Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы докладов, рефератов, сообщений



2019-08-13 329 Обсуждений (0)
Темы докладов, рефератов, сообщений 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Психология допроса несовершеннолетних.

2. Психологическая характеристика тактики допроса потерпевшего.

3. Факторы, влияющие на противоречия в показаниях присутствующих на очной ставке.

4. Диагностика ложных показаний и психологическое воздействие в целях их изменения.

Рекомендуемая литература

1. Баранов П.П. Юридическая психология: учебное пособие / П.П. Баранов, В.И. Курбатов; под ред. А.Н. Ерыгина. – 2-е изд. стер. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

2. Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей: учебное пособие / Т.А. Бондаренко.  – М.: ЦОКР МВД России, 2007.

3. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник / В.Л. Васильев. – 5-е изд., доп. и перераб.  – СПб.: Питер, 2005.

4. Волков В.Н. Юридическая психология: учебное пособие / В.Н. Волков, С.И. Янаев. –  М.: ЩИТ-М, 2004.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник для вузов /                 М.И. Еникеев. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Проспект, 2007.

6. Еникеев М.И. Психология следственных действий: учебно-практ. пособие / М.И. Еникеев.  – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

7. Образцов Р.А. Криминалистическая психология: учебное пособие / В.А. Образцов, С.Н. Богомолова.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.

8. Прикладная юридическая психология / под редакцией проф. А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

9. Психология для юристов: учебник / И.И. Аминов [и др.].  – М.: Омега-Л, 2005.

10.  Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей / А.Р. Ратинов. – М.: Юрлитинформ, 2001.

11. Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.

12.  Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: учебник / Ю.В. Чуфаровский.  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби;  Проспект, 2006.

13.  Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учебное пособие / Ю.В. Чуфаровский. – М.: Проспект, 2009.

14.   Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003.

Практическое занятие 8

Цели занятия:

1. Приобрести навыки психологического анализа различных следственных действий.

2. Отработка упражнений, направленных на установление психологического контакта.

 

Вид практического занятия: тематическое.

Время: 2 часа.

Место проведения: учебная аудитория.

Методика и порядок проведения занятия

1-й этап – разъяснение преподавателем содержания и последовательности выполнения заданий.

2-й этап – практическое выполнение студентами заданий.

3-й этап – обсуждение результатов выполнения заданий.


Материалы для работы[82]

Задача 1

Проанализировав результаты осмотра места происшествия, включая два трупа с признаками насильственной смерти, следователь мысленно представил вероятностный «психологический портрет» преступника: молодой мужчина, знаком с потерпевшими, силен физически, имеет навыки обращения с оружием, жесток, предусмотрителен, пользуется дорогим одеколоном, злоупотребляет спиртным...

Какие мыслительные операции и психологические приемы были при этом использованы следователем?

Какими «материальными следами» данное умозаключение могло быть подкреплено?

 

Задача 2

 

 При осмотре места происшествия (кража из церкви) ни на одном из окон, ни на одной из дверей не имелось следов взлома или проникновения в помещение. Молодым следователем, производящим осмотр, было выдвинуто предположение об инсценировке кражи, уже на следующий день опровергнутое в результате обнаружения сотрудниками уголовного розыска похищенных икон и признания преступников в содеянном... Подводя итог действиям следователя на месте происшествия, начальник райотдела милиции упрекнул его в отсутствии «пространственного мышления»...

Каким образом преступники проникли в церковь и дефект какого личностного качества у следователя констатировал начальник отдела?

 

Задача 3

 При производстве обыска в квартире Ж., подозреваемого в совершении хищения драгоценностей из ювелирного отдела магазина, в котором Ж. работал экспедитором, следователь вежливо попросил жену и двоих несовершеннолетних детей Ж. покинуть помещение – «сходить погулять», что те и сделали. В процессе обыска Ж. был «глух и нем», практически не встал со стула в течение 4-х часов. Обыск был безрезультатным, хотя был проведен с особой тщательностью и применением криминалистических спецсредств... Впоследствии похищенное и сокрытое (именно в квартире) все же было обнаружено по результатам длительной и кропотливой оперативной работы и «многоходовых комбинаций»...

Был ли учтен психологический фактор при производстве обыска?

Приведите иные возможные варианты проведения обыска – с большей вероятностью отыскания содеянного?

Каковы названия и в чем сущность психологических приемов обыска, проигнорированных сыщиками?

Задача 4

 По итогам повторного обыска сокрытое было обнаружено в одной из многочисленных куч навоза, разбросанных на территории большого земельного участка (огорода), примыкающего к дому...

Какие приемы «психологии сокрытия» не были учтены при первоначальном обыске?

В какой из куч навоза, вероятнее всего, находился тайник (в начале, центре или в дальней части участка)? Объясните, почему.

 

Задача 5

На основе признательных показаний на допросе сообщников обвиняемого значительная сумма похищенных денег в валюте была изъята из тайника в его гараже (посредством выемки). А предшествующий допросу обыск был изнурительно долгим и безрезультатным, так как тайник был хитро и профессионально «вмонтирован» внутрь стены подвального помещения. Как впоследствии выяснилось по результатам анализа материалов уголовного дела, следователи своевременно «не задействовали» элементарный психологический прием «идентификации»...

В чем сущность и прогностическая ценность психологического приема «идентификации»?

Применив воображение, представьте, какие личностные особенности обвиняемого не были учтены при планировании и производстве обыска.

 

Задача 6

При проведении очной ставки между двумя соучастниками вооруженного ограбления коммерческого киоска  – двоюродными братьями следователь предложил первым рассказать о происшедшем одному из родственников, дающему наиболее «путаные показания». Подразумевалось, что его брат, заметив неточности, затем их исправит, опишет все точно, как рассказал следователю на предшествующем допросе. Однако первый из братьев сразу же заявил, что они «ничего не делали». После недолгого раздумья в ответ на просьбу следователя рассказать «все, как было» и второй брат повторил эту же «отказную» фразу...

Какую психологическую особенность (вид взаимосвязи) проигнорировал следователь, определяя последовательность показаний на очной ставке?

Используя воображение, представьте, какие личностные особенности каждого из обвиняемых не были учтены при планировании очной ставки.  В частности, кто из братьев, на Ваш взгляд, старше?

Какой психологический прием контактного взаимодействия (общения) не учел следователь в процессе очной ставки? В частности, нарисуйте, как сидели, вероятнее всего, братья на очной ставке.

 

Задача 7

Для проведения опознания были приглашены два свидетеля преступления – убийства, имевших возможность с очень близкого расстояния рассмотреть все, что случилось в то «злосчастное утро». Один из свидетелей торопливо вошел из смежной комнаты и, практически еще не остановившись, опознал «убийцу» быстро и точно. Другой свидетель вошел неспешно, долго стоял на указанном следователем «контрольном» расстоянии от пяти «предъявленных к опознанию» мужчин, как бы мучительно размышляя, вспоминая и сопоставляя образы внешности, фигуры, одежды... Медленно произнес: «Опознаю. Второй справа». И ошибся... Дело «разваливалось как карточный домик» ...

В чем психологическая сущность (механизм) опознания в первом и во втором случае?

Опишите кратко основные индивидуально-психологические различия данных двух типов людей (с учетом их идеального зрения)?

В чем заключается психологическая сущность организационной и реконструктивной деятельности следователя на этапе, предшествующем опознанию?

Задача 8

В лесопосадке обнаружили труп мужчины с ранами в области спины. По подозрению в убийстве были задержаны Ермилов и Сытин. На допросах, едва речь заходила об убийстве, они уходили от ответа. Следователь располагал информацией о том, что в пути следования подозреваемые в разговоре упоминали заточку. К тому же судебно-медицинский эксперт сделал заключение о том, что убитый скончался от трех ударов в спину предметом, похожим на заточку арматуры либо сварочного электрода.

На последующем допросе следователь как бы между прочим сказал Ермилову: «Да, здорово ты поработал заточкой». От неожиданности Ермилов растерялся и вынужден был признаться в совершении убийства.

Какой метод психологического воздействия применил следователь?

С каким типом личности (по классификации Г.М.Миньковского или А.Г.Ковалева) подобный психологический прием «сработает»?

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Какое из перечисленных явлений определяет предмет науки юридической психологии?

а) изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере права;

б) исследование психологических закономерностей развития психики человека;

в) изучение психологических механизмов развития личности преступника;

г) разработка социально-психологических основ профилактики преступлений.

2. Какой из перечисленных разделов не относится к юридической психологии?

а) правовая психология;

б) пенитенциарная психология;

в) судебная психология;

г) возрастная психология.

3. Кому из российских ученых (в 60-х годах ХХ века) принадлежит приоритет в возрождении и развитии юридической психологии?

а) Ратинов А.Р.;

б) Ивашкин Ю.В.;

в) Корнеев Л.М.;

г) Дулов А.В.

4. Кто из психологов приблизил криминалистов к созданию лай-детектора (детектора лжи)?

а) Г. Гросс;

б) А. Тагер;

в) С. Ениколопов;

г) А. Лурия.

5. Выделите метод юридической психологии, не позволяющий получить знания о индивидуально-психологических качествах личности преступника:

а) наблюдение;

б) беседа;

в) интервью;

г) тестирование.

6. Какой из методов позволяет обнаружить факт преступления не обращаясь к прямым вопросам?

а) контент-анализ;

б) тесты;

в) ассоциативный эксперимент;

г) беседа.

7. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

а) волей;

б) рефлексом;

в) сознанием;

г) эмоциями.

8. Какие из перечисленных психических явлений не относятся к устойчивым качествам психики?

а) характер;

б) способности;

в) внимание;

г) темперамент.

9. К основному свойству личности относится:

а) ригидность;

б) эмпатия;

в) активность;

г) избирательность.

10. Внимание является необходимым условием качественного выполнения любой деятельности. В деятельности человека внимание выполняет функцию:

а) принятия решения;

б) контроля и регуляции;

в) воспитания;
г) формирования способностей.

11. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется:

а) самооценкой;

б) самопрезентацией;

в) самовосприятием;

г) самоощущением.

12. Человек, достигший уровня развития сознания, позволяющего ему управлять своим поведением и деятельностью, характеризуется понятием:

а) личность.

б) индивидуальность;

в) индивид;

г) субъект.

13. Каким образом связаны тип телосложения (конституция) человека с определенными чертами характера, с позиции Э. Кречмера и У. Шелдона?
а) тип телосложения не влияет на характер;

б) особенности телосложения могут выступать лишь в качестве органических предпосылок, опосредованно влияющих на становление некоторых психических особенностей человека;

в) тип телосложения обусловлен генотипически и напрямую связан с характером и темпераментом человека.

14. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо  – это:

а) мотив;

б) потребность;

в) интерес;

г) страсть.

15.Термином «мотивация» в современной психологии обозначают:
а) совокупность факторов, вызывающих активность индивида;

б) сам процесс формирования мотивов, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне;
в) оба ответа верны;

г) оба ответа неверны.

16. Выявление существенных и необходимых связей, основанных на реальных зависимостях, отделение их от случайных совпадений во времени и пространстве – это основная задача:

а) воображения;

б) памяти;

в) воли;

г) мышления.

17. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, – это:

а) темперамент;

б) способности;

в) характер;

г) задатки.

18. Черты, отражающие отношение человека к другим людям, входят в структуру:

а) мотивации;

б) темперамента;

в)  характера;

г)  все ответы верны.

19. С позиции юридической психологии, тип темперамента, характеризующийся высокой возбудимостью нервной системы и склонностью к аффектам, присущ:

а) холерику;

б) сангвинику;

в) флегматику;

г) меланхолику.

20. С позиции юридической психологии, тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, способным привести к стрессовым и фрустрационным состояниям, присущ:

а) холерику;

б) сангвинику;

в) флегматику;

г) меланхолику.

21.  Какой из ниже перечисленных критериев невменяемости относится к категории психолого-юридической?

а) наличие душевной болезни;

б) наличие слабоумия;

в) отсутствие способности руководить своими действиями;

г) галлюцинации.

22. Выделите причины, не оказывающие решающего влияния на появление дефектов правовой социализации подростка:

а) конфликты с родителями;

б) трудности и неудачи в школе;

в) контакты, сближение с деморализированной личностью;

г) отсутствие интереса к изучению правовых норм.

23. Определение правосознания в психологическом аспекте – это:

а) система духовного отражения всей юридической действительности;

б) система знаний и представлений о правопорядке общества, правовой опыт поведения личности, группы, общества;

в) система ценностей, которая охраняется законом;

г) система культурных и нравственных ценностей.

24. Определите понятие, не относящееся к основным структурным компонентам правосознания:

а) когнитивный (познавательный);

б) регулятивный;

в) эмоционально-оценочный;

г) поведенческий (эмоционально-волевой).

25. Норма права – это:

а) общая система социального контроля;

б) социально-приемлемое поведение;

в) правило, установленное законодательством;

г) общий эталон поведения и деятельности.

26. Эффективность правовой нормы не будет достигаться, если:

а) личность будет признавать социальные ценности, охраняемые правовой нормой;

б) правовая норма будет развиваться и изменяться без учета изменений, происходящих в общественном правосознании;

в) норма права будет следовать за развитием общественных потребностей;

г) правовая норма будет развиваться с учетом социально-экономического развития общества.

27. Что не является психологическим условием становления правосознания личности?

а) правовая подготовка;

б) правовые установки и ориентации;

 в) ценностное отношение к праву и практике его применения;

г) активная жизненная позиция

28. Чем регулируется правосознание?

а) правовым поведением;

б) системой ценностей;

в) социальными нормами.

г) общественным сознанием.

29. Термин «личность преступника», с точки зрения юридической психологии, понимается:

а) как субъект преступления;

б) как гражданин, преступивший закон социума;

в) как конкретный человек с его психологическими особенностями;

г) как субъект своей активности.

30. Выделите понятие, не относящееся к типологии преступных групп:

а) организационная;

б) структурная;

в) преступная организация;

г) социометрическая.

31. Наркомания относится к:

а) девиантному поведению;

б) инстинктивному поведению;

в) опосредованному поведению;

г) преступному поведению.

32. Психологический аффект в понимании юридической психологии, – это:

а) неупорядоченное поведение;

б) острое кратковременное психическое расстройство;

в) кратковременное эмоциональное переживание;

г) длительное ощущение субъективной безвыходности.

33. Функция судебно-психологической экспертизы:

а) исследование уголовных дел;

б) оказание помощи органам правосудия;

в) оценка психических и психологических особенностей подэкспертных;

г) перевоспитание подэкспертных.

34. По какому критерию можно оценить межличностные отношения в преступной группе?

а) по распределению ролей в группе;

б) по внешним атрибутам группы;

в) по психологическим особенностям членов группы;

г) по наличию конфликтных ситуаций.

35. Наказание как психологический аспект – это:

а) мера государственного принуждения;

б) кара, заключающаяся в причинении моральных страданий;

в) отрицательная оценка государством;

г) механизм социального отторжения.

36. Социальная адаптация осужденных зависит от:

а) степени социальной отчужденности;

б) степени тяжести совершенного проступка;

в) семейного положения;

г) благосостояния осужденного.

37. Татуировки, в понимании юридической психологии, – это:

а) символ приобщения к криминальной субкультуре;

б) демонстрация самостоятельности;

в) бравада своими похождениями;

г) общность традиции.

