Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование Я- концепции в подростковом возрасте.



2019-07-03 335 Обсуждений (0)
Формирование Я- концепции в подростковом возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок




      Я- концепция это - совокупность всех представлений индивида о себе, выступающая как установка по отношению к самому себе.

Для «Я-концепции» характерны две  составляющие:

1) Присоединяющая, обеспечивающая единение человека с другими людьми;

2) Дифференцирующая, способствующая выделению личности и создающая основу для чувства собственной уникальности, именно она обеспечивает определенную привлекательность роли «изгоя».

     В подростковом возрасте происходит развитие «Я-концепции», становление нового уровня самосознания. Считается, что возраст 12-ти  лет самими подростками оценивается как период наибольшего смятения, сумятицы, связанной с формированием «Я-концепции». У подростка выражено стремление понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие от них, свою уникальность и неповторимость. Повышается значимость «Я-концепции».

«Я-концепция»:

Первый блок

Я – прошлое

Я – настоящее

Я – будущее

Второй блок

Я – идеальное

Я – реальное

Третий блок

Я – взрослый

Я – ребенок

       

           На формирование Я – концепции влияет соответствие человека социальным ожиданиям, требованиям, которые предъявляет ему общество. Проводились эксперименты, в ходе которых подростков просили описать типично мужское и типично женское поведение, тип женского поведения описывался в терминах, связанных с проявлением тепла, душевности, внешних данных. Типично мужское поведение описывалось в терминах, выражающих различные аспекты компетентности: активный, умный, смелый и т.д., именно эти образы соответствуют социальным ожиданиям. У девочек-подростков немаловажным фактором в описании своего тела являлся физическая привлекательность, которая служит положительным подкреплением своего чувства «Я», осознанием того, что она привлекательна, будет «принята» обществом, особенно мужской ее частью, будет возможность реализовать себя в межличностных отношениях. Потом у большинства женщин и девушек в основе формирования «Я-концепции» лежат межличностные отношения, в основе которых может проявляться их физическая привлекательность. Для мужчин важнее, чтобы их действия оказывались успешными, и они имели возможность активно действовать, поэтому тело оценивают как инструмент, средство активного вмешательства в окружающую действительность и их «Я-концепция» развивается на этой основе (развитие собственной индивидуальности).

Влияние особенностей внешности на самооценку.

    Лернер, Карабеник и Стюарт (1973) измеряли удовлетворенность юношей и девушек различными частями своего тела, средний показатель сопоставляли с показателем позитивности «Я-концепции». Выяснилось, что у юношей и девушек высокая степень удовлетворенности своим телом позволяет относительно надежно предсказать и наличие высокой самооценки. у девушек привлекательность больше влияет на самооценку, чем у юношей. У девушек «Я-концепция» коррелирует с оценкой привлекательности тела, а у юношей с оценкой его эффективности.

       Для девушек важны такие элементы внешности как : лицо, талия, грудь, рот и зубы, вес, для  юношей – рост, телосложение, бедра, рот и ширина плеч: физическая сила. Девушки, имеющие претензии к своей внешности, отмечали, что их не удовлетворяют:

1) волосы 2) вес 3) одежда 4)фигура. Юноши говорили, что их не устраивают : 1) одежда  2) лицо 3) волосы 4)вес

 Муса, Роуч (1973) провели опрос: 119 юношей и 83 девушек, испытуемые должны были оценить собственную внешность и сравнить ее с внешностью сверстников. В результате получены следующие данные:

 

Моя внешность Юноши Девушки
Такая же, как у других 41,5% 43,7%
Лучше, чем у других 34,7% 27,7%
Хуже, чем у других 23,7% 28,9%
В целом удовлетворен 43,7% 12,2%

 

           Особенно часто такая оценка наблюдается в период от 11 до 18 лет, мужчины  в большей степени удовлетворены своей внешностью, чем девушки. Самая низкая степень удовлетворенности у девушек в 13 лет, у мужчин в 15 лет, после этого она стабильно повышается.

Самооценка и взаимоотношения в семье

    Розенберг ( 1965)  Куперсмит(  1967),  Бахман(  1970)  Гехас

 ( 1971) исследовали степень влияния контроля и поддержки со стороны взрослых, родителей на самооценку подростка. Розенберг установил, что высокая самооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, интересе к его друзьям, успехам в учебе, их внимание к высказываниям ребенка. Бахман обнаружил взаимосвязь высокой самооценки у старшеклассников с хорошими семейными отношениями. В это понятия он включал теплые взаимоотношения между членами семьи, наличие в семье совместной деятельности, разумное участие детей в принятии решений.

      Куперсмит определил три основных условия формирования высокой самооценки:

1) Принятие родителями ребенка;

2) Установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение;

3) Предоставление свободы детей в рамках установленных границ.

Он подчеркивал с одной стороны, необходимость строгого контроля, а с другой стороны, теплое отношение к ребенку, его принятие как личности.



2019-07-03 335 Обсуждений (0)
Формирование Я- концепции в подростковом возрасте. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование Я- концепции в подростковом возрасте.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)