Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возрастание речевой активности ребенка заключается:



2019-07-03 283 Обсуждений (0)
Возрастание речевой активности ребенка заключается: 0.00 из 5.00 0 оценок




1) в расширении круга речевого общения не только с близкими, но и посторонними людьми;

2) в повышении речевой активности во время игр;

3)  в возрастающем интересе детей к речи взрослых.

Речь начинает становиться самостоятельным средством общения и мышления ребенка и главным средством произвольного поведения ребенка. Первой формой произвольного поведения становится выполнение речевых инструкций взрослого, при этом поведение ребенка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого.

Таким образом, речь выполняет две важнейшие функции - коммуникативную и регулятивную, причем эти функции тесно связаны в своем генезе. Эксперименты показали, что хорошо говорящие дети значительно успешнее выполняют речевые инструкции, чем их плохо говорящие сверстники, причем эти различия увеличиваются с ростом сложности инструкций. Хорошо говорящие дети оказывались более коммуникабельными и чувствительными к воздействиям взрослого.

Развитие игры.

С первых месяцев жизни дети сталкиваются не только с предметами-орудиями, но и с предметами, специально предназначенными для них - детскими игрушками.

Действия ребенка с предметами-орудиями требуют определенных и жестко фиксированных способов действия, а с игрушками ребенок может делать все, что хочет. Кроме того, предметно-практическая деятельность направлена на какой-то результат и им регулируется, а действия с игрушками не предполагают такого результата и осуществляются просто так, без какой-либо определенной цели.

В начале второго года жизни игрушка выступает для ребенка в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать, но постепенно, на протяжении второго года жизни, дети усваивают игровое назначение предметов: кормят куклу, укладывают ее спать, пытаются что-то надеть на нее и т.д. Сама же игрушка не является для ребенка игрушкой в привычном смысле слова (т.е. моделью другого предмета), она выступает для него как настоящий предмет, только маленький.

Ребенок играет, воспроизводя одни и те же действия с разными предметами, тем самым как бы обобщая эти действия. Он еще не осознает, что играет, а просто действует с предметами. Смысл такой игры заключается в самом процессе действия, поэтому ее называют процессуальной.

Важнейшей чертой игры является открытие новых способов действия с предметами, изобретение игровых замещений, когда карандаш может быть градусником, машиной, жезлом, волшебной палочкой и т.д. Игровые замещения появляются не сразу, детская игра не возникает сама по себе, она происходит при активном участии старших. Игровые замещения в раннем возрасте проходят следующие этапы:

• наблюдение за игрой взрослого;

• присоединение к ней, совместная игра;

• подражание действиям взрослого;

• самостоятельное отсроченное подражание, поиск вариантов;

• появление самостоятельных игровых замещений.

Игра детей второго года жизни имеет в основном репродуктивный характер: их действия целиком определяются наглядной ситуацией и демонстрациями взрослого.

На третьем году жизни игра претерпевает значительные изменения:

 а) усиливается игровая мотивация и эмоциональная включенность ребенка в игру

 б) увеличивается длительность игры

 в)  появляется последовательная и самостоятельная отработка схем одного сюжета

 г) в репертуар игры прочно входят замещения, ребенок освобождается от наглядной ситуации и начинает творить свой собственный воображаемый мир.

Общение со сверстниками

В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту.

В раннем возрасте впервые сверстник начинает выступать в качестве партнера по взаимодействию. По данным Л.Н. Галигузовой развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов:

1)  внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);

2)  стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свой успех (конец второго года жизни);

3) появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям.

Особенности общения детей друг с другом в раннем возрасте:

1)  непосредственность,

2)  отсутствие предметного содержания,

3) отсутствие норм,

4) зеркальное отражение действий и движений партнера.

Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности, при этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.

Кризис трех лет

К трем годам у ребенка появляются собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослого, стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста это находит свое отражение в формуле «Я сам».

Резко возросшее стремление к самостоятельности и независимости приводит к существенным отклонениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

       Симптомы кризиса трех лет (по Л.С. Выготскому):

негативизм (непослушание, нежелание выполнять указания взрослого, стремление все делать наоборот);

упрямство (ребенок настаивает на своем не потому, что ему чего-то сильно хочется, а потому, а потому, что он этого потребовал);

строптивость (протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни, бунт против всего, с чем имел дело раньше);

своеволие (ребенок все хочет делать сам и добивается самостоятельности там, где мало что умеет).

Далеко не все дети обнаруживают столь резкие негативные формы поведения или быстро их преодолевают. Следует различать объективный и субъективный кризис. Объективный кризис - обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением.

Важнейшим личностным образованием является открытие ребенком самого себя.

С этих пор он начинает называть себя не в третьем лице («Маша хочет домой»), а сознательно произносит местоимение «я». Сформировалась  «система - Я», которая знаменует переход от самопознания к самосознанию.

Возникновение «системы Я» порождает мощную потребность действовать самому. Наряду с этим ребенок из мира, ограниченного предметами, переходит в мир людей, где его «Я» занимает новое место.

 Отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения, который включает:

• стремление к достижению результата своей деятельности;

• стремление демонстрировать успехи взрослому, получить одобрение;

• обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений эмоциональных вспышках, бахвальстве.

Этот комплекс был назван «гордостью за достижения» (Т.В. Ермолова). Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка - к предметному миру к другим лицам и к самому себе.

Суть этого новообразования, являющегося поведенческим коррелятом кризиса трех лет в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Тема 4. Дошкольное детство ( 3 - 7 лет)

Основные понятия: Возрастные нормы развития речи, особенности восприятия, свойства памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Теория детского интеллекта Пиаже. Развитие воображения. Развитие эмоциональности и распознавания эмоций. Формирование мотивации. Ведущая деятельность преддошкольного и дошкольного детства. Ролевые игры как средство освоения ребенком деятельности взрослых и процесса общения. Особенности общения: совместная игра и усиление роли сверстников по сравнению с ролью взрослого в общении. Начало усвоения этических норм. Трудности в общении как критерий развития ребенка. Аутизм. Возрастные нормы развития движений: мелкие движения пальцев и кисти, связь с развитием интеллекта. Произвольная регуляция психических процессов и поведения ребенка. Критерии готовности к школе. Кризис семи лет.

 



2019-07-03 283 Обсуждений (0)
Возрастание речевой активности ребенка заключается: 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возрастание речевой активности ребенка заключается:

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)