38. К основному критерию выявления лжи на основе речевых высказываний подозреваемого относится:

а) кажущиеся несоответствия в высказываниях;

б) подробное изложение информации;

в) дефекты речи;

г) повышенная речевая активность.

39.Что относится непосредственно к работе психологов исправительных учреждений?

а) работа с коллективом сотрудников исправительного учреждения;

б) проведение психологической диагностики при отборе кандидатов на службу;

в) участие в воспитательном процессе осужденных;

г) изучение социально-психологических явлений в пенитенциарных коллективах.

40. В юридической литературе можно встретить выражение «порок воли». Это понятие означает:

а) сниженный уровень интеллектуально-волевой регуляции субъектом своих действий при отстаивании собственных интересов;

б) склонность к аффективному поведению;

в) склонность к противоправному поведению;

г) все ответы верны.

41. Одним из методов активизации мышления юриста при решении сложных проблем является метод «мозговой атаки». В чем его сущность?
а) мысленно проигрываются роли различных сторон (потерпевшего, преступника и др.);

б) активное переключение на иной вид деятельности;

в) свободное ассоциирование идей во время обсуждения проблемы в специально созданной для этой цели группе;

г)  все ответы неверны.

42. Можно ли рассматривать негативные психологические последствия пережитого субъектом сильного стресса в качестве обстоятельств, смягчающих наказание виновному?

а) да;

б) нет.

43. Знаменитый канадский психофизиолог Г. Селье назвал это явление
«стрессом рухнувшей надежды». О каком эмоциональном состоянии идет речь?
а) о фрустрации;

б) о дистрессе;

в) о тревоге;

г)  все ответы верны.

44. Определите основание, лежащее в основе деления преступников на три группы: корыстные, насильственные, корыстно-насильственные:

а)  по объекту посягательства;

б) по степени общественной опасности;

в)  по уровню социальной адаптации.

45. Лица, относящиеся к данному типу личности преступника, отличаются высоким уровнем эмоционально-волевой устойчивости, сопротивляемостью к стрессу, устойчивой системой взглядов, высоким уровнем притязаний, широким кругом интересов. О каком типе личности преступника идет речь?

а) социально-адаптивный тип;

б) ситуационный тип;

в) корыстно-жестокий тип;

г) социально-дезадаптивный тип.

46. Какая группа наиболее социально опасна в криминальном отношении?

а) организованная преступная группа;

б) сплоченная организованная группа;

в) группа, совершившая преступление по предварительному сговору;

г) случайная преступная группа.

47. Способность юриста устанавливать межличностные психологические контакты с различными участниками общения называется:

а) профессиональной структурой деятельности;

б) коммуникативной компетентностью;

в) воспитательной подструктурой профессиональной деятельности;

г) все ответы верны.

48. В периоды допроса, когда подследственные пытаются скрыть истину, отрицая свое участие в преступлении, в их речи заметно возрастает количество акцентирующих и описывающих жестов. С их помощью они как бы пытаются…

а) успокоить себя, снять стресс;

б) отвлечь внимание следователя;

в) придать большую убедительность ложным показанием;

г) все ответы верны.

49. Какие из этих мотивов лежат в основе сообщения ложных показаний?

а) опасение быть отвергнутым референтной группой;

б) скрытая антипатия к следователю;

в) желание скрыть интимные стороны своей жизни;

г) стремление к самоутверждению, уверенность в собственной исключительности;

д) все ответы верны.

50. Входит ли в компетенцию судебно-психологической экспертизы изучение психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующие временные психические состояния, изменения сознания под давлением различных факторов?

а) нет, не входит;

б) да, входит;

в) это утверждение верно по отношению к судебно-психологической экспертизе ХIХ века.

 



2019-08-13 329 Обсуждений (0)
Темы докладов, рефератов, сообщений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы докладов, рефератов, сообщений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)