ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Содержание предмета и задачи юридической психологии. 2. Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями юридической и правовой науки. 3. Понятие личности, ее структура (К. Юнг, К.К. Платонов) и содержание в правовой науке. 4. Методы изучения личности участников судопроизводства, используемые в правоохранительной деятельности, их характеристика и возможности. 5. Ощущения: понятие, виды, закономерности и свойства; их роль в познавательной деятельности юриста. 6. Восприятие: понятие, виды, закономерности и свойства. Роль восприятия в познавательной деятельности различных участников правоотношений. 7. Память: понятие, виды, закономерности и свойства; учет их юристом в профессиональной деятельности. 8. Мышление: понятие, его виды и роль в познавательной деятельности юриста. Этапы мыслительного процесса. 9. Внимание: понятие, его виды и свойства; роль внимания в деятельности юриста. 10. Средства невербальной коммуникации, их роль в развитии диалога юриста с различными участниками судопроизводства. 11. Профессионально значимые психологические качества (психограмма) личности юриста. 12. Личность преступника: понятие, структура и содержание; ее психологическая оценка следователем (судом). 13. Речь в профессиональном общении юриста, речевой этикет и его роль в установлении психологического контакта; требования, предъявляемые к речи юриста. 14. Виды преступных групп, их отличительные признаки: особенности межличностных отношений участников. 15. Психолого-правовые признаки организованной преступной группы. 16. Психологические приемы вступления в общение, развития и поддержания диалога, выхода из общения. 17. Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей. 18. Психология осмотра места происшествия. 19. Психологические особенности допроса потерпевших. 20. Судебно-психологическая экспертиза, ее предмет и основания назначения. 21. Направленность личности, ее значение, структурные элементы, их характеристика. 22. Темперамент, его свойства и основные типы; проявление свойств темперамента в поведении человека. 23. Характер: определение, основные свойства характера, их влияние на поведение человека, выбор им ведущих форм деятельности. 24. Акцентуированные свойства характера, их разновидности: криминологическое значение некоторых видов акцентуации характера. 25. Способы нейтрализации отрицательного воздействия экстремальных состояний психики юристом в своей профессиональной деятельности. 26. Психология проведения обыска. 27. Психологические особенности предъявления для опознания. 28. Структура невербальной психодиагностики, характеристика компонентов. 29. Психологические аспекты профессиональной деятельности юриста. 30. Профессиональное мастерство и профдеформация. 31. Воображение: понятие, механизмы, виды и роль в профессиональной деятельности юриста. 32. Основные направления (методы) психологического характера в борьбе с преступностью. 33. Общие психологические закономерности и механизмы профессионального общения юриста. 34. Структура, этапы, виды и средства общения в юридической практике. 35. Эмоции и чувства: дифференциация понятий, их виды и учет их юристом в профессиональной деятельности. 36. Стресс: понятие, психодиагностические признаки, динамика развития, влияние стресса на поведение и деятельность человека. 37. Посттравматические стрессовые состояния, динамика развития, их влияние на психику. 38. Способности: понятие и виды, их роль в познавательной деятельности личности юриста и преступника. 39. Аффект: определение, психодиагностирующие признаки, динамика развития, уголовно-правовое значение. 40. Фрустрация: определение, признаки, причины возникновения, ее воздействие на поведение человека в конфликтных ситуациях. 41. Очная ставка: понятие, особенности, факторы, влияющие на проведение очной ставки. 42. Психологическое воздействие: понятие, средства и виды. 43. Психологические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого. 44. Психические процессы, их виды и влияние на профессиональную деятельность юриста. 45. Психология проведения следственного эксперимента, проверки показаний на месте. 46. Типология личности преступника. 47. Коммуникативная компетентность следователя. 48. Психологический контакт в следственной деятельности. 49. Психологические особенности отдельных стадий допроса. 50. Психология отбывающего наказание. 51. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных. 52. Методы и приемы сохранения психического здоровья личности. 53. Психологические аспекты переговоров с преступниками.
ГЛОССАРИЙ Абстракция (абстрагирование)–мыслительный процесс отвлечения от признаков несущественных и единичных и сохранения признаков существенных и общих для данной группы предметов (например, несущественные и единичные признаки: люди, животные, автомобили, ракеты; существенные и общие признаки: движение и скорость). Абулия– отсутствие стремлений, побуждений к любой деятельности, утрата желаний, полная безучастность, патологическое безволие, прекращение общения. Агрессивность –стремление к насильственным действиям в межличностных отношениях, могущее проявиться как ситуативный кратковременный процесс или состояние, или свойство личности, или даже черта характера, возникшее как результат дефектного воспитания, или симптом психического заболевания. Активность личности–вид психической активности, интенсивность которой направлена на определенную деятельность и наиболее отчетливо проявляется в ее характере. Акцентуации характера– крайние варианты нормы характера, граничащие с психопатиями, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, в силу чего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Амбивалентность – одновременное возникновение антагонистических (противоположных) тенденций в психической деятельности, обусловливающих непоследовательность мышления и неадекватность поведения (например, радости и печали, любви и ненависти, смеха и слез). Анамнез–совокупность сведений, получаемых исследователем о прошлой жизни подэкспертного, перенесенных заболеваниях, травмах, обследованиях. Анализатор – орган, обеспечивающий ощущение и восприятие. Аналогия –сходные психические явления и особенности поведения, вызванные одинаковыми условиями среды и потребностями. Анкета психологическая–метод психологии, при котором предусматривается письменная постановка вопросов исследователя и ответов на них по предусмотренной форме исследуемого об объективных или субъективных фактах его деятельности. Апатия – состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеванием, проявляющееся потерей интереса и безразличием к себе и окружающим. Асоциальное поведение– поведение, противоречащее нормам, принятым обществом, при недостаточном развитии у личности либо нравственных, либо правоправных способностей и проявляющееся в поступках и действиях. Атрибуты –наиболее существенные свойства, без которых данный феномен не может ни существовать, ни быть представленным. Аутоагрессия– самоповреждение тканей и органов с целью шантажа, протеста, уклонения от выполнения работы, обязанностей или даже закона, установленных правил. Аутохтонность (в психологии) – возникновение психологических нарушений без видимых причин. Аффект– кратковременная, но довольно сильная положительная или отрицательная эмоция в ответ на сильный раздражитель, связанный с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств, сопровождаемая резко выраженными двигательными проявлениями и соматоневрологическими изменениями, возникшая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов. Аффект классический (физиологический)– состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (эмоциональная реакция) в ответ на личностно значимый раздражитель (насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, противоправные или аморальные действия окружающих и т.д.), которое сопровождается эмоциональным взрывом с резкими вегетативными и двигательными проявлениями, но не психотическими (как при патологическом аффекте) изменениями психической деятельности. Аффект кумулятивный –состояние постепенно нарастающего психического напряжения, вызванного постоянной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением окружающих, при котором его тяжесть и длительность (от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет) обусловили кумуляцию эмоционального напряжения в виде его накопления и реакцию по типу «последней капли», после которого следует эмоциональный взрыв с вегетативными и двигательными проявлениями, однако не достигающими психотических нарушений как при патологическом аффекте. Аффект патологический– кратковременное психотическое расстройство с помрачением сознания, бредовыми и галлюцинаторными нарушениями, неадекватным поведением, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающееся концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют вегетативные расстройства и прострация (общая расслабленность, безразличие, сон, частичная или полная амнезия). Аффективное состояние–длительное и глубокое эмоциональное переживание, имеющее для личности индивидуальное значение. Барьер психологический– мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действия, в частности общению с определенным человеком или группой лиц. Беседа–один из основных методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от исследуемого лица путем речевого общения с ним сведений о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психические явления. Биографический метод–метод психологии, изучающий личность с использованием субъективного и объективного анамнеза (истории жизни или заболевания). Бихевиоризм– направление в психологии, отрицающее сознание и считающее предметом психологии поведение испытуемого в непосредственной связи стимула и реакции. Борьба мотивов– этап волевого действия, проявляющегося в борьбе критических и волевых свойств человека. Брадипсихия – замедление всех психических процессов. Валидность – один из основных критериев качества теста, характеризующий точность измерения исследуемого свойства. Вербальное средство общения– речевое общение людей между собой. Виктимология– научное направление в криминологии, изучающее личность потерпевшего, его связи и взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в генезисе самого преступления. Вменяемость –возможность лица в силу присущих ему определенных психических качеств (признаков) нести ответственность за совершенное им уголовно наказуемое деяние. Внимание–направленность и сосредоточенность психической деятельности в данный момент времени на каком-либо объективном или субъек-тивном, реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Внушение– целенаправленный процесс психического воздействия на человека, воспринимаемого им пассивно, без размышления и критической оценки, с целью создать у него определенное состояние или побуждение к определенным действиям. Внушениеможет быть словесным, зрительным, гипнотическим, прямым и т.д. Возбуждение– выраженное усиление психической и двигательной активности, возникающее в связи с внутренними или внешними мотивами, и нередко несоразмерно стимулам, их вызвавшим. Волевое усилие–особое состояние психического напряжения, мобилизующее физические и психические силы на выполнение поставленной цели. Воля – одно из специфических свойств психики человека, проявляющееся в сознательных действиях, направленных на достижение цели, осуществление которых связано с преодолением определенных трудностей. Воображение – мыслительный процесс создания образов и представлений нового, т.е. того, что человек в прошлом не воспринимал, с чем не встречался, но что будет им создано заново в процессе трудовой деятельности. Восприятие–психический процесс, отражающий в сознании человека объективный мир, связанный с пониманием целостности отраженного феномена, т.е. реальной действительности, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств (слух, зрение, обоняние, ощущение и т.д.) в виде субъективных образов. Впечатление– психическое явление, свойственное человеку, в структуру которого входит нечеткое восприятие, усиленное его эмоциональной окраской, в силу чего оно доминирует над сознанием. Выразительные движения– объективизация эмоций в виде мимики и пантомимики. Галлюцинация(видение) – психическое расстройство, возникающее вследствие обманов органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания и т.д.) в виде ложного (мнимого) восприятия непроизвольно возникающего нереального объекта в виде ощущений, видений, голосов, звуков, запахов и т.д., приобретающего характер объективности. Гениальность– социальное свойство личности, определяемое высокой степенью проявления ее таланта и активной деятельности, соответствующей актуальности развития общества. Гипербулия (повышение волевой активности) – усиление побуждений, повышенная активность, инициативность, подвижность, порывистость, говорливость и т.д. Гипертимия(повышенное радостное настроение) – маниакальный аффект с усилением влечений и неутомимой деятельности, ускорением мышления и речи, веселостью, чувством превосходного здоровья, выносливости и силы, над всем господствует оптимизм. Гиперкинез – чрезмерные непроизвольные движения, вызванные эмоциями. Гнев – состояние бурного аффекта, которое быстро наступает и быстро проходит. Онсопровождается двигательным возбуждением с агрессивно-разрушительными тенденциями и нередко с вегетативными нарушениями. Горе– астеническая эмоция, вызванная трагическими причинами. Групповая совместимость– массовидное явление как продукт группового сознания, объясняющий, почему разные люди, собранные в группу, дают одинаковую эффективность групповой деятельности. Девиантное поведение– проблемное поведение в виде отдельных поступков или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Дезадаптация– нарушение процесса приспособления организма человека к условиям и требованиям окружающей среды, обусловленное в основном психологическими проблемами. Деликт– проступок, правонарушение. Деперсонализация(отчуждение от самого себя, искаженное восприятие самого себя) – расстройство самосознания личности, сопровождающееся отчуждением некоторых или всех психических процессов. Депривация(утрата) – лишение или ограничение возможности удовлетворения каких-либо потребностей организма. Деятельность – взаимодействие человека и окружающего мира, в котором он сознательно и целенаправленно изменяет мир. Дисфория(раздражение, досада) – приступы мрачного, тоскливо-злобного, угрюмо-недовольного настроения, сочетающегося с повышенной чувствительностью к любому внешнему раздражителю, взрывчатостью, агрессивностью, нередко страхами. Доминанта – временно действующий в коре головного мозга инертный очаг возбуждения, тормозящий другие рефлексы и усиливающийся при действии любых стимулов. Доминирующий вид деятельности– преобладающий вид деятельности личности на определенном отрезке времени или стадии развития. Дромомания –периодически возникающее импульсивное влечение к перемене места жительства, бродяжничеству, бесцельному времяпровождению. Желание– форма мотивации, усиленная потребность. Жертва преступления– человек, перенесший моральный, физический и материальный вред от противоправного деяния, независимо от того, признан он в установленном порядке (законом) потерпевшим или нет. Жест– телодвижение, преимущественно руками, обычно сопровождающее речь для придания ей большей выразительности. Жизненная позиция личности– наиболее выраженные и основные компоненты направленности человека, определяющие наиболее стойкие мотивы его деятельности. Забывание–свойство памяти, заключающееся в потере возможности воспроизведения ранее запомненного. Задатки–врожденные условия потенциально возможного развития большинства анатомических, ряда физиологических и некоторых других свойств индивида как личности. Запоминание– свойство памяти запечатлевать ощущения, воспринятые, продуманные или пережитые. Застревание– нарушение мышления, проявляющееся в крайней туго-подвижности и бедности ассоциаций. Идея– четко осознанная мысль как основа дальнейшего процесса мышления или деятельности. Иллюзии–искаженное психическое отражение объективной реальности. Иллюзиибывают: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др. Импринтинг– психическое явление, приобретаемое в памяти после рождения и дальнейшего развития детей и подростков в виде заимствования тех или иных важных черт (качеств) из поведения родителей, воспитателей или сверстников. Импульсивность– форма поведения, обусловленная складом характера, ситуацией или психическим заболеванием. Индивид – социальная категория, отдельный человек как особь, изолированно взятая из общности. Индивидуальные свойства–свойства, присущие индивиду. Индивидуальность – особенные качества в индивиде, в частности свойства личности, присущие только ему одному. Инициатива(предприимчивость) – проявление творчества в какой-либо деятельности. Инстинкт–форма генетически обусловленного поведения или его слагаемого – реагирования, физиологическим механизмом которого являются безусловные рефлексы. Интеграция – объединение людей или групп, направленное на обеспечение какого-либо решения или реализации жизненно важной проблемы. Интеллект(понимание, рассудок) – мыслительная способность человека, определяющая его умственную деятельность, уровень знаний и опыта. Интервью– метод психологии, осуществляемый в виде беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого (испытуемого) на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. Интерференция– отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых. Интровертированность–характерологическая черта личности, проявляющаяся в необщительности, замкнутости, склонности к постоянному самоанализу своих мыслей и действий. Истерия–состояние, возникающее под влиянием психотравмирующих факторов (у лиц с повышенными внушаемостью и самовнушаемостью), которое характеризуется чаще всего полиморфными психическими, соматическими и вегетативными нарушениями. Коммуникативные способности–способности личности обеспечивать эффективность ее общения и психологическую совместимость в процессе деятельности с другими людьми. Компенсация психологическая– возмещение недостаточно развитых свойств личности и нужных способностей к определенной деятельности как самим человеком, так и другими людьми. Компромисс– соглашение на основе взаимных уступок. Конкретизация– мыслительный процесс, который придает предметный, наглядный характер той или иной абстрактно-обобщенной мысли (понятию, правилу, закону). Конформизм– жесткая зависимость личности от социальной среды (группы), в которой она вынуждена приспосабливаться к микросоциальным условиям ее жизнесуществования. Корреляция– взаимная связь, взаимозависимость, соотношение предметов или понятий. Лабильность аффективная–неустойчивое настроение с выраженными проявлениями часто сменяющихся эмоций. Личность акцентуированная– человек с отдельными дисгармоническими чертами характера, не достигающими степени психопатии, но обращающими на себя внимание окружающих. Логическое мышление–вид мышления, сущность которого состоит в оперировании умозаключениями с произвольным или непроизвольным использованием законов логики. Манерность– вычурное, неестественное поведение человека с наличием неадекватных жестов и мимики. Метод экспертов в психологии–обобщенная оценка определенного психического явления (в частности, свойства личности) на основе оценок экспертов в соответствии со специальной инструкцией или законом. Мимика – выразительное движение мышц лица. Мировоззрение– одна из форм направленности личности как системы имеющихся понятий и представлений о мире, природе, обществе. Морально-психологическая атмосфера– вид социально-психологического климата, связанного с моральным состоянием группы, а в условиях коллектива – с идеологией его членов. Мотив – психическое явление, становящееся побуждением к действию. Мотивация– совокупность стойких мотивов, определяемая направленностью личности, ее ценностной ориентацией и определяющая ее деятельность. Мышление – психический процесс опосредованного и обобщающего отражения связей и отношений между предметами или явлениями объективной действительности, обусловленный и связанный с речью. Наблюдение –метод психологии, заключающийся в получении суждений о субъективных психических явлениях у исследуемого лица, проявляющихся в его поведении. Навык – действие, автоматизировавшееся в результате упражнений в процессе формирования той или иной деятельности. Направленность–одно из качеств в подструктуре личности, являющееся ее высшим уровнем, которое формируется воспитанием. Напряженность– психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Настроение– не резкое, но стойкое проявление тех или иных эмоций у личности или группы. Невербальное средство общения– неречевая форма общения в виде жеста, мимики, пантомимики и т.д. Неосознаваемое– психическое явление как проявление неотчетливого, смутного уровня ясности сознания. Нравы– эмоционально-групповой аспект групповой деятельности, проявляющийся как индивидуальные и групповые привычки, традиции и обычаи. Обобщение– процесс движения мысли от частного к общему, один из разделов мыслительной операции человека, основанной на анализе, синтезе, сравнении и классификации. Общая психология–одна из основных психологических наук (наряду с индивидуальной и социальной психологией), предмет которой – общие закономерности психики и психической деятельности в развитии у психически здоровых людей. Общение– процесс установления и развития контактов между людьми на основе взаимного отражения реального мира, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия. Общественное сознание– совокупность мнений и убеждений, свойственных большой группе людей (классу, общине и т.д.). Общность –группа людей, общающихся между собой прямо или опосредованно, выделенная по определенному признаку. Объекты судебно-психологической экспертизы– особенности психической деятельности человека, субъекта уголовного или гражданского процесса, материалы дела и иная документация. Ощущение –психическое отражение отдельных свойств объектов реальной действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств. Память – способность человека закреплять, сохранять и воспроизводить полученную информацию, прежние впечатления и прошлый опыт. Пантомимика–выразительное движение тела, поза, жесты, отображающие чувства, отношение человека к объекту внимания. Патогенез – механизм возникновения и развития психического состояния или заболевания. Пенитенциарная дееспособность– способность осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы, правильно понимать и исполнять требования уголовно-исполнительного законодательства. Переориентация личности (группы)–прием перевоспитания, заключающийся в изменении ценностной ориентации и жизненной позиции как мотивов в нужном направлении. Персеверация– навязчивая склонность к повторению одних и тех же образов воображения в памяти, в мыслях и действиях. Поведение – целенаправленная система последовательно выполняемых человеком действий по отношению к обществу, другим людям, предметному миру как реакция на внешние раздражители при его взаимодействии с окружающей средой, опосредованная двигательной и психической активностью. Подражание –особенность поведения в форме копирования, как правило, чужого поведения и действия или следование какому-либо примеру и образцу. Подсознательное–совокупность неосознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать влияние на поведение и содержание сознания. Понятие– психическое явление как элемент мышления, заключается в обобщенном отражении существенного в феномене, закрепленного словом. Превентивные меры– предупредительные или предохранительные меры. Предмет судебно-психологической экспертизы – психика и психическая деятельность подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, материалы уголовного (гражданского) дела и иная документация, имеющая значение для следствия и суда при определении их психического состояния во время правонарушения. Привычка– действие, выполнение которого стало потребностью. Приобретенное в психике– все возникающее и развивающееся у индивида после рождения как следствие внешних воздействий. Природное в психике– все существующее и развивающееся у индивида независимо от непосредственного и опосредованного влияния на него других людей и социальной среды. Произвольное внимание– ориентация психической деятельности в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием. Проекция – передача изображения на что-либо. Проступок– поступок, нарушающий нравственные и правовые нормы, наказуемые не законом, а общественным осуждением. Психическое насилие–воздействие на психику человека, направленное на принуждение к совершению им или с ним действий, не приемлемых в обычных условиях. Психическое развитие– процесс развития познавательных функций и свойств личности в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Психическое состояние–целостная характеристика психической деятельности за определенный период, показывающая ее состояние и своеобразие протекания психических процессов в зависимости от психических свойств личности, отражаемых предметов и явлений. Психогения– неблагоприятное эмоциональное воздействие в виде психической травмы, значимое для индивида и вызывающее нарушение психической деятельности. Психодиагностика(психологическая диагностика) – раздел психологической науки, разрабатывающий методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности. Психологическая атмосфера–массовидное явление, проявляющееся в групповом настроении, групповых суждениях и групповых эмоциях. Психологическая подготовка– вид формирования личности, цель которого – развитие способностей к определенной деятельности с учетом ее условий и усиления ее мотивации и морального компонента. Психологическая совместимость– вид групповой совместимости, наличие которой часто бывает незаметным, но отсутствие которой резко снижает эффективность групповой деятельности, иногда приводя к конфликту ее исполнителей. Психологический барьер– мотив, препятствующий выполнению какой-либо конкретной деятельности или действия. Развитие личности–процесс формирования потребности и мотивов деятельности индивида, особенностей его характера, способностей, эмоционально-волевой сферы и интеллекта. Раптус – внезапное и неистовое возбуждение, прерывающее заторможенность или ступор. Раскаяние –результат размышления, приведший к убеждению в ошибочности, безнравственности или преступности совершенных ранее действий, связанных с чувством вины и угрызением совести. Расторможенность влечения– патологическое усиление влечения (пищевого, сексуального и др.). Релаксация– состояние расслабления, покоя, возникающее вследствие снятия напряжения или после сильных переживаний или тяжелых физических усилий. Реминисценция– отсроченное воспроизведение того, что первоначально было временно забыто. Ресоциализация– восстановление (реабилитация) лиц, отбывавших наказание в местах лишения свободы, устранение имевшейся ранее общественной дезадаптации, восстановление социальных контактов. Решимость–готовность принять и осуществить свое решение. Ригидность– психическое состояние, при котором затруднены подвижность, переключаемость, пластичность в психической деятельности и поведении, а также приспособляемость к объективно меняющимся требованиям среды. Ритуал– привычный порядок действий при совершении какой-либо церемонии. Роль–соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе. Самоконтроль– контроль, осуществляемый личностью над своей деятельностью и поведением. Самонаблюдение – метод психологии как учет и анализ своих субъективных явлений. Самообладание– форма психической саморегуляции путем проявления воли и способности осуществлять свою деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. Самоопределение личности– сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Самооценка– оценка индивидом самого себя как личности, своих возможностей, качеств и места среди других. Самосознание–осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам, мыслям, переживаниям и самооценке. Синтез–мыслительное соединение отдельных признаков, элементов, частей в единое целое, что позволяет переходить от более частных понятий к общим и их системам. Система ценностей– иерархия субъективных ценностей, определяющая содержание ценностной ориентации личности или группы. Склонность – одна из форм направленности личности, включающая в свою структуру интерес и волевое стремление осуществлять его в своей деятельности. Слухи– массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией, возникающее при ограничении правдивых и достоверных сведений. Сознание –высшая форма психики, свойственная только человеку. Социальное в психике–все, что отличает человека от животного, возникшее у него в процессе антропогенеза психики и ее общественно-исторического развития и появившееся в онтогенезе психики как следствие общения с другими людьми. Стимул –внешнее или внутреннее воздействие на организм, личность или группу людей, отражаемое в форме психической реакции или мотива, вызывающее возбудительный процесс к действию. Страсть–стабильное и длительное проявление эмоций, чаще входящих в структуру стойких чувств, становящееся доминирующим мотивом деятельности. Стереотип поведения– поведение, повторяющееся в неизменном виде. Стремление –мотив деятельности, хорошо осознанный по своей цели, с которой стойко связан и которая достигается волевым усилием. Стресс –состояние острого психического и физиологического напряжения, возникающее в ответ на экстремальные воздействия в сложных и трудных условиях, при особых обстоятельствах, способное как дезорганизовать, так и активизировать деятельность человека. Стрессор–фактор, вызывающий состояние стресса. Физиологические стрессоры: чрезмерная физическая нагрузка, болевые стимулы и т.д. Психологические стрессоры: угроза, опасность, обида, информационная перегрузка и пр. Судебно-психологическая экспертиза– форма применения психологического исследования, осуществляемая экспертом-психологом (экспертами) на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи заключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для установления истины по делу в уголовном и гражданском процессах. Суггестивное воздействие– воздействие внушением на психику человека, при котором создается установка на то или иное действие. Суждение –вид мышления, позволяющий устанавливать простейшие связи между познаваемыми феноменами. Талант – высшая способность личности к определенной деятельности, отличающаяся высоким совершенством. Темперамент– совокупность индивидуальных особенностей личности, сформировавшихся на основе генетически обусловленного типа нервной системы и характеризующих динамическую сторону ее психической деятельности. Тенденциозное восприятие– предвзятое, одностороннее восприятие с целью его навязывания другим лицам. Теория психологии–система психологических принципов и понятий, выраженных терминами, раскрывающими сущности и закономерности взаимодействий психических явлений между собой и с реальным миром. Тест–краткий экспериментально-психологический метод, исследующий тот или иной психический процесс, личность в целом или группу. Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенное значение (шкалу ценностей). Толерантность– способность организма переносить какие-либо воздействия без развития соответствующего обратного эффекта. Традиция–индивидуальная или групповая привычка в определенных условиях выполнять определенные действия, принимающая
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |