ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ
ДРОЖЖЕЙ
В мерный стакан на 100 мл вносят 3,2 г прессованных дрожжей и немного воды. Стеклянной палочкой дрож-
доливают до метки воду (температура 30С) и вновь хоро- шо размешивают. В фарфоровую чашку переносят 5 мл полученной дрожжевой суспензии, прибавляют 8 г пше- ничной муки второго сорта и замешивают тесто, придав ему форму шарика. Приготовление теста и шарика сле- дует делать быстро, не более 4 мин. Свежеприготовлен-
температуру 30С, при этом шарик опускается на дно.
ют температуру 30С. Далее надо следить за поведением шарика: отмечают время, прошедшее с момента погру- жения шарика на дно стакана, до момента подъема его на поверхность воды — это явление происходит благо- даря активной ферментативной деятельности хороших
Наилучший показатель подъемной силы — 10–15 мин, хороший — 15–20 мин.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Определить возраст дрожжей в дрожжевой за- кваске. 2. Определить наличие бактериального загрязнения дрожжевой закваски. 3. Выявить гликоген в клетках дрожжей. 4. Выявить волютиновые гранулы в клетках дрож- жей. 506 ТЕМА 25 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Опишите морфологию дрожжей. 2. С какой целью определяют возраст дрожжей? 3. С какой целью определяют наличие гликогена в дрожже- вой клетке? 4. С какой целью определяют количество мертвых клеток в дрожжевой закваске? 5. Какими методами определяют в дрожжевой закваске на- личие сенной палочки, вульгарного протея, молочнокислых бактерий? Тема 26
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССА ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА,
Цель занятия. Овладеть микробиологическими и миколо- гическими методами исследования зерна, муки различных образцов. Материалы и оборудование. Зерно, мука различных образ- цов, хлеб со следами плесневого поражения. Чашки Петри, пи- петки на 1 и 5 мл, пробирки с 9 мл стерильного физраствора, горячий МПА столбиком, чашки со средами Сабуро, Чапека.
Зерно, находящееся в колосе, уже содержит значи- тельное количество микроорганизмов. По мере созре- вания зерна количество микроорганизмов возрастает, в 1 г зрелого зерна содержатся десятки тысяч микроор- ганизмов. Во время уборки урожая и при обмолоте сно- пов зерно загрязняется микробами, попадающими на него с пылью и частицами почвы. В зерне широко пред- ставлены споровые аэробные бактерии (Bac. subtilis, Bac. mesentericus, Bac. mycoides и др.), палочки про- тея, кишечная палочка, молочнокислые, маслянокис- лые бактерии и различные плесневые грибы (Mucor, Aspergillus, Penicillium, Cladosporium, Oidium). 508 ТЕМА 26
При хранении зерна, особенно если оно влажное, ко- личество микробов может быстро возрастать. Вначале размножаются кокковые формы, позднее начинают пре- обладать разные споровые и бесспоровые палочки. Даже кратковременное размножение микроорганиз- мов сказывается на качестве зерна: на нем появляются пятна, оно темнеет и приобретает затхлый запах. Суш- ка зерна несколько снижает количество микробов в нем, так как в результате снижения влажности создаются не- благоприятные условия для их размножения. Зерно перед переработкой необходимо очистить от примесей и загрязнения. Перед размолом зерно просе- ивают, продувают и лущат на машинах, сбивающих с зерен грязь, оболочки и частично зародыши. Хорошая очистка значительно снижает (в 2 раза и более) количе- ство микроорганизмов в зерне.
МИКРОФЛОРА МУКИ
При помоле зерна микробы с поверхности зерна ча- стично переходят в муку. В крупу, так же как в муку, переходит большее или меньшее число микробов в за- висимости от способа очистки и обработки зерна. При благоприятных условиях температуры и влажности оставшиеся в муке и крупе микроорганизмы могут раз- виваться и вызывать порчу продукта. Прокисание муки связано с микробным разложением сахаров, образующихся при осахаривании крахмала. Плесневение муки — распространенная форма порчи при повышенной влажности, при этом появляется запах плесени и затхлости. Микробиологические процессы в тесте вызываются двумя видами микроорганизмов, входящих в закваску: дрожжами и молочнокислыми бактериями. Дрожжи являются возбудителями спиртового бро- жения, превращение углеводов в спирт сопровождается обильным выделением углекислоты и побочных продук-
509
тов, придающих хлебу специфический вкус и аромат, выгодно отличающий его от хлеба, разрыхленного хи- мическим способом (при помощи пекарских порошков, например углекислого аммония, распадающегося при
Молочнокислые микроорганизмы расщепляют угле- воды до молочной кислоты и некоторых летучих кислот, в частности уксусной. Накопление кислоты в пшенич- ном тесте сравнительно невелико, в ржаном оно значи- тельно. Ржаное тесто замешивают с применением закваски, содержащей, кроме дрожжей, и молочнокислые бак-
жения 26С, а для образования молочной кислоты — первый — при температуре, оптимальной для развития дрожжей, второй — для молочнокислых бактерий. Для приготовления пшеничного теста применяют только дрожжи, молочнокислое брожение развивается за счет случайной (дикой) микрофлоры, содержащейся в муке. Для приготовления теста обычно используют дрож- жи Saccharomyces cerevisiae, которые применяются в винокуренном производстве. Прессованные дрожжи го- товят на дрожжевых заводах. Чистая культура дрожжей из лаборатории поступает в специальный цех для полу- чения маточной закваски дрожжей, из которой готовят производственные закваски. Очень важно избежать за- грязнения чистой культуры посторонней микрофлорой, особенно дикими дрожжами, которые обладают слабой ферментативной активностью.
до 320С, в зависимости от величины изделий, качест-
испарения, происходящего при температуре 100С. Во внутренних слоях теста температура повышается по- степенно. Благодаря защитному действию коллоидов в хлебе создаются благоприятные условия для сохранения микроорганизмов. После выпечки в мякише хлеба со- 510 ТЕМА 26
храняются не только споры бактерий, но и бесспоровые кислотообразующие бактерии и дрожжи. Хотя возможность сохранения в хлебе патогенных бактерий нельзя исключить, однако в санитарно-эпи- демиологическом отношении большую опасность пред- ставляет загрязнение, происходящее в процессе тран- спортировки, хранения и продажи.
БОЛЕЗНИ ХЛЕБА
Болезнями печеного хлеба называют различные из- менения, возникающие в нем в результате жизнедея- тельности микроорганизмов, делающих хлеб непригод-
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |