Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные теории психического развития человека



2019-07-03 558 Обсуждений (0)
Основные теории психического развития человека 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство здравоохранения и социального развития России

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова

С.Л.Соловьева, Е.Б. Одерышева

Возрастная психология

Учебно-методическое пособие для студентов факультета высшего

Сестринского образования

Санкт - Петербург

Г.

 

Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б. Возрастная психология.

Учебно-методическое пособие. СПб.: СПбГМА, 2009, 112 с.

 

 

Методические указания содержат сведения о психологических особенностях различных возрастных групп, представлена обобщенная картина развития индивидуально-психологических особенностей человека от рождения до последних дней жизни. Обоснованы категории «возраста» и различные подходы к периодизации развития личности человека. Рассмотрены нормы психического развития на основных этапах развития личности, определены основные педагогические задачи на разных ступенях развития человека.

Издание предназначено для студентов факультета высшего сестринского образования.

 

Утверждено учебным методическим советом ФВСО от

Февраля 2009 г.

Рекомендовано для использования в учебном процессе Ученым советом СПбГМА от 02.03.09.

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова, 2009 г.

   

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

Основные понятия: Предмет возрастной психологии, возраст, психологический возраст, ведущий вид деятельности, возрастной кризис, сензитивный период. Задачи возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками. Разделы возрастной психологии. Методы возрастной психологии. Методологические принципы возрастной психологии. Онтогенез. Развитие психических структур в онтогенезе. Движущие силы психического развития. Теории психического развития: когнитивные теории, психоаналитическая теория. Концепция «поэтапного формирования умственных действий». Возрастная периодизация развития личности.

 

Понятие о возрастной психологии.

Возрастная психология как отрасль психологической науки возникла в конце XIX века, она направлена на исследование особенностей проявления и развития психики человека в различные возрастные периоды. Специфика объекта возрастной психологии заключается в том, что на протяжении жизни в психике человека происходит не только рост, но и разнообразные качественные преобразования. Необходимость интегрального подхода, направленного на объединение отдельных фаз и периодов жизни, предполагает учет научных данных детской психологии, акмеологии, геронтологии, возрастной физиологии, медицины, педагогики, истории и т.п. Возрастная психология, являясь самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, с другой – является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии.

Основные  проблемы  возрастной психологии:

· Научное обоснование возрастных норм психофизиологических функций

· Определение эталонов зрелости индивида, личности

· Выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни

· Научное прогнозирование развития человека, изучение его  психических "ресурсов"

· Определение наиболее благоприятных (сензитивных) периодов для развития различных психических функций, интеллектуальных возможностей, формирования нравственных качеств личности

· Расширение возрастных границ сохранения активности и творческих способностей пожилых людей

Разделы возрастной психологии.

· Пренатальное развитие человека

· Психология младенца

· Психология дошкольника

· Психология младшего школьника

· Психология подростка

· Психология старшего школьника (или ранней юности)

· Психология взрослого человека (акмеология)

· Психология преклонного возраста (геронтология)

Методы возрастной психологии. Классификация методов возрастной психологии

Классификация методических средств, актуальных для познания психического развития человека, основана на описании системы методов современной психологии, предложенной Б.Г. Ананьевым.

Группы методов

Организационные Эмпирические Обрабатывающие Интерпретационные
Лонгитюдиналь-ный или метод «продольных срезов» Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение) Количественные Определение среднеарифметичес-кой, коэффициента вариации, лимитов, критерия Стьюдента и др. Регрессионный анализ Дискриминантный анализ Дисперсионный анализ Корреляционный и факторный анализы Таксономический анализ и др. Генетические (описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития)
Комплексный Экспериментальные (лабораторный, полевой, естественный эксперимент, констатирующий, формирующий эксперимент ) Качественные Психологическая казуистика Дифференциация по типам, группам, вариантам развития Структурные (описание и интерпретация взаимосвязей между отдельными параметрами развития)
Сравнительно-возрастной или метод «поперечных срезов» Праксиметрические    
  Биографические    
  Анкетирование    
  Беседы, интервью    
  Психодиагностические    

 

    Сравнительный метод – сопоставление различных групп испытуемых или "выборок". Сравнительный метод, называемый также методом "поперечных срезов" дает возможность установить, как варьирует с возрастом та или иная функция. Например, установить среднестатистический рост детей данного возраста или сопоставить показатели физической силы, интеллекта, эмоций пяти- и девятиклассников. Недостаток метода - уравнивание всех индивидов одного возраста в данной популяции, которые на самом деле могут не оказаться в одной точке развития.

    Лонгитюдинальный метод или метод "продольных срезов". Он предполагает многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет. Непосредственным итогом применения этого метода является индивидуальная характеристика хода психического развития личности. Ценность лонгитюдного метода состоит в возможности решения двух проблем: а) психологического прогноза дальнейшего хода психической эволюции и б) установления генетических связей между фазами психического развития. Лонгитюдный метод устраняет недостаток метода "поперечного среза" – уравнивание индивидов. Однако при проведении этого метода встречаются разнообразные трудности, связанные с выбором адекватных методик исследования, сохранностью выборки, трудоемкостью.

              Вторую, самую обширную группу методов  составляют эмпирические методы:  наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (ученических работ и т.д.); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.)

Третью группу составляют методы обработки данных. К этим методам относятся количественный анализ (статистический) и качественный анализ (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и исключения).

Четвертая группа – интерпретационные методы. Сюда относятся генетические и структурные методы.

Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает "вертикальные" генетические связи между уровнями развития.

Структурный метод устанавливает горизонтальные структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками личности.

      Для современных исследований в области возрастной психологии характерным является комплексный подход, при котором становится возможной экспериментальная разработка целостной концепции развития.

Основные теории психического развития человека



2019-07-03 558 Обсуждений (0)
Основные теории психического развития человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные теории психического развития человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)