Формирование Я- концепции в подростковом возрасте.
Я- концепция это - совокупность всех представлений индивида о себе, выступающая как установка по отношению к самому себе. Для «Я-концепции» характерны две составляющие: 1) Присоединяющая, обеспечивающая единение человека с другими людьми; 2) Дифференцирующая, способствующая выделению личности и создающая основу для чувства собственной уникальности, именно она обеспечивает определенную привлекательность роли «изгоя». В подростковом возрасте происходит развитие «Я-концепции», становление нового уровня самосознания. Считается, что возраст 12-ти лет самими подростками оценивается как период наибольшего смятения, сумятицы, связанной с формированием «Я-концепции». У подростка выражено стремление понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие от них, свою уникальность и неповторимость. Повышается значимость «Я-концепции». «Я-концепция»: Первый блок | ||||||||||||
Я – прошлое | Я – настоящее | Я – будущее | ||||||||||
Второй блок | ||||||||||||
Я – идеальное | Я – реальное | |||||||||||
Третий блок | ||||||||||||
Я – взрослый | Я – ребенок | |||||||||||
На формирование Я – концепции влияет соответствие человека социальным ожиданиям, требованиям, которые предъявляет ему общество. Проводились эксперименты, в ходе которых подростков просили описать типично мужское и типично женское поведение, тип женского поведения описывался в терминах, связанных с проявлением тепла, душевности, внешних данных. Типично мужское поведение описывалось в терминах, выражающих различные аспекты компетентности: активный, умный, смелый и т.д., именно эти образы соответствуют социальным ожиданиям. У девочек-подростков немаловажным фактором в описании своего тела являлся физическая привлекательность, которая служит положительным подкреплением своего чувства «Я», осознанием того, что она привлекательна, будет «принята» обществом, особенно мужской ее частью, будет возможность реализовать себя в межличностных отношениях. Потом у большинства женщин и девушек в основе формирования «Я-концепции» лежат межличностные отношения, в основе которых может проявляться их физическая привлекательность. Для мужчин важнее, чтобы их действия оказывались успешными, и они имели возможность активно действовать, поэтому тело оценивают как инструмент, средство активного вмешательства в окружающую действительность и их «Я-концепция» развивается на этой основе (развитие собственной индивидуальности).
Влияние особенностей внешности на самооценку.
Лернер, Карабеник и Стюарт (1973) измеряли удовлетворенность юношей и девушек различными частями своего тела, средний показатель сопоставляли с показателем позитивности «Я-концепции». Выяснилось, что у юношей и девушек высокая степень удовлетворенности своим телом позволяет относительно надежно предсказать и наличие высокой самооценки. у девушек привлекательность больше влияет на самооценку, чем у юношей. У девушек «Я-концепция» коррелирует с оценкой привлекательности тела, а у юношей с оценкой его эффективности.
Для девушек важны такие элементы внешности как : лицо, талия, грудь, рот и зубы, вес, для юношей – рост, телосложение, бедра, рот и ширина плеч: физическая сила. Девушки, имеющие претензии к своей внешности, отмечали, что их не удовлетворяют:
1) волосы 2) вес 3) одежда 4)фигура. Юноши говорили, что их не устраивают : 1) одежда 2) лицо 3) волосы 4)вес
Муса, Роуч (1973) провели опрос: 119 юношей и 83 девушек, испытуемые должны были оценить собственную внешность и сравнить ее с внешностью сверстников. В результате получены следующие данные:
Моя внешность | Юноши | Девушки |
Такая же, как у других | 41,5% | 43,7% |
Лучше, чем у других | 34,7% | 27,7% |
Хуже, чем у других | 23,7% | 28,9% |
В целом удовлетворен | 43,7% | 12,2% |
Особенно часто такая оценка наблюдается в период от 11 до 18 лет, мужчины в большей степени удовлетворены своей внешностью, чем девушки. Самая низкая степень удовлетворенности у девушек в 13 лет, у мужчин в 15 лет, после этого она стабильно повышается.
Самооценка и взаимоотношения в семье
Розенберг ( 1965) Куперсмит( 1967), Бахман( 1970) Гехас
( 1971) исследовали степень влияния контроля и поддержки со стороны взрослых, родителей на самооценку подростка. Розенберг установил, что высокая самооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, интересе к его друзьям, успехам в учебе, их внимание к высказываниям ребенка. Бахман обнаружил взаимосвязь высокой самооценки у старшеклассников с хорошими семейными отношениями. В это понятия он включал теплые взаимоотношения между членами семьи, наличие в семье совместной деятельности, разумное участие детей в принятии решений.
Куперсмит определил три основных условия формирования высокой самооценки:
1) Принятие родителями ребенка;
2) Установление ими ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение;
3) Предоставление свободы детей в рамках установленных границ.
Он подчеркивал с одной стороны, необходимость строгого контроля, а с другой стороны, теплое отношение к ребенку, его принятие как личности.
2019-07-03 | 335 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Формирование Я- концепции в подростковом возрасте. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы