Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-08-13 214 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




При ответе на вопрос о психологической характеристике допроса необходимо знать психологические закономерности общения в процессе допроса (регламентация, принудительный характер, удостоверительный характер), как проявляется неравенство в обмене информацией. С точки зрения психологии допрос определяется как процесс общения и воздействия на допрашиваемого. Следует выяснить, каково психологическое содержание этого процесса.

Раскрытие преступления и привлечение виновных к заслуженному наказанию требует знания и учета психологии лиц, совершивших преступление.

Следует раскрыть психологические особенности допроса. Необходимо подробно проанализировать стадии допроса:                                 

1) психологическая подготовка к допросу;

2) осуществление допроса;

3) применение методов психологического воздействия;

4) анализ и оценка результатов.

Поскольку психологическая готовность  – обязательная предпосылка любой деятельности человека, следует пояснить, в чем заключается психологическая подготовка к допросу, ее содержание. Необходимо составить представление о том, как определить уровень психологической подготовки следователя к допросу по его действиям. Требуется указать факторы, влияющие на эффективность допроса.

Следует перечислить основные методы психологического воздействия. Уделить особое внимание психологическим особенностям различных видов допроса. Проанализировать процесс формирования свидетельских показаний и пути прохождения исходящей от них информации. Показать стадии формирования свидетельских показаний. Необходимо рассмотреть объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование показаний свидетелей и потерпевших.

Важно составить четкое представление об особенностях допроса подозреваемых и обвиняемых, обязательно учитывать отличие их процессуального положения от свидетелей и потерпевших. Следует помнить, что психология лица, совершившего преступление, характеризуется господством так называемой оборонительной доминанты. Необходимо показать способы проявления защитной (оборонительной) доминанты, проанализировать мотивы дачи ложных показаний, побуждения к самооговору.

Допрос – наиболее психологизированное следственное действие, связанное с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, психологическим взаимодействием между ними.

Допрос – особый тип следственного исследования специфического, второсигнального источника информации. Первосигнальный источник информации – подсознательно циркулирующие информационные процессы, связанные с установочно-личностными позициями индивида, определяющими его избирательную чувствительность к отдельным сторонам действительности. Второсигнальный источник информации (сообщение) – словесное описание образов и динамических представлений[75].  

Главными психологическими задачами допроса являются оказание правомерного психического воздействия с целью получения достоверных показаний и изобличения ложных показаний, а также диагностика истинности показаний.

Особое внимание следует уделять подготовке к допросу, а в частности:

- определению круга вопросов, требующих выяснения;

- выбору места и времени проведения допроса;

- созданию условий для успешного проведения допроса;

- определению тактических и психологических приемов проведения допроса.

В ходе допроса происходит обмен информацией, в котором            А.В. Димитров выделяет два аспекта:

- словесный (вербальный) обмен информацией;

- получение информации о состоянии и даже направлении мыслей допрашиваемого путем наблюдения за его поведением[76].

При организации допроса необходимо учитывать внешние факторы (обстоятельства вызова на допрос; внешний вид здания, приемной, кабинета, где производится допрос; внешность и поведение допрашиваемого), индивидуально-психологические особенности допрашиваемого, а также психическое состояние сотрудника.

При ответе на вопрос о психологической характеристике следственного эксперимента необходимо рассказать, что следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников.

Необходимо разобраться в проблеме целесообразности проведения следственного эксперимента. Особое значение имеет вопрос об особенностях психологии участников этого следственного действия, и в первую очередь следователя. Важно знать психологическую структуру этого следственного действия.

Необходимо также коснуться вопроса о психологической готовности участников следственного действия к выполнению определенных опытов.

Следственный эксперимент проводится с целью проверки фактической возможности и особенностей осуществления определенного действия, события или явления в определенных условиях.

При проведении следственного эксперимента необходимо учитывать психологические факторы.

Т.А. Бондаренко выделяет следующие психологические аспекты следственного эксперимента[77]:

1) нельзя при подготовке следственного эксперимента и его проведении допускать действия, унижающие честь и достоинство его участников, угро­жающие их жизни и здоровью (нельзя назначать следственный эксперимент с участием потерпевшей по делу об изнасиловании; при проведении следствен­ного эксперимента с применением орудия преступления подозреваемому дается макет орудия);

2) следственный эксперимент является сильным средством психологиче­ского воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко на­глядно свидетельствуют о возможности или невозможности определенного яв­ления события (неожиданное разоблачение подозреваемого может вызвать его защитную реакцию – попытку убежать или спровоцировать нападение на ох­ранников);

3) диагностические эксперименты целесообразно проводить с участием и при консультации психолога, который поможет следователю учесть все много­образие психических явлений, способных оказать влияние на результаты опы­тов (психолог сможет помочь дать психологическую характеристику поведения подозреваемого, проявления им правдивости показаний на невербальном уровне);

4) недопустимо в ходе эксперимента воспроизводить само событие пре­ступления (от этого зависит «чистота» эксперимента);

5) обстановка следственного действия, особая значимость ситуации, при­сутствие кроме следователя ряда других лиц может вызвать у участников экс­перимента напряженное состояние, отличное от того, в котором находился че­ловек во время события.

Следователь должен учитывать риск следственного эксперимента (воз­можность, вероятность, степень вероятности невыгодного исхода, отрицатель­ных последствий, неудачи, нежелательной случайности), который обусловлен:

1) непроведением данного следственного действия в тех случаях, когда это объективно необходимо;

2) подменой следственным экспериментом других следственных дейст­вий;

3) упущением времени его осуществления, когда обстановка радикально меняется;

4) неправильным выбором целей, тактики;

5) неполным или неверным представлением об условиях истинного события;

6) несходством создаваемых условий эксперимента с условиями подлин­ного события;

7) неверной оценкой результатов осуществленного эксперимента[78].

При ответе на вопрос о психологических аспектах предъявления для опознания необходимо четко представлять на решение каких задач направлена мыслительная деятельность следователя.

Необходимо также уделить внимание вопросу психологической подготовки опознающего и условий, облегчающих опознающему процесс сопоставления объектов.

Следует описать психологические стадии формирования показаний опознающего, раскрыть их психологическое содержание. Также следует представлять, как производится оценка результатов опознания.

Необходимо понимать психологическую структуру производства проверки показаний на месте.

В психологии под опознанием понимается процесс отнесения предъявленного объекта, играющего роль своеобразного стимула, к ранее известному объекту, зафиксированному в памяти опознающего в виде образа, или даже к целому классу (категории) тех или иных однородных объектов[79].

Предъявление для опознания  – следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации. Опознание может быть симулятивным  – мгновенным, одномоментным, и сукцессивным  – поэтапным, развернутым во времени. Оно может быть перцептивным (узнавание) и концептуальным (отнесение объекта к определенному классу объектов).

В связи с преступным событием на формирование образа объектав момент его восприятия оказывают воздействие объективные и субъективные факторы.

Среди субъективных факторов, влияющих на опознание, большое значение имеют: уровень мотивации на восприятие, порог чувствительности воспринимающих органов, особенно зрения; боязнь опознающего допустить ошибку, поскольку могут возникнуть правовые и моральные последствия; социально-психологические установки воспринимающего (возраст, пол, профессия и т. п.).

К объективным факторам следует в первую очередь отнести неблагоприятные условия, в которых в большинстве случаев происходит восприятие преступного события. Это кратковременность восприятия, плохая видимость, быстрая смена отдельных эпизодов, значительное число объектов (более 7-9), время суток, время года, освещенность, акустика и т.д.

Согласно исследованию, проведенному И.И. Аминовым при опознании необходимо придерживаться следующих правил:

1) не ограничивать время производства опознания. Практически это означает, что опознающий может воспринимать предъявленные ему объекты, анализировать и делать выводы столько времени, сколько найдет нужным для получения объективного вывода. Все это полезно сообщить опознающему до производства опознания;

2) не следует навязывать излишне быстрый темп действий всем его участникам. Этот неправильный ритм невольно воспринимается опознающим и может явиться следствием его ошибки;

3) следует помнить, что темп и ритм деятельности обычно связаны с такими характеристиками нервной системы, как сила, подвижность, уравновешенность;

4) необходимо учитывать, что ошибочное опознание в отличие от преднамеренно ложного может стать следствием различных внушающих воздействий на лицо, легко поддающееся влиянию.

При ответе на вопрос о психологии обыска необходимо проанализировать психологические особенности обыска (наличие конфликтных ситуаций, поисковый характер, принудительный характер, высокая проблемность), иметь представление о психологической структуре обыска.

Рассмотрение психологии обыска заключается в обнаружении тех мыслительных построений, которые лежат в основе действий лица, прячущего объекты, подлежащие изъятию при обыске. Поэтому, чтобы обнаружить искомую вещь, необходимо проникнуть в психологию прячущего. Необходимо знать психологические факторы, влияющие на место сокрытия (объективные и субъективные факторы).

Обыск – неотложное следственное действие, содержанием которого является принудительное обследование объектов (ч.2. ст. 182 УПК РФ) и отдельных граждан (ст. 184 УПК РФ) с целью отыскания и изъятия орудий преступления, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для уголовного дела.

Успех обыска во многом зависит от того, насколько хорошо следователь осуществлял подготовительные мероприятия: получение необходимой ориентирующей информации, надлежащее оснащение техническими средствами, своевременность производства. Исследования показали, что проведение обысков в день возбуждения уголовного дела было результативным в 82% случаев, затем результативность данного следственного действия резко сокращалась: в течение 3 дней – до 25%, в течение 10 дней – до 15%[80].

А.В. Димитров выделяет следующие психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел в ходе обыска[81]:

1. Обыск отличается принудительным характером по отношению к обыскиваемому.

2. Обыску свойственна противоположность целей сотрудников и обыскиваемого.

3. Обыску присуща конфликтная ситуация.

4. Обыск имеет ярко выраженный поисковый характер.

5. Необходимость установления нужных фактов придает обыску проблемный характер. Поэтому мыслительная, познавательная сторона деятельности сотрудников доминирует.

6. Успешное осуществление обыска в значительной мере зависит от организаторских качеств следователя.

7. Эффективность обыска связана с наличием у сотрудников целеустремленного и устойчивого внимания. Исходя из этого, одним из способов получения информации является наблюдение и анализ его результатов.

8. При проведении обыска профессионально необходимы такие качества, как выдержка, самообладание, настойчивость, эмоциональная устойчивость.

9. Длительность и трудоемкость обыска требуют от сотрудников психологической и физической подготовленности, выносливости, способности длительное время поддерживать работоспособность. 

Сразу после успешно завершенного обыска целесообразно произвести и другие следственные действия с участием обвиняемого, учитывая ослабление его волевых установок и снижение возможности скрывать требуемую по ходу следствия информацию.

Результаты обыска имеют не только доказательственное значение, но и выступают как обстоятельства, используемые в тактических целях при производстве других следственных действий.

 

Контрольные вопросы

1. Как проводится психологический анализ показаний потерпевшего?

2. Раскройте психологические особенности обвиняемого и свидетеля.

3. Как психологически можно охарактеризовать предварительное следствие?

4. Какова психологическая характеристика допроса? Представьте психологические аспекты каждого из этапов допроса.

5. Каковы мотивы заведомо ложных показаний?

6. В чем заключаются психологические особенности очной ставки?

7. Перечислите психологические аспекты проведения обыска, освидетельствования и опознания.

8. Какие отвлекающие действия может предпринять обыскиваемое лицо?

9. На какие личностные качества следователя рассчитывает лицо, укрывающее искомый предмет?

10.  Какие психологические особенности необходимо учитывать при производстве осмотра места происшествия?

11.  Каковы психологические особенности следственного эксперимента.



2019-08-13 214 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)