Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические особенности периода ранней  взрослости



2019-07-03 3392 Обсуждений (0)
Психологические особенности периода ранней  взрослости 5.00 из 5.00 5 оценок




 ( 20-40 лет)..

Один из периодов ранней взрослости принято обозначать термином "молодость" (18-25 лет). Этот период характеризуется завершением главной фазы биологического развития, замедлением роста. По данным Б. Г. Ананьева и его сотрудников пик психофизиологических, психических и интеллектуальных функций приходится на период 19-20 лет, когда наблюдается фронтальное повышение функционального уровня психомоторных характеристик, внимания, памяти, мышления, когда наблюдается также пик динамичности возбудительного и тормозного процессов. Вместе с тем, по данным ряда исследований, возраст 20 лет является пиком общесоматического развития и пиком всех видов чувствительности по П. П. Лазареву.

             К 21 году жизни человека происходит завершение формирования основных высших эмоций: эстетических, этических, интеллектуальных, самосознания. Д. Б. Бромлей, описывая динамику социальных характеристик, отмечает в этом возрасте появление собственной семьи, уход из родительского дома, рождение первого ребенка, освоение профессиональных ролей.

         Ранняя взрослость характеризуется "устойчиво концептуальной социализацией", когда личность приобретает устойчивый характер.

      Молодость - важный этап дальнейшего  развития умственных способностей: совершенствуется теоретическое мышление, такие мыслительные реакции, как: абстрагирование и  обобщение. Происходят количественные изменения в познавательных возможностях: формируется нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т.д.

Решение проблем учебной и профессиональной деятельности неразрывно связано с мотивационным фактором их эффективности. Назовем некоторые из них: познавательные, профессиональные, мотивы творческого достижения, широкие социальные мотивы - с коллективной и личной направленностью. Необходимо отметить основные потребности, связанные с реализацией этих мотивов:

• потребность в достижении (стремление к успеху, достижению результатов, соревнованию с самим собой и с другими);

• потребность в аффиллиации (стремление к созданию, сохранению, восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми);

• потребность в самоутверждении (стремление влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным);

•            познавательная потребность (стремление расширять опыт, знания, быть компетентным).

Молодость для многих молодых людей - студенческая пора, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки - физические, умственные, нравственные, волевые. Существенную роль для понимания процесса развития личности играет анализ противоречий, присущих "студенческому" возрасту:

• противоречия адаптационного процесса между новыми для студента требованиями, условиям и сложившимися до вуза стереотипами поведения;

• противоречия между расцветом физических и интеллектуальных сил и лимитом времени, дефицитом экономических возможностей для реализации потребностей;

• противоречия между психологическими свойствам и складывающимися в группе межличностными отношениями;

• противоречия в системе "преподаватель-студент";

• противоречия между стремлением к самостоятельности в отборе знаний, способах их приобретения и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля;

• противоречия между поступающим через различные источники огромным количеством информации и ограниченным временем для ее осмысления.

      Ранняя взрослость - это период становления человека как профессионала. Представление о фазах жизненного пути профессионала существенно дополняет представления о жизненном пути человека в периоды юности, молодости, взрослости, зрелости и пожилом возрасте. Очень важна самостоятельность выбора и сознательное выращивание личного профессионального жизненного плана.

Вместе с тем в молодости могут возникнуть серьезные проблемы с развитием самосознания. Затягивающийся период обучения приводит иной раз, к инфантилизму, аномии (низкой степени воздействия социальных норм на индивида, расплывчатости социальной регуляции поведения). В результате возможно безответственное отношение к закону, игнорирование требований морали, пренебрежение нравственными ценностями.

К концу периода молодости нередко может возникнуть переживание кризисного состояния, связанного с тем, что при уже сложившейся жизни личность еще несовершенна, много времени потрачено впустую. Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень зрелости. Кризисное состояние дает импульс к дальнейшему совершенствованию личности, ее развитию.

         В этот период отмечается большая физическая сила, высокая скорость реакции, хорошо формируются двигательные навыки. Физические возможности человека достигают максимума между 25 и 30 годами, после 30 лет они медленно снижаются, особенно это заметно в критических ситуациях или, когда резко возрастает нагрузка на организм. Например: по-разному протекает беременность в 20 и 40 лет, легче одновременно работать на трех работах в 25 лет, чем в 40 лет. Зрительная, слуховая, тактильная чувствительность достигает оптимума в 18-20 лет. Объем поля зрения максимален в 20-29 лет. Объем, переключение и избирательность внимания нарастают постепенно от 18-33 лет, после 34 лет начинают постепенно снижаться. В то же время устойчивость и концентрация внимания на всем протяжении зрелости изменяется незначительно. Максимальный объем кратковременной вербальной памяти наблюдается в 18-30 лет, в 33-40 лет постепенно снижается. Образная память подвергается меньшим изменениям. Объем долговременной вербальной памяти максимален в 18-35 лет, снижается в 36-40 лет. Сильной стороной мышления является то, что практическое мышление корректирует абстрактное, формально-операциональное мышление. Уровень психических процессов в период ранней взрослости характеризуется относительной стабильностью.

     Ананьев Б.Г. в процессе онтогенетического развития человека выделяет 2 фазы:

1-я фаза характеризуется общим фронтальным прогрессом функций (период юности, молодости и начало среднего возраста).

2-я фаза: сопровождается  эволюцией  функций и их специализацией применительно к определенной деятельности (наблюдается в более поздние периоды зрелости). Достижение высоких уровней развития функций возможно, если они находятся в условиях оптимального функционирования.

          Важнейшее развитие в период зрелости имеет интеллект, развитие которого определяется двумя факторами:

 1) Внешний ( образование, полученное человеком)..

 2) Внутренний (одаренность), у более одаренных людей интеллектуальный процесс более длителен и ухудшение функций наступает позже. Вербально - логические функции, достигая оптимума в ранней молодости, могут сохраняться  на высоком уровне длительный период, снижаясь к 60 годам.

        В целом на диапазоне взрослости от 20-50 лет существует неравномерное развитие вербальных и невербальных компонентов интеллекта (гетерохронность). Фактором оптимизации интеллектуального развития является сам процесс учения. У лиц с высшим образованием и постоянной умственной тренировкой уровень высокого интеллекта сохраняется во всем взрослости, в процессе развития взрослого человека имеет место повышение способности к обучению. Особую актуальность в период взрослости приобретает проблема дообучения и переобучения . В данном случае речь идет об интеллектуальном потенциале человека, его готовности к определенному ходу индивидуального развития, о характеристике психофизиологических возможностей его обучения.

 

Оптимум творчества (возраст) Вид деятельности
20-25 лет Хореография
30-35 лет Музыка, поэзия
35-45 лет Научная деятельность
40-45 лет Философия, наука, политика

Основные задачи развития личности в ранней взрослости:

1) Достижение идентичности (по Эриксону);

2)  Устранение противоречия между близостью и изоляцией. Например: ряд событий может нарушать идентичность и близость: смерть близких людей, переезд в новый город, новая работа, приспособление к новому окружению.

Кризисы зрелого возраста:

Р.А. Ахмедов выделяет ряд "биографических кризисов"

• кризис нереализованности (переживания человека, основанные на представлении о невыполненности своей жизненной программы, отсутствии  видимых достижений);

• кризис опустошенности (душевная усталость; ощущение бессилия);

• кризис бесперспективности (переживание неопределенности будущего, "безнадежного застоя", когда человек решает, что "впереди ничего не светит").

Достаточно часто  взрослый человек в середине своего жизненного пути (35-40 лет) мучительно пытается найти ответы на вопросы: как жить дальше, для чего жить, зачем вообще жить дальше? Кризис середины жизни имеет объективные причины и предполагает существенную перестройку личности с учетом изменения положения человека в жизни. И хотя характер переживаний у разных людей в этот кризисный период может быть различным, сам кризис способствует саморазвитию, самосовершенствованию, новым образованиям в психике.

Для  периода взрослости (зрелости) характерно чередование стабильных  периодов и кризисов  в развитии личности:

1) Нормативный кризис 30-33 лет: возникает  рассогласование между жизненными планами и реальными возможностями. Человек пересматривает систему ценностей, нежелание идти на пересмотр системы ценностей приводит к росту внутриличностных противоречий.

2) Стабильный период 33-40 лет: человек наиболее успешно добивается целей, проявляет грамотность, компетентность, требует признания.

3) Кризис середины жизни: 40-45 лет: человек теряет смысл жизни, требуется обретение новых целей, взглядов, убеждений, если личность  сосредотачиваться только на собственных переживаниях, это приводит к уходу в болезнь, к новым кризисам развития.

4) Стабильный период 45-50 лет: человек достигает реальной зрелости, хорошо уравновешивает собственные потребности и потребности  других людей , обнаруживает сострадание и согласие. Для многих это является периодом лидерства и профессионализма.

        « Grant study »-  лонгитюдное исследование развития взрослых.  В 1938 году 300 студентов младших курсов Гарвардского университета согласились участвовать в лонгитюдном исследовании, которое получило название « « Grant study ».Исследователей интересовало, почему одни люди в зрелые годы добиваются успеха, а другие терпят неудачу, изучались 25 черт личности.  Было установлено, что чертами, предсказывающими успех, являются:  практичность, организованность, цельность личности.

    Для достижения успеха во взрослости также важны некоторые виды совладающего поведения и такие защитные механизмы, как: вытеснение, проекция и сублимация (стратегия совладающего поведения взрослого человека, при котором беспокоящая его энергия или неприемлемые импульсы направляются на социально приемлемые цели). Эти механизмы рассматривались не как патологические процессы, а как результативные, адаптивные реакции на проблему и кризис.                       

         Согласно Вайлленгу, эти защитные механизмы выполняют 5 важных функций во взрослой жизни:

 1) удерживают эмоции в допустимых пределах; 2) поддерживают постоянство, направляя в нужное русло биологическое влечение; 3) позволяют вносить коррективы в Я-концепцию  вслед за определенными важными событиями; 4) помогают разрешать конфликты в ближнем окружении; 5) обеспечивают возможность рационализации серьезных конфликтов. Кроме того, было установлено, что интеллект, счастливое детство и обеспеченность еще не гарантируют зрелой адаптации.

Периодизация жизни мужчины и женщины. Мужчины и женщины в середине жизни.

Периодизация жизни мужчины по Левинсону, который использовал в качестве метода биографические интервью.

Чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен:

1) увязать мечты и реальность; 2)найти наставника – человека, который способен вселить в него уверенность, разделяя или одобряя мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. Наставник должен олицетворять высокий уровень достижений, в то же время, проявляя сочувствие и симпатию, со временем ученик приобретает чувство независимости и компетентности, и со временем может превзойти наставника;3) обеспечить себе карьеру; 4)наладить интимные отношения.

       В зависимости от успешности решения этих проблем Фаррелл и Рознеберг выделяют четыре  главных типа развития личности мужчины в среднем возрасте:

1) Трансцендентно-генеративный мужчина – не испытывает кризиса, так как нашел адекватные способы разрешения большинства проблем, для него середина жизни может быть временем реализации своих возможностей и достижения поставленных целей.

2) Псевдоразвитой мужчина – решает проблемы, делая вид, что его все удовлетворяет или находится под его контролем, на самом деле чувствует, что зашел в тупик.

3) Мужчина в кризисе середины жизни – в замешательстве, ему кажется, что весь мир рушится. Он не в состоянии удовлетворить требования и решать проблемы, может быть как временной фазой жизни, так и началом падения.

4) Путь обездоленного судьбой мужчины – мужчина, который был несчастлив или отвергаем большую часть жизни.

Женщина в середине жизни отличается от мужчины тем, что более остро реагирует на физическое старение, уход взрослых детей из дома, вступление их в брак: необходимость общаться с новым членом семьи.

Периодизация жизни женщины (Стьюарт, Дроэмум, Фарст, Адамс). 1)определение мечты; 2) поиск наставника; 3)формирование карьеры; 4)установление отношений с особенным человеком и переход 30-летия, который является периодом стресса, так как цели карьеры и образ жизни подвергаются переоценке.

Основные различия между мужчинами и женщинами:

1) Различия в мечтах. Мужские мечты о будущем в целом носят однородный характер и связаны прежде всего с работой, с карьерой. У женщин, совмещающих работу и семью, мечтам присуща разнообразность; женщины-домохозяйки имеют однородную мечту, включающую обязанности матери и жены. При этом, женщинам в большей степени свойственно умерять свои мечты, подчиняя их интересам семьи и мужа.

2)Отношения с наставниками. Женщины вступают в такие отношения реже, чем мужчины.  Частично, проблема заключается в том, что не так уж много женщин   занимают положение, позволяющее им руководить, давать советы или оказывать покровительство молодым  женщинам по месту их работы. Когда же роль наставника женщины берет на себя мужчина,  отношения между ними могут быть «нарушены сексуальным влечением друг к другу».

3)Карьеру женщины устраивают позже (к 40 годам).

4)Женщинам труднее, чем мужчинам найти «особенного человека».

       В период взрослости большинство людей создает семью, как же происходит образование пар и развитие отношений. Ряд теорий пытаются объяснить, чем определяются особенности выбора партнера:

1) Психоаналитическая теория (З. Фрейд). Он  высказывает предположение о влечении, которое дети испытывают к родителю противоположного пола. Благодаря этому они могут переносить любовь, испытываемую ими к этому родителю на своих потенциальных супругов;

2) Теория комплементарных потребностей Уинча (1958) – основывается на том, что противоположности притягиваются;

3) Инструментальная теория подбора супругов Сентерс (1975) – человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными или дополняют их;



2019-07-03 3392 Обсуждений (0)
Психологические особенности периода ранней  взрослости 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Психологические особенности периода ранней  взрослости

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3392)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)