Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Персоногенетический подход



2019-07-03 975 Обсуждений (0)
Персоногенетический подход 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание персоногенетического подхода наиболее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Роджерса. Движущей силой развития личности  является стремление к самоактуализации(по А. Маслоу) или стремление к актуализации(по К. Роджерсу), эти стремления носят врожденный характер. Сущность  самоактуализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию полноценно функционирующей  личности. А. Маслоу полагал, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. К. Роджерс считал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения.

Движущие силы и условия психического развития ребенка

Цели психического развития.

        Зарубежные исследователи считают этой целью максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего «Я».

        Отечественные психологи (Б. Г. Ананьев) считают, что  жизнь человека от рождения к своему финалу — процесс последовательного осознания человеком своей уникальности и переживание этой уникальности.

Факторы психического развития.

Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека: 1) наследственность, 2) среда обучения, 3) воспитание и 4) активность.

1) Наследственность — свойство организма повторять в ряде поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Генотип содержит в себе прошлое в свернутом виде: а) информацию об историческом прошлом человека б) связанную с этим программу его индивидуального развития.

Именно потому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки.

2) Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Согласно теории конвергенции В.Штерна, психическое развитие — это результат сочетания внутренних данных с внешними условиями развития. В. Штерн считал, что духовное развитие  это  результат сочетания внутренних данных с внешними условиями развития. Ребенок — это биологическое существо, но благодаря воздействию социальной среды он становится человеком.

При этом проявляется устойчивая тенденция: чем «ближе» психическая структура к уровню индивида, тем сильнее уровень ее обусловленности генотипом. Чем дальше она от него и ближе к уровням организации человека, которые принято называть личностью, субъектом деятельности, тем слабее влияние генотипа и сильнее воздействие среды.

Обучение и воспитание

Передача человеческой культуры от взрослых детям происходит в особом процессе воспитания и обучения. Взрослые являются посредниками между ребенком и идеальными формами культуры.

Обучение в широком смысле можно определить как взаимодействие ребенка с идеальной культурной формой, опосредованной взрослым (Д. Б. Эльконин). Согласно культурно-исторической теории обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Внутренняя связь обучения и развития отражена в понятии "зона ближнего развития" (Л.С. Выготский), которая определяется как разрыв между тем, что ребенок может вместе со взрослыми, и тем, что ему доступно в самостоятельной деятельности. Величина зоны ближайшего развития - важный показатель обучаемости и того "резерва" развития, который имеет ребенок. Обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой.

Ребенок не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности.

Наиболее полно и конструктивно психологическая теория деятельности разработана А.Н. Леонтьевым. Термином "деятельность" ученый назвал лишь те процессы, в которых выражается и осуществляется то или иное отношение человека к миру и которые отвечают особой, соответствующей им потребности. Согласно теории А.Н. Леонтьева, каждая стадия детского развития характеризуется определенным, ведущим типом деятельности, которая обусловливает главнейшие изменения отдельных психических процессов личности ребенка в целом и в которой зарождаются новые формы деятельности. Структура деятельности включает три уровня: деятельность - действие - операция. Этим уровням соответствует психологический ряд: мотив - цель - задача. Важнейшим механизмом развития является "сдвиг мотива на цель" (цель, которая раньше побуждалась каким-то 'другим мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом).

Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Общение со взрослым на протяжении детского возраста влияет на развитие ребенка и принимает разные формы. В концепции М.И.Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных форм общения, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к нему и основными средствами общения. От рождения до 6 лет выделяются четыре формы общения:

1. ситуативно-личностная (2-6 мес.)

2. ситуативно-деловая (3 мес. - 2 года)

3. внеситуативно-познавательная (3 года - 5 лет)

4. внеситуативно-личностная (6-7 лет)

Систему отношений с другими людьми, характерную для конкретного этапа онтогенеза, называют социальной ситуацией развития и рассматривают как важнейшую характеристику возрастного периода.

4)Активность.  Активность — это  деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Н. А. Бернштейн считал, что важнейшей чертой всех живых систем, самой главной и определяющей, является организм, который все время находится в соприкосновении и взаимодействии с внешней и внутренней средой. Если его движение имеет одинаковое направление с движением среды, то оно осуществляется гладко и бесконфликтно. Но если запрограммированное им движение к определившейся цели требует преодоления сопротивления среды, организм тратит на это преодоление энергию, пока он либо восторжествует над средой, либо погибнет в борьбе с нею. Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Для понимания природы активности полезно использовать понятие устойчивого динамического неравновесия. Динамическое неравновесие как внутри самой системы (человек), так и между системой и средой, направленное на преодоление этой среды и является источником активности.



2019-07-03 975 Обсуждений (0)
Персоногенетический подход 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Персоногенетический подход

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (975)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)