Новообразования личности в подростковом возрасте.
Важнейшая психологическая особенность подростков - чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого фактически он еще не достиг. Большинство подростков переживают чувство взрослости – стремление к независимости, самостоятельности.Подросток ощущает, что он уже не ребенок и требует признания этого факта и равных с взрослыми прав. Происходит переориентация личности с «детских» норм на «взрослые». В первую очередь усваиваются те установки, нормы, ценности, которые с точки зрения подростков связаны с понятием «взрослости». Формируются образы: «настоящий мужчина» – «настоящая женщина», «идеальный мужчина» – «идеальная женщина». В первую очередь свойственно внешнее подражание – реакция имитации. Формы проявления взрослости могут носить демонстративный характер: подчеркнутый негативизм, бурные скандалы, детские капризы. При этом, для подростка важнее признание его равных с взрослыми прав, чем действительная их реализация. В этот период подростки начинаютсопротивляться открытому выражению чувств по отношению к родителям, объятия, поцелуи, ласковые слова и т.д. отвергаются, не хотят, чтобы по отношению к ним при сверстниках, открыто проявляли ласку и т.д., считая, что это «отношение как к детям». Свою бурно развивающуюся потребность быть и считаться взрослым подросток осуществляет через стремление расширить сферу самостоятельности. Однако на этом этапе развития ребенок не может быть самостоятельным полностью. Появляется одно из основных противоречий возраста - между возросшим ощущением самостоятельности и психическими возможностями подростка, разрешение которого и ведет к психическому развитию. Отношения личности, как известно, складываются, осознаются, закрепляются и проявляются в конкретных поступках. Следовательно, для формирования самостоятельности надо совершать самостоятельные поступки. Но, с другой стороны, чтобы хотя бы раз поступить самостоятельно, надо уже быть относительно независимым от социального окружения, иметь механизмы личностного саморегулирования. Налицо - замкнутый круг и перед подростком стоит задача его разорвать. Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворять свойственное ему стремление к самоусовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия со сверстниками. Именно в компании сверстников ребенок может на равных обсудить любые "взрослые" проблемы. Общаясь со сверстниками, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Внешние проявления коммуникативного поведения бывают весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться. С одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет у сверстников, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга может сочетаться с лихорадочной сменой приятелей. Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой "нормы", чтобы все у него было "как у всех", "как у других". Но для этого возраста характерно как раз обратное - отсутствие "норм". Становление личности в подростковом возрасте – это сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Выделяют три стадии процесса развития подростка (по Д. И. Фельдштейну): • "локально-капризный" уровень (10-12 лет) - стремление ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения через решение частных задач; в этом процессе преобладает эмоционально окрашенное желание получить признание самого факта их взросления; • "право-значимый" уровень (12-13 лет) - развертывание потребности в общественном признании, происходит освоение не только обязанностей, но и прав в семье, обществе; формируется стремление к взрослости не на уровне "я хочу", а на уровне "я могу", "я должен"; • "утверждающе-действенный" уровень (14-15 лет) - готовность к функционированию во взрослом мире, стремление применить свои возможности, проявить себя, осознание приобщенности к обществу в реально взрослой позиции. В 12-13 летпоявляются первые признаки «ценностного конфликта» (далее идет его развитие), подросток адекватно отстаивает собственное понимание справедливости в самых разных областях (обличение взрослых). Именно в этот период по Ж.Пиаже для человека значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки реальной жизни: социальная справедливость, свобода, любовь, дружба и т.д. Все эти понятия для подростков эмоционально значимы и личностно окрашены. Однако на восприятие этих ценностей влияет особенность развития познавательных процессов, Ж.Пиаже считал, что в данном случае проявляется «познавательный эгоцентризм»: реально существующее и потенциально возможное меняются местами, для подростка интеллектуальные построения более эмоционально значимы, чем реальная жизнь. Особенности психического развития подростков Характерными особенностями эмоциональных проявлений в этом возрасте являются бурное проявление чувств и трудности в их управлении. "Взрывной" характер эмоций проявляется в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущении. Вместе с тем эмоциональные переживания подростков, в отличие от переживаний младших школьников, приобретают большую устойчивость. В эмоциональной сфере для подростков характерны: 1)Тенденция к «самоподкреплению эмоций», главнымнеосознанным желанием остается потребность сохранить ту или иную переживаемую эмоцию, как положительную, так и отрицательную. Наблюдается ригидность мотивов и эмоций, их негибкость. Подросток может «купаться» в собственной печали, гневе, горе, чувстве вины. 2)Тенденция в эмоциональном насыщении, «жажда ощущений», причем новых и сильных.С этим связаны рискованные формы поведения, любовь к громкой, «бьющей по нервам» музыке, и первое знакомство с наркотиками. 3)Эмоциональный нестабильный фон. Бурно и непосредственно выражают эмоции – гнев, радость, беспричинный смех, легко возникает эмоциональная напряженность, психологический стресс.Отмечается склонность к аффективному реагированию. «Аффект» может оставлять в психике особый «аффективный» след, такие следы могут накапливаться в ситуациях, сходных даже в некоторых чертах с той, которая первоначально вызвала аффект. В результате аффективные реакции могут возникнуть и по незначительному поводу. 4)Поглощенность собственными чувствами, подростки считают, что их эмоции уникальны и никто другой никогда не переживал их и не будет переживать, свойственен эгоцентризм. Возникаеттак называемый «персональный миф» – осознание того, что они столь уникальны, что являются исключением из обычных законов природы, и будут жить вечно. Это чувство неуязвимости и бессмертия лежит в основе некоторых рискованных форм поведения. Волевая сфера. Воля- это способность человека достигать сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. «Типичный подросток» с точки зрения развития воли – неорганизован, действует по наиболее сильному мотиву,сравнительно легко отказывается от поставленной цели при ее объективной значимости. Для подростков характерна установка «на отказ от усилия», особенно длительного, и своеобразная «экономия энергии». Подростки сами отмечают и осознают недостаток волевых качеств, либо отсутствие значимого мотива, не подкрепленного подлинным желанием и реальной необходимостью измениться. Для подростка наиболее важна эмоциональная значимость события, они склонны «проверять» волю в каких-то особых ситуациях, отличных от повседневной жизни. Подростковая лень. Наблюдается повышенное количество ошибочных действий, снижается работоспособность и продуктивность деятельности, может быть причина в повышенной утомляемости, усилении роста, нетерпимости к монотонной однообразной деятельности. Желательно предлагать отсроченные задания, давать возможность планировать собственные действия и собственное поведение.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |