Тема 1. Сущность и изображение спроса. Закон спроса
Автономная некоммерческая организация «Образовательная организация высшего образования» «Университет экономики и управления»
Факультет экономики и управления
Кафедра экономики
Я.В. Мининок
Микроэкономика
Часть 2
Краткий курс лекций для студентов высших учебных заведений
Симферополь, 2015 УДК 330.101.542 ББК 65.012.13 М 618
Мининок, Я.В. . Микроэкономика [Текст] : краткий курс лекций для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. Ч. 2 / Я.В. Мининок. – Симферополь: Изд-во АНО «ООВО» «Университет экономики и управления», 2015. – 144 с.
Учебно-методическое пособие разработано в помощь студентам дневной и заочной форм обучения при изучении дисциплины «Микроэкономика». В пособии сгруппированы по разделам основные темы курса. Пособие содержит 27 лекций, введение и список литературы.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры Протокол № «2» от 16.10.2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 11. Сущность и факторы рыночного спроса Вопросы лекции: 11.1. Сущность и изображение спроса. Закон спроса. 11.2. Факторы (детерминанты) спроса. Эффект Веблена Основные категории и термины: спрос, закон спроса, факторы спроса, закон Гиффена, эффект Веблена.
Тема 1. Сущность и изображение спроса. Закон спроса Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно "желание купить" отличает спрос от простого "хотенья" заполучить то или иное благо, чем бы оно ни диктовалось. Наличие спроса на какой-то товар предполагает чье-то согласие уплатить за него определенную цену, а значит, и согласие пожертвовать "в обмен" на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму. Следовательно, на спрос оказывают влияние не только вкусы и предпочтения покупателей, их желания, но и размеры их денежных доходов и сбережений, а также цены предлагаемых товаров. Спросом называется желание и способность потребителей покупать определенный товар на рынке. Величина (объем) спроса – это количество товара или услуги, которое покупатели могут и хотят купить по данной цене за определенный период времени. Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса: QDA = f(PA,PB,… Pz, I, T,…), где QDA – объем спроса на товар А в единицу времени; РА – цена товара А; I – денежный доход; Т – вкусы и предпочтения; … – другие факторы. Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены данного товара, принять неизменными, то можно построить функцию спроса от цены: QDA=f(PA). Между количеством покупаемого товара и его ценой существует устойчивая связь, характеризуемая законом спроса. Закон спроса – это принцип, в соответствии с которым существует обратная зависимость между ценой и величиной покупательского спроса на этот товар (при прочих равных условиях) т.е. чем выше цена товара, тем ниже на него спрос. Графическим выражением зависимости между ценой товара (Р) и объемом спроса, предъявляемого на этот товар (Q), служит кривая спроса (D), изображённая на рисунке 6.
Р, руб.
Рис. 6. Кривая спроса
Изменение количества товара, которое потребители желают и могут купить, происходящее в результате изменения цены этого товара, называется изменением величины (объема) спроса. Отображается движением вдоль кривой спроса, от одной ее точки к другой (см. рис. 6, перемещение из т. А в т. В). Известно одно исключение из этого закона, получившее название парадокса Гиффена. Английский экономист Роберт Гиффен (1837–1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (223)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |