Познавательное развитие дошкольника
Отличительной особенностью познавательной сферы дошкольника является эгоцентризм. В основе эгоцентрической позиции лежит неспособность выделять себя из окружающего мира, и, следовательно, принятие своей позиции как единственной и абсолютной. Для дошкольника центр всего мира - он сам, ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется. Примерами эгоцентрической позиции является невозможность встать на другую точку зрения, учитывать различные параметры объекта, отсутствие представлений о сохранении количества и другие «феномены Пиаже». Они показывают, что ребенок доверяет только своему непосредственному восприятию, что он рассматривает вещи со своей, субъективной позиции, которая выступает как единственная и абсолютная. В отечественной психологии интенсивно разрабатывалась идея Л.С. Выготского об опосредованном характере познавательных процессов человека. Познавательное развитие в этом контексте рассматривалось как усвоение средств умственной деятельности. А.Н. Леонтьевым сформулирован принцип «параллелограмма развития». Внешние средства организации познавательной деятельности усваиваются и превращаются во внутренние. Эксперименты Л.А. Венгера, в ходе которых осуществлялось наглядное моделирование различных аспектов деятельности дошкольника, показали, что целенаправленное руководство формированием познавательных способностей способствует более высокому умственному развитию детей. Характеристика детского воображения В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько явно и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Воображение- это способность к перекомбинированию образов, своеобразный «отрыв от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений. Главным материалом для воображения является только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, детское воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительную большую роль, чем в жизни взрослого, оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отрыв» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности, ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника и творческих видах деятельности - рисование, конструирование, словесное творчество. Детский рисунок не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само рисование обеспечивает это развитие. В процессе рисования ребенок открывает для себя употребление знаков, чему способствует одновременное называние предмета и его графического изображения. Развитие изобразительной деятельности начинается в доизобразительный период, когда ребенок чертит на месте бумаги свои первые каракули, затем он начинает «видеть» в каракулях определенные предметы и называть их и только вслед за этим рисует задуманный образ. Спецификой детского рисунка является то, что ребенок изображает «всю действительность», какой он ее представляет: рисует то, что видит, что знает, что чувствует. Познавательное развитие дошкольников неразрывно связано с развитием произвольности или саморегуляции, которая предполагает следование образцам социально одобряемого поведения, когда требования взрослых становятся требованиями ребенка к самому себе. Процесс интериоризации внешних, материальных действий, которые становятся средствами действий внутренних, исследовался на материале самых разных психических разрывов: восприятия (Л.А. Венгер), мышления (П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков); воображения (О.М. Дьяченко), внимания (П.Я. Гальперин) и другие. Во всех случаях превращение образов действия ребенка происходит в процессе особого взаимодействия ребенка со взрослым, которое может быть названо процессом приобщения. Взрослый в процессе такого приобщения выступает в качестве посредника, который передает смысл (мотив) и способ новой деятельности в их единстве. Общение дошкольников со сверстниками. В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети, примерно к 4-м годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый.
Общение со взрослым отличает ряд специфических особенностей: • богатство и разнообразие коммуникативных действий; • чрезвычайная эмоциональная насыщенность; • нестандартность и нерегламентированность; • преобладание инициативных действий над ответными; • небольшая чувствительность к воздействиям сверстника.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |