Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Период раннего детства (1 – 3 года).



2019-07-03 247 Обсуждений (0)
Тема 3. Период раннего детства (1 – 3 года). 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные понятия: Возрастные нормы развития речи (развернутые предложения, запас слов, особая функция вопроса), особенности восприятия (роль цвета и формы предмета), особенности развития памяти, мышления. Произвольная и непроизвольная регуляция психических процессов и поведения ребенка

Понятие игры как особого вида деятельности в условных ситуациях. Сюжетные постройки, сюжетные игры. Обучение игре и роль взрослого. Развитие движений. Индивидуальные особенности детей с точки зрения гетерохронности развития психических функций. Формирования образа – Я. Начало развития личности. Кризис трех лет. Негативизм и упрямство.

 

Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним, т.к.  нуждается в практической помощи взрослого, его оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Изменяется и ведущая деятельность ребенка. На втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.

В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов.

В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются:

• предметная деятельность и деловое общение со взрослым;

• активная речь;

• произвольное поведение;

формированиепотребности в общении со сверстниками;

• начало символической игры;

• самосознание и самостоятельность.

В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не принося в ситуацию свой замысел и знание о других вещах.

Овладение предметными действиями.

Хотя интерес к предметам и первые действия с ними возникают уже в 6-7 месяцев, младенцы как бы не замечают способа действия с предметом, их активность направлена на сам предмет - па его схватывание и удержание.

На втором году жизни ребенок начинает интенсивно овладевать орудийными предметными действиями. На основе совместной деятельности ребенка и взрослого происходит освоение функции предметов-орудий. Ребенок постигает смысл того, что каждый предмет выполняет свою особую функцию, и пользование им предполагает жестко фиксированный способ действия.

Ребенок открывает для себя назначение предметов, их истинную постоянную роль, которая закреплена за ними людьми.

П.Я. Гальпериным было введено четкое различие между двумя видами предметных действий - ручными и орудийными, В первом случае предметом действуют так,  как действуют самой рукой (предмет - удлинение или просто придаток руки), а во второмслучае рука как бы подстраивается под предмет - орудие. Именно усвоение орудийных операций позволяет ребенку действовать одним предметом для получения другого.

При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки. Это в свою очередь приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий, которые отражаются в сознании и способствуют развитию мышления.

Однако уровень развития мышления и обобщения определяется не только предметными действиями, но и развитием речи.

Развитие речи

Речь влияет на  все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства и т.д. Овладение речью позволяет ребенку управлять своим поведением, думать, фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.

Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием мышления, управления собой, и, прежде всего общением.

Овладение речью - одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически овладевает такой сложной знаковой системой, как язык. Л.С. Выготский доказал, что значение слов ребенка не остается неизменным, а проходит определенный путь развития. Речевое развитие заключается не только в расширении словаря и усложнении грамматических конструкций, но, прежде всего, в развитии значений самих слов.

Младенческий период является довербальным, подготовительным в развитии речи. На этом этапе речь заменяют другие, невербальные средства - мимика, жесты, позы, вокализация. На третьем году жизни ребенок в основном усваивает человеческий язык и начинает говорить на каком-то своем языке. Этот этап психологи называют автономной детской речью.

Автономная речь («речь для себя») отличается по звучанию и значению (смысловой стороной). Ребенок изобретает свои собственные звукосочетания, при этом слова детской речи трудно адекватно перевести на взрослый язык. Понять их может только тот  кто хорошо знает ребенка и может хорошо разгадать его шифр («абаля» - яблоко; «кх» - кошка, шапка, шарф, борода; «ка» - каша, все сладкое, катушка, мыльница и т.д.) Интересно, что дети при этом прекрасно понимают значения всех взрослых слов. Автономные слова используются для того, чтобы указать на вещь, дать ей имя, но не для того, чтобы заменить отсутствующие предметы. В этот период с помощью слов мыслить вне наглядной ситуации ребенок не может.

В середине второго года жизни (у некоторых детей - позже) происходит своеобразный «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи. Усвоение слов имеет примерно ту же логику, что и усвоение орудийных действий и имеет три этапа  (по М.Г. Елагиной).

На первом этапе главным компонентом ситуации является предмет, ребенок тянется к нему, стараясь достать его и сопровождая эти попытки мимическими и выразительными движениями.

На втором этапе основная ориентация перемещается на взрослого. Вместо непосредственных попыток достать предмет появляются указательные жесты, лепет и другие способы воздействия на взрослого. Тактика взрослого состоит в произнесении нужного слова и ожидании услышать его от ребенка.

На третьем этапе центром ситуации становится именно слово. Ребенок начинает не просто смотреть на взрослого, но сосредотачивается на его губах, присматривается к артикуляции. Появляются первые попытки, а затем и произнесение требуемого слова и получение желанного предмета.

Таким образом, речевая задача, которая заключается в передаче своего замысла словами, ставится перед ребенком именно взрослым.

Третий год жизни - новый этап в развитии речи ребенка. Основным его содержанием является усвоение грамматической структуры предложения (связи слов, падежей, предлогов, союзов и т.д.). Быстро и значительно возрастает запас слов, достигая к концу третьего года 1000-1500 слов. В словарном запасе встречаются почти все части речи.



2019-07-03 247 Обсуждений (0)
Тема 3. Период раннего детства (1 – 3 года). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Период раннего детства (1 – 3 года).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)