Джеймс Марсиа (1980) выделял 4 стадии формирования идентичности.
1.Досрочная, преждевременная (предрешенность). Переход ко взрослости происходит почти без конфликтов. Выбор был предрешен заранее, определялся родителями, учителями, происходит принятие обязательств без периода самостоятельных решений. В данном случае юноши почти не испытывают тревоги, придерживаются авторитарных ценностей, сильны позитивные связи со значимыми другими, действия отличаются последовательностью и стабильностью, восприимчивы по отношению к информации, понижена уверенность в себе. 2.Стадия диффузия идентичности (неопределенная размытая идентичность), может быть кратковременной или долговременной. Человек не прошел кризис и не принял никаких обязательств, не усвоены: профессиональный, моральный кодекс, социальные роли. Употребляют алкоголь, наркотики, данное явление часто наблюдается в неблагополучных семьях, у безучастных родителей, при неправильном типе воспитания. 3.«Мораторий». Центр кризиса. Происходит поиск себя, отмечаются двойственные отношения с родителями, доминирующая эмоция – тревога. 4.Достижение идентичности – статус людей, прошедших кризис на этом этапе самостоятельно. Тревога уменьшилась, улучшились отношения с родителями . В ранней юности возникает необходимость формирования жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения "пирамиды" ее мотивов, становления ценностных ориентации. С другой стороны - это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и с семьей, старшеклассники достаточно реалистичны. Зато в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены: они ждут слишком многого и слишком быстро. Обращает на себя внимание также недостаточная конкретность профессиональных планов старшеклассников. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и т.д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Профессиональная ориентация - сложная психологическая проблема, охватывающая психологические и социально-экономические проблемы. Доминирующей сферой интересов в юношеском возрасте является профессиональное самоопределение, которое подразумевает выбор профессии. В реальности долгое время сохраняется зависимое положение от родителей. В большинстве случаев доступна лишь работа, которая является неинтересной по содержанию и при этом не очень хорошо оплачивается, что приводит к удлинению периода экономической зависимости от родителей, что позволяет родителям ограничивать степень свободы и манипулировать юношами, а с другой стороны такая ситуация может выработать устойчивую привычку сидеть на чужой шее. В результате формируется инфантильная, незрелая личность. С точки зрения одних ученых (Faber, 1970) – юношество – период ограничения прав и возможностей и строго предписанных ролей. Другие ученые считают, что юность – время, когда человеку разрешается исследовать различные социальные роли и экспериментировать с ними, пока не произойдет выбор и юноша не займет определенную социальную и профессиональную нишу. При этом юноши в большей степени ориентированы на выбор профессии, а девушки на создание семьи, считают невозможнымсовместить карьеру и семью 42% девушек и 0% юношей. Формирование психосексуальной идентичности в юношеском возрасте: Для юношеского возраста свойственна гиперсексуальность, повышенная сексуальная возбудимость, бурные эротические фантазии, что объясняется повышенной секрецией половых гормонов. Однако сроки начала и завершения полового созревания, как и форма его протекания разнообразны, изменчивы и индивидуальны. Юношеская сексуальность включает в себя несколько компонентов: 1) поведенческий – сексуальные игры, ухаживания, мастурбация ; 2) эмоциональный – эротические фантазии и переживания ; 3)когнитивно-оценочный – представление о природе сексуальности, отношение к ней и формам ее проявления. Возможные варианты отношения к сексуальной жизни: 1) Гипертрофия физических аспектов секса, в большей степени свойственна юношам, нежели девушкам . 2) Формирование психологической защиты, попытки отгородиться, спрятаться от сексуальных проблем. Айзенк Г. (1970) считал, особенности личности влияют на стиль половой жизни: Экстраверты: а) раньше, чем интроверты начинают половую жизнь; б) с большим количеством партнеров; в) в более разнообразных формах; г) придают большее значение любовной игре; д) ориентированы на разнообразие в стимулах, партнерах, ситуации; е) легко идут на сближение с лицами противоположного пола, не испытывают тревог и сомнений. Сдержанные и заторможенные интроверты более склонны к индивидуализму, ориентированы на романтические ценности, склонны к тонким и устойчивым отношениям. Для психотиков свойственна высокая половая возбудимость, они отличаются грубой биологизацией секса, не признают социальных и моральных ограничений, редко удовлетворены половой жизнью, склонны к девиантному поведению, групповому сексу. Невротики, имеют сильное сексуальное влечение, но не всегда могут удовлетворять его из-за чувства неуверенности, тревоги, вины по поводу собственной сексуальной жизни, а также трудностей в общении, сексуальность кажется им опасной и отвратительной, а собственные интересы не нормальны. Одна из сложнейших проблем в юношеском периоде – формирование сексуальной ориентации - системы эротических предпочтений, влечений к лицамлибо противоположного пола ( гетеросексуальность); либо своего собственного пола ( гомосексуальность .или лесбиянство).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1148)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |