирках-поплавках и в глубине полужидкого агара. При отсутствии ферментации углевода цвет среды не меняется. Поскольку бактерии ферментируют не все, а только некоторые углеводы, входящие в состав сред Гисса, наблюдается довольно пестрая картина. Поэтому 352 ТЕМА 8
набор сред с углеводами и цветным индикатором был на- зван пестрым рядом. На плотных дифференциально-диагностических сре- дах, в состав которых входят углеводы и индикатор, вы- растают колонии, имеющие различную окраску. Напри- мер, кишечная палочка, ферментирующая лактозу до молочной кислоты, которая изменяет рН в кислую сто- рону, на агаре Эндо образует красные колонии, а саль- монеллы, не имеющие фермента лактазы, — бесцветные колонии. Особенно важно изучение сахаролитических фермен- тов при дифференциации бактерий кишечно-тифозного семейства, например представителей родов Salmonella и Escherichia. Бактерии этих родов не отличаются друг от друга по первым шести признакам: все палочки, грамо- трицательные, спор и капсул не образуют, подвижны (за исключением S. pullorum-gallinarum), культуральные признаки на МПА и МПБ тоже очень сходные. И только по седьмому признаку, по набору ферментов, их можно дифференцировать друг от друга и даже определить вид (табл. 6). Таблица 6 Дифференциация бактерий кишечно-тифозного семейства
Виды бактерий
Глюкоза
Лактоза
Сахароза
Маннит E. coli КГ КГ — КГ S. enteritidis КГ — — КГ S. typhi К — — К Примечания. КГ — кислота и газ; К — кислота; «—» — нет изменений.
Из таблицы 6 видно, что только у кишечной палочки имеется фермент, расщепляющий лактозу до кислоты и газа, эта особенность используется для дифференциации эшерихий от сальмонелл в среде Эндо, Левина, Плоски- рева, а также при санитарно-микробиологическом ис- следовании пищевых продуктов — в среде Кесслера.
353
Протеолитические свойства бактерий изучают на средах, в состав которых входят белки — МПЖ, МПБ, молоко. Под действием протеолитических ферментов молоко свертывается, а в дальнейшем в результате глубокого расщепления компонентов молока происходит пептони- зация и сгусток просветляется. Посев изучаемых бактерий делают уколом в глубину столбика МПЖ. Посевы не ставят в термостат и наблю- дают за появляющимися после посева изменениями 5–7 дней при комнатной температуре, при этом изуча- ют не только разжижение среды, но и его особенности. Под действием протеолитических ферментов разжиже- ние может происходить на поверхности в виде воронки, если это аэробные, и в глубине — если это анаэробные бактерии. При глубоком расщеплении белка до конечных про- дуктов выделяются индол, аммиак, сероводород. Для выявления этих газов над засеянной средой между стенкой пробирки и пробкой фиксируют индикаторную бумагу, посевы выдерживают в термостате в течение
для обнаружения индола индикаторную полос- ку, пропитанную насыщенным раствором щаве- левой кислоты, фиксируют над посевом в МПБ. При выделении индола на 2–3-й день после по- сева нижняя часть полоски бумаги приобретает розовый цвет, в результате соединения индола со
для обнаружения аммиака над посевом в
МПБ фиксируют розовую лакмусовую полоску инди-
для обнаружения сероводорода над посевом в МПБ фиксируют полоску бумаги, пропитан- ную уксуснокислым свинцом. При взаимодей- ствии сероводорода и уксуснокислого свинца бумага чернеет за счет образования сернистого свинца; 354 ТЕМА 8 для определения фермента каталазы:
бакте- риальную массу снимают с поверхности агара бактериологической петлей и суспендируют на предметном стекле в капле 3%-ного раствора перекиси водорода. Если изучаемая культура выделяет каталазу, в капле появятся пузырьки газа. Ферментативные свойства — это седьмой признак, изучаемый при определении вида бактерий. Таким образом, мы изучили семь признаков, по ко- торым можно определить вид микроорганизмов. Методы изучения всех семи признаков очень громоздкие, дли- тельные, а современные темпы не позволяют останавли- ваться на достигнутом. В настоящее время предложено много усовершенствованных методов определения вида, при изучении темы 10 «Серологические методы диагно- стики и инфекционных болезней» мы познакомимся с реакцией агглютинации на предметном стекле, позволя- ющей быстро определить вид бактерий.
ЗАДАНИЯ
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |