Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2.  Период новорожденности и младенчества.



2019-07-03 318 Обсуждений (0)
Тема 2.  Период новорожденности и младенчества. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные понятия: Период новорожденности (до 1 месяца), кризис новорожденности. Первые формы общения со взрослыми. Физическое и моторное развитие. Психологические новообразования периода новорожденности. Сенсорное и перцептивное развитие.

Период младенчества (1 месяц - 1 год). Ведущая деятельность младенческого периода. Когнитивное и языковое развитие в младенчестве. Эмоциональное общение со взрослыми и предметная деятельность как ведущие виды деятельности в период младенчества. Произвольные формы поведения, особенности мышления в период младенчества. Кризис одного года. Переход к активному освоению мира (свобода передвижения). Влияние сенсорной депривации на развитие ребенка

Характеристика периода новорожденности ( до 1 месяца жизни).

Область детской психологии, которая занимается изучением развития детей первого года жизни – психология младенчества, еще очень молода. До начала ХХ в. знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрознены и весьма не многочисленны.

Ж. Пиаже характеризовал первый год жизни ребенка с точки зрения развития его интеллекта, он утверждал, что ум, пока не тронутый социальными влияниями, живет по естественным индивидуальным законам. Младенец – максимально эгоцентрическое и аутичное существо, которое еще не может дифференцировать себя от объектов внешнего мира.

В психоаналитической концепции ключевое значение придается отношениям младенца с близкими взрослыми, которые имеют в основном инстинктивный характер. Последователями психоаналитического направления было обнаружено явление «госпитализма», которое заключается в резком отстаивании и деформации психического развития ребенка при дефиците общения со взрослыми ( условия сенсорной  депривации).

Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми.

Взрослый человек – центр всех ситуаций в младенческом возрасте. Поэтому его отсутствие  сразу означает для ребенка резкое изменение ситуации, в которой он находится. Только в присутствии взрослого открывается самый обычный и естественный путь для реализации его активности – через другого человека. Это первоначальное переживание слитности себя и другого предшествует возникновению сознания собственной личности, т.е. осознанию своего отдельного Я.

 Психическое отделение от взрослого происходит в более поздние периоды. В настоящее время существует представление о том, что младенческий возраст не является однородным периодом. Внутри него выделяют три качественно своеобразных периода психического развития ребенка: новорожденность, первая и вторая половины первого года жизни.

Рождение является для организма большим потрясением, так как оно означает не только изменение условий жизни, но и самого физического существования ребенка: контрасты темноты и света, тепла и холода, дыхание легкими, физическая потеря матери. В связи с этим многие исследователи и практики уделяют большое внимание физическому и психологическому контакту матери и ребенка в первые часы жизни.

Ребенок появляется на свет с определенным набором рефлексов. Именно в период новорожденности можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения. Безусловные рефлексы – автоматические, непроизвольные ответы на определенные внешние раздражители. Одни из рефлексов обеспечивают физиологическую адаптацию к внешнему миру и сохраняются в дальнейшем:

· защитные рефлексы;

· сосательные рефлексы;

· поисковые рефлексы;

· пищевой рефлекс и др.

Другие рефлексы имеют атавистический характер и представляют собой наследство, полученное от животных предков. Большинство из этих рефлексов угасают уже в первом полугодии жизни:

· переступательный рефлекс;

· хватательный рефлекс (рефлекс Робинзона);

· вскидывание рук (рефлекс Моро) и др.

При этом ребенок в меньшей степени обладает врожденными формами поведения, чем детеныши животных, и рефлексы не являются основой его психического развития. В последнее время получены интересные факты наличия сенсорных способностей младенцев, они получили название «компетентность младенца».

 Активность младенца проявляется прежде всего в избирательной чувствительности к различным стимулам: одни из них более, а другие менее предпочитаются и различаются детьми. В опытах Р. Фанца было обнаружено, что уже в первую неделю жизни младенцы предпочитают сложные, структурированные и яркие изображения. Изогнутые, округлые изображения им нравятся больше, чем прямолинейные, а замкнутая, концентрическая форма больше, чем развернутая. Особый интерес младенцев вызывают движущиеся предметы.

В области слухового восприятия получены экспериментальные факты, обнаруживающие способность младенцев к локализации источника звука (опыты Т. Бауэр). Самый важный факт состоит в том, что дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам (по данным Д.Б. Годиковой).

Основным вывод из этой серии экспериментов: сенсорные системы новорожденных настроены на восприятие тех стимулов, которые связаны с образом человека (звуки голоса, движущиеся предметы, округлая замкнутая форма и т.д.

В период новорожденности младенец не только адаптируется к внешнему миру, но и настраивается на восприятие взрослого. Благодаря личностной, индивидуальной обращенности взрослого к младенцу в конце 3-4 недели жизни появляется зрительное сосредоточение ребенка на лице взрослого и обращенная к нему улыбка. Первая коммуникативная улыбка знаменует завершение этапа новорожденности.



2019-07-03 318 Обсуждений (0)
Тема 2.  Период новорожденности и младенчества. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2.  Период новорожденности и младенчества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)