Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ



2019-08-13 241 Обсуждений (0)
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Содержание предмета и задачи юридической психологии.

2. Междисциплинарные связи юридической психологии с различными отраслями юридической и правовой науки.

3. Понятие личности, ее структура (К. Юнг, К.К. Платонов) и содержание в правовой науке.

4. Методы изучения личности участников судопроизводства, используемые в правоохранительной деятельности, их характеристика и возможности.

5. Ощущения: понятие, виды, закономерности и свойства; их роль в познавательной деятельности юриста.

6. Восприятие: понятие, виды, закономерности и свойства. Роль восприятия в познавательной деятельности различных участников правоотношений.

7. Память: понятие, виды, закономерности и свойства; учет их юристом в профессиональной деятельности.

8. Мышление: понятие, его виды и роль в познавательной деятельности юриста. Этапы мыслительного процесса.

9. Внимание: понятие, его виды и свойства; роль внимания в деятельности юриста.

10. Средства невербальной коммуникации, их роль в развитии диалога юриста с различными участниками судопроизводства.

11. Профессионально значимые психологические качества (психограмма) личности юриста.

12. Личность преступника: понятие, структура и содержание; ее психологическая оценка следователем (судом).

13. Речь в профессиональном общении юриста, речевой этикет и его роль в установлении психологического контакта; требования, предъявляемые к речи юриста.

14. Виды преступных групп, их отличительные признаки: особенности межличностных отношений участников.

15. Психолого-правовые признаки организованной преступной группы.

16. Психологические приемы вступления в общение, развития и поддержания диалога, выхода из общения.

17. Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей.

18. Психология осмотра места происшествия.

19. Психологические особенности допроса потерпевших.

20. Судебно-психологическая экспертиза, ее предмет и основания назначения.

21. Направленность личности, ее значение, структурные элементы, их характеристика.

22. Темперамент, его свойства и основные типы; проявление свойств темперамента в поведении человека.

23. Характер: определение, основные свойства характера, их влияние на поведение человека, выбор им ведущих форм деятельности.

24. Акцентуированные свойства характера, их разновидности: криминологическое значение некоторых видов акцентуации характера.

25. Способы нейтрализации отрицательного воздействия экстремальных состояний психики юристом в своей профессиональной деятельности.

26. Психология проведения обыска.

27. Психологические особенности предъявления для опознания.

28. Структура невербальной психодиагностики, характеристика компонентов.

29. Психологические аспекты профессиональной деятельности юриста.

30. Профессиональное мастерство и профдеформация.

31. Воображение: понятие, механизмы, виды и роль в профессиональной деятельности юриста.

32. Основные направления (методы) психологического характера в борьбе с преступностью.

33. Общие психологические закономерности и механизмы профессионального общения юриста.

34. Структура, этапы, виды и средства общения в юридической практике.

35. Эмоции и чувства: дифференциация понятий, их виды и учет их юристом в профессиональной деятельности.

36. Стресс: понятие, психодиагностические признаки, динамика развития, влияние стресса на поведение и деятельность человека.

37. Посттравматические стрессовые состояния, динамика развития, их влияние на психику.

38. Способности: понятие и виды, их роль в познавательной деятельности личности юриста и преступника.

39. Аффект: определение, психодиагностирующие признаки, динамика развития, уголовно-правовое значение.

40. Фрустрация: определение, признаки, причины возникновения, ее воздействие на поведение человека в конфликтных ситуациях.

41. Очная ставка: понятие, особенности, факторы, влияющие на проведение очной ставки.

42. Психологическое воздействие: понятие, средства и виды.

43. Психологические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого.

44. Психические процессы, их виды и влияние на профессиональную деятельность юриста.

45. Психология проведения следственного эксперимента, проверки показаний на месте.

46. Типология личности преступника.

47. Коммуникативная компетентность следователя.

48. Психологический контакт в следственной деятельности.

49. Психологические особенности отдельных стадий допроса.

50. Психология отбывающего наказание.

51. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных.

52. Методы и приемы сохранения психического здоровья личности.

53. Психологические аспекты переговоров с преступниками.

 

ГЛОССАРИЙ

Абстракция (абстрагирование)–мыслительный процесс отвлечения от признаков несущественных и единичных и сохранения признаков сущест­венных и общих для данной группы предметов (например, несущественные и единичные признаки: люди, животные, автомобили, ракеты; существен­ные и общие признаки: движение и скорость).

Абулия– отсутствие стремлений, побуждений к любой деятельности, утрата желаний, полная безучастность, патологическое безволие, прекраще­ние общения.

Агрессивность –стремление к насильственным действиям в межлично­стных отношениях, могущее проявиться как ситуативный кратковременный процесс или состояние, или свойство личности, или даже черта характера, возникшее как результат дефектного воспитания, или симптом психиче­ского заболевания.

Активность личности–вид психической активности, интенсивность которой направлена на определенную деятельность и наиболее отчетливо проявляется в ее характере.

Акцентуации характера– крайние варианты нормы характера, грани­чащие с психопатиями, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, в силу чего обнаруживается избирательная уязвимость к определенным пси­хогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Амбивалентность – одновременное возникновение антагонистических (противоположных) тенденций в психической деятельности, обусловли­вающих непоследовательность мышления и неадекватность поведения (на­пример, радости и печали, любви и ненависти, смеха и слез).

Анамнез–совокупность сведений, получаемых исследователем о про­шлой жизни подэкспертного, перенесенных заболеваниях, травмах, обсле­дованиях.

Анализатор – орган, обеспечивающий ощущение и восприятие.

Аналогия  –сходные психические явления и особенности поведения, вызванные одинаковыми условиями среды и потребностями.

Анкета психологическая–метод психологии, при котором предусмат­ривается письменная постановка вопросов исследователя и ответов на них по предусмотренной форме исследуемого об объективных или субъектив­ных фактах его деятельности.

Апатия – состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживания­ми или заболеванием, проявляющееся потерей интереса и безразличием к себе и окружающим.

Асоциальное поведение– поведение, противоречащее нормам, принятым обществом, при недостаточном развитии у личности либо нравственных,     ли­бо правоправных способностей и проявляющееся в поступках и действиях.

Атрибуты –наиболее существенные свойства, без которых данный феномен не может ни существовать, ни быть представленным.

Аутоагрессия– самоповреждение тканей и органов с целью шантажа, протеста, уклонения от выполнения работы, обязанностей или даже закона, установленных правил.

Аутохтонность (в психологии) – возникновение психологических на­рушений без видимых причин.

Аффект– кратковременная, но довольно сильная положительная или отрицательная эмоция в ответ на сильный раздражитель, связанный с рез­ким изменением важных для личности жизненных обстоятельств, сопрово­ждаемая резко выраженными двигательными проявлениями и соматоневрологическими изменениями, возникшая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов.

Аффект классический (физиологический)– состояние внезапно возник­шего сильного душевного волнения (эмоциональная реакция) в ответ на личностно значимый раздражитель (насилие, издевательство, тяжкое ос­корбление, противоправные или аморальные действия окружающих и т.д.), которое сопровождается эмоциональным взрывом с резкими вегетативными и двигательными проявлениями, но не психотическими (как при патологи­ческом аффекте) изменениями психической деятельности.

Аффект кумулятивный  состояние постепенно нарастающего психи­ческого напряжения, вызванного постоянной психотравмирующей ситуаци­ей, возникшей в связи с систематическим противоправным или амораль­ным поведением окружающих, при котором его тяжесть и длительность (от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет) обусловили кумуляцию эмоционального напряжения в виде его накопления и реакцию по типу «последней капли», после которого следует эмоциональный взрыв с вегета­тивными и двигательными проявлениями, однако не достигающими психо­тических нарушений как при патологическом аффекте.

Аффект патологический– кратковременное психотическое расстрой­ство с помрачением сознания, бредовыми и галлюцинаторными наруше­ниями, неадекватным поведением, возникающее в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражающееся концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют вегетативные расстройства и прострация (общая рас­слабленность, безразличие, сон, частичная или полная амнезия).

Аффективное состояниедлительное и глубокое эмоциональное пере­живание, имеющее для личности индивидуальное значение.

Барьер психологический– мотив, препятствующий выполнению опреде­ленной деятельности или действия, в частности общению с определенным человеком или группой лиц.

Беседаодин из основных методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное устное получение от исследуемого лица путем речевого общения с ним сведений о его деятельности, в которых объективизи­руются свойственные ему психические явления.

Биографический методметод психологии, изучающий личность с ис­пользованием субъективного и объективного анамнеза (истории жизни или заболевания).

Бихевиоризм– направление в психологии, отрицающее сознание и счи­тающее предметом психологии поведение испытуемого в непосредственной связи стимула и реакции.

Борьба мотивов– этап волевого действия, проявляющегося в борьбе критических и волевых свойств человека.

Брадипсихия – замедление всех психических процессов.

Валидность – один из основных критериев качества теста, характери­зующий точность измерения исследуемого свойства.

Вербальное средство общения– речевое общение людей между собой.

Виктимология– научное направление в криминологии, изучающее личность потерпевшего, его связи и взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в генезисе самого преступления.

Вменяемость возможность лица в силу присущих ему определенных психических качеств (признаков) нести ответственность за совершенное им уголовно наказуемое деяние.

Вниманиенаправленность и сосредоточенность психической деятель­ности в данный момент времени на каком-либо объективном или субъек-тивном, реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рас­суждении).

Внушение– целенаправленный процесс психического воздействия на человека, воспринимаемого им пассивно, без размышления и критической оценки, с целью создать у него определенное состояние или побуждение к определенным действиям. Внушениеможет быть словесным, зрительным, гипноти­ческим, прямым и т.д.

Возбуждение– выраженное усиление психической и двигательной ак­тивности, возникающее в связи с внутренними или внешними мотивами, и нередко несоразмерно стимулам, их вызвавшим.

Волевое усилиеособое состояние психического напряжения, мобили­зующее физические и психические силы на выполнение поставленной цели.

Воля – одно из специфических свойств психики человека, проявляю­щееся в сознательных действиях, направленных на достижение цели, осу­ществление которых связано с преодолением определенных трудностей.

Воображение – мыслительный процесс создания образов и представле­ний нового, т.е. того, что человек в прошлом не воспринимал, с чем не встречался, но что будет им создано заново в процессе трудовой деятельно­сти.

Восприятиепсихический процесс, отражающий в сознании человека объективный мир, связанный с пониманием целостности отраженного фе­номена, т.е. реальной действительности, предметов и явлений, непосредст­венно воздействующих на органы чувств (слух, зрение, обоняние, ощуще­ние и т.д.) в виде субъективных образов.

Впечатление– психическое явление, свойственное человеку, в структу­ру которого входит нечеткое восприятие, усиленное его эмоциональной окраской, в силу чего оно доминирует над сознанием.

Выразительные движения– объективизация эмоций в виде мимики и пантомимики.

Галлюцинация(видение) – психическое расстройство, возникающее вследствие обманов органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осяза­ния и т.д.) в виде ложного (мнимого) восприятия непроизвольно возни­кающего нереального объекта в виде ощущений, видений, голосов, звуков, запахов и т.д., приобретающего характер объективности.

Гениальность– социальное свойство личности, определяемое высокой степенью проявления ее таланта и активной деятельности, соответствующей актуальности развития общества.

Гипербулия (повышение волевой активности) – усиление побуждений, повышенная активность, инициативность, подвижность, порывистость, го­ворливость и т.д.

Гипертимия(повышенное радостное настроение) – маниакальный аф­фект с усилением влечений и неутомимой деятельности, ускорением мыш­ления и речи, веселостью, чувством превосходного здоровья, выносливости и силы, над всем господствует оптимизм.

Гиперкинез – чрезмерные непроизвольные движения, вызванные эмо­циями.

Гнев – состояние бурного аффекта, которое быстро наступает и быстро проходит. Онсопровождается двигательным возбуждением с агрессивно-разрушительными тенденциями и нередко с вегетативными нарушениями.

Горе– астеническая эмоция, вызванная трагическими причинами.

Групповая совместимость– массовидное явление как продукт группо­вого сознания, объясняющий, почему разные люди, собранные в группу, дают одинаковую эффективность групповой деятельности.

Девиантное поведение– проблемное поведение в виде отдельных по­ступков или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

Дезадаптация– нарушение процесса приспособления организма чело­века к условиям и требованиям окружающей среды, обусловленное в ос­новном психологическими проблемами.

Деликт– проступок, правонарушение.

Деперсонализация(отчуждение от самого себя, искаженное восприятие самого себя) – расстройство самосознания личности, сопровождающееся отчуждением некоторых или всех психических процессов.

Депривация(утрата) – лишение или ограничение возможности удовле­творения каких-либо потребностей организма.

Деятельность – взаимодействие человека и окружающего мира, в ко­тором он сознательно и целенаправленно изменяет мир.

Дисфория(раздражение, досада) – приступы мрачного, тоскливо-злобного, угрюмо-недовольного настроения, сочетающегося с повышенной чувствительностью к любому внешнему раздражителю, взрывчатостью, аг­рессивностью, нередко страхами.

Доминанта – временно действующий в коре головного мозга инертный очаг возбуждения, тормозящий другие рефлексы и усиливающийся при действии любых стимулов.

Доминирующий вид деятельности– преобладающий вид деятельности личности на определенном отрезке времени или стадии развития.

Дромомания  периодически возникающее импульсивное влечение к пе­ремене места жительства, бродяжничеству, бесцельному времяпровождению.

Желание– форма мотивации, усиленная потребность.

Жертва преступления– человек, перенесший моральный, физический и материальный вред от противоправного деяния, независимо от того, при­знан он в установленном порядке (законом) потерпевшим или нет.

Жест– телодвижение, преимущественно руками, обычно сопровож­дающее речь для придания ей большей выразительности.

Жизненная позиция личности– наиболее выраженные и основные ком­поненты направленности человека, определяющие наиболее стойкие моти­вы его деятельности.

Забываниесвойство памяти, заключающееся в потере возможности воспроизведения ранее запомненного.

Задаткиврожденные условия потенциально возможного развития большинства анатомических, ряда физиологических и некоторых других свойств индивида как личности.

Запоминание– свойство памяти запечатлевать ощущения, восприня­тые, продуманные или пережитые.

Застревание– нарушение мышления, проявляющееся в крайней туго-подвижности и бедности ассоциаций.

Идея– четко осознанная мысль как основа дальнейшего процесса мышления или деятельности.

Иллюзии–искаженное психическое отражение объективной реально­сти. Иллюзиибывают: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.

Импринтинг– психическое явление, приобретаемое в памяти после рождения и дальнейшего развития детей и подростков в виде заимствова­ния тех или иных важных черт (качеств) из поведения родителей, воспита­телей или сверстников.

Импульсивность– форма поведения, обусловленная складом характера, ситуацией или психическим заболеванием.

Индивид – социальная категория, отдельный человек как особь, изоли­рованно взятая из общности.

Индивидуальные свойства–свойства, присущие индивиду.

Индивидуальность – особенные качества в индивиде, в частности свой­ства личности, присущие только ему одному.

Инициатива(предприимчивость) – проявление творчества в какой-либо деятельности.

Инстинкт–форма генетически обусловленного поведения или его слагаемого – реагирования, физиологическим механизмом которого явля­ются безусловные рефлексы.

Интеграция – объединение людей или групп, направленное на обеспе­чение какого-либо решения или реализации жизненно важной проблемы.

Интеллект(понимание, рассудок) – мысли­тельная способность человека, определяющая его умственную деятельность, уровень знаний и опыта.

Интервью– метод психологии, осуществляемый в виде беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого (испытуемого) на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

Интерференция– отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых.

Интровертированность–характерологическая черта личности, прояв­ляющаяся в необщительности, замкнутости, склонности к постоянному самоанализу своих мыслей и действий.

Истерия–состояние, возникающее под влиянием психотравмирующих факторов (у лиц с повышенными внушаемостью и самовнушаемостью), которое характеризуется чаще всего полиморфными психическими, сомати­ческими и вегетативными нарушениями.

Коммуникативные способности–способности личности обеспечивать эффективность ее общения и психологическую совместимость в процессе деятельности с другими людьми.

Компенсация психологическая– возмещение недостаточно развитых свойств личности и нужных способностей к определенной деятельности как самим человеком, так и другими людьми.

Компромисс– соглашение на основе взаимных уступок.

Конкретизация– мыслительный процесс, который придает предмет­ный, наглядный характер той или иной абстрактно-обобщенной мысли (понятию, правилу, закону).

Конформизм– жесткая зависимость личности от социальной среды (группы), в которой она вынуждена приспосабливаться к микросоциальным условиям ее жизнесуществования.

Корреляция– взаимная связь, взаимозависимость, соотношение пред­метов или понятий.

Лабильность аффективная–неустойчивое настроение с выраженными проявлениями часто сменяющихся эмоций.

Личность акцентуированная– человек с отдельными дисгармонически­ми чертами характера, не достигающими степени психопатии, но обра­щающими на себя внимание окружающих.

Логическое мышлениевид мышления, сущность которого состоит в опериро­вании умозаключениями с произвольным или непроизвольным использова­нием законов логики.

Манерность– вычурное, неестественное поведение человека с наличи­ем неадекватных жестов и мимики.

Метод экспертов в психологииобобщенная оценка определенного психического явления (в частности, свойства личности) на основе оценок экспертов в соответствии со специальной инструкцией или законом.

Мимика выразительное движение мышц лица.

Мировоззрение– одна из форм направленности личности как системы имеющихся понятий и представлений о мире, природе, обществе.

Морально-психологическая атмосфера– вид социально-психологиче­ского климата, связанного с моральным состоянием группы, а в условиях коллектива – с идеологией его членов.

Мотив психическое явление, становящееся побуждением к действию.

Мотивация– совокупность стойких мотивов, определяемая направлен­ностью личности, ее ценностной ориентацией и определяющая ее деятель­ность.

Мышление – психический процесс опосредованного и обобщающего отражения связей и отношений между предметами или явлениями объек­тивной действительности, обусловленный и связанный с речью.

Наблюдение метод психологии, заключающийся в получении сужде­ний о субъективных психических явлениях у исследуемого лица, прояв­ляющихся в его поведении.

Навык – действие, автоматизировавшееся в результате упражнений в процессе формирования той или иной деятельности.

Направленностьодно из качеств в подструктуре личности, являющее­ся ее высшим уровнем, которое формируется воспитанием.

Напряженность– психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями.

Настроение– не резкое, но стойкое проявление тех или иных эмоций у личности или группы.

Невербальное средство общения– неречевая форма общения в виде жеста, мимики, пантомимики и т.д.

Неосознаваемое– психическое явление как проявление неотчетливого, смутного уровня ясности сознания.

Нравы– эмоционально-групповой аспект групповой деятельности, проявляющийся как индивидуальные и групповые привычки, традиции и обычаи.

Обобщение– процесс движения мысли от частного к общему, один из разделов мыслительной операции человека, основанной на анализе, синте­зе, сравнении и классификации.

Общая психологияодна из основных психологических наук (наряду с индивидуальной и социальной психологией), предмет которой – общие закономерности психики и психической деятельности в развитии у психи­чески здоровых людей.

Общение– процесс установления и развития контактов между людьми на основе взаимного отражения реального мира, порождаемый потребно­стями в совместной деятельности и включающий в себя восприятие и по­нимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия.

Общественное сознание– совокупность мнений и убеждений, свойст­венных большой группе людей (классу, общине и т.д.).

Общность группа людей, общающихся между собой прямо или опо­средованно, выделенная по определенному признаку.

Объекты судебно-психологической экспертизы– особенности психиче­ской деятельности человека, субъекта уголовного или гражданского процес­са, материалы дела и иная документация.

Ощущение психическое отражение отдельных свойств объектов ре­альной действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память – способность человека закреплять, сохранять и воспроизво­дить полученную информацию, прежние впечатления и прошлый опыт.

Пантомимикавыразительное движение тела, поза, жесты, отобра­жающие чувства, отношение человека к объекту внимания.

Патогенез – механизм возникновения и развития психического со­стояния или заболевания.

Пенитенциарная дееспособность– способность осужденного, отбываю­щего наказание в местах лишения свободы, правильно понимать и испол­нять требования уголовно-исполнительного законодательства.

Переориентация личности (группы)прием перевоспитания, заклю­чающийся в изменении ценностной ориентации и жизненной позиции как мотивов в нужном направлении.

Персеверация– навязчивая склонность к повторению одних и тех же образов воображения в памяти, в мыслях и действиях.

Поведение – целенаправленная система последовательно выполняемых человеком действий по отношению к обществу, другим людям, предметному миру как реакция на внешние раздражители при его взаимодействии с окру­жающей средой, опосредованная двигательной и психической активностью.

Подражание особенность поведения в форме копирования, как пра­вило, чужого поведения и действия или следование какому-либо примеру и образцу.

Подсознательноесовокупность неосознаваемых психических процес­сов и состояний, способных оказывать влияние на поведение и содержание сознания.

Понятие– психическое явление как элемент мышления, заключается в обобщенном отражении существенного в феномене, закрепленного словом.

Превентивные меры– предупредительные или предохранительные меры.

Предмет судебно-психологической экспертизы – психика и психическая деятельность подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, мате­риалы уголовного (гражданского) дела и иная документация, имеющая зна­чение для следствия и суда при определении их психического состояния во время правонарушения.

Привычка– действие, выполнение которого стало потребностью.

Приобретенное в психике– все возникающее и развивающееся у инди­вида после рождения как следствие внешних воздействий.

Природное в психике– все существующее и развивающееся у индивида независимо от непосредственного и опосредованного влияния на него других людей и социальной среды.

Произвольное внимание– ориентация психической деятельности в опре­деленном направлении, осуществляемая волевым усилием.

Проекция – передача изображения на что-либо.

Проступок– поступок, нарушающий нравственные и правовые нормы, наказуемые не законом, а общественным осуждением.

Психическое насилиевоздействие на психику человека, направленное на принуждение к совершению им или с ним действий, не приемлемых в обычных условиях.

Психическое развитие– процесс развития познавательных функций и свойств личности в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии.

Психическое состояниецелостная характеристика психической дея­тельности за определенный период, показывающая ее состояние и своеоб­разие протекания психических процессов в зависимости от психических свойств личности, отражаемых предметов и явлений.

Психогения– неблагоприятное эмоциональное воздействие в виде пси­хической травмы, значимое для индивида и вызывающее нарушение психи­ческой деятельности.

Психодиагностика(психологическая диагностика) – раздел психологи­ческой науки, разрабатывающий методы выявления индивидуально-психологических особенностей личности.

Психологическая атмосферамассовидное явление, проявляющееся в групповом настроении, групповых суждениях и групповых эмоциях.

Психологическая подготовка– вид формирования личности, цель кото­рого – развитие способностей к определенной деятельности с учетом ее условий и усиления ее мотивации и морального компонента.

Психологическая совместимость– вид групповой совместимости, нали­чие которой часто бывает незаметным, но отсутствие которой резко снижает эффективность групповой деятельности, иногда приводя к конфликту ее исполнителей.

Психологический барьер– мотив, препятствующий выполнению какой-либо конкретной деятельности или действия.

Развитие личностипроцесс формирования потребности и мотивов деятельности индивида, особенностей его характера, способностей, эмо­ционально-волевой сферы и интеллекта.

Раптус – внезапное и неистовое возбуждение, прерывающее затормо­женность или ступор.

Раскаяние результат размышления, приведший к убеждению в оши­бочности, безнравственности или преступности совершенных ранее дейст­вий, связанных с чувством вины и угрызением совести.

Расторможенность влечения– патологическое усиление влечения (пи­щевого, сексуального и др.).

Релаксация– состояние расслабления, покоя, возникающее вследствие снятия напряжения или после сильных переживаний или тяжелых физиче­ских усилий.

Реминисценция– отсроченное воспроизведение того, что первоначально было временно забыто.

Ресоциализация– восстановление (реабилитация) лиц, отбывавших наказание в местах лишения свободы, устранение имевшейся ранее об­щественной дезадаптации, восстановление социальных контактов.

Решимостьготовность принять и осуществить свое решение.

Ригидность– психическое состояние, при котором затруднены под­вижность, переключаемость, пластичность в психической деятельности и поведении, а также приспособляемость к объективно меняющимся требо­ваниям среды.

Ритуал– привычный порядок действий при совершении какой-либо церемонии.

Рольсоответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе.

Самоконтроль– контроль, осуществляемый личностью над своей дея­тельностью и поведением.

Самонаблюдение – метод психологии как учет и анализ своих субъек­тивных явлений.

Самообладание– форма психической саморегуляции путем проявления воли и способности осуществлять свою деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу.

Самоопределение личности– сознательный акт выявления и утвержде­ния собственной позиции в проблемных ситуациях.

Самооценка– оценка индивидом самого себя как личности, своих воз­можностей, качеств и места среди других.

Самосознаниеосознанное отношение человека к своим потребно­стям, способностям, влечениям, мотивам, мыслям, переживаниям и само­оценке.

Синтезмыслительное соединение отдельных признаков, элементов, частей в единое целое, что позволяет переходить от более частных понятий к общим и их системам.

Система ценностей– иерархия субъективных ценностей, определяю­щая содержание ценностной ориентации личности или группы.

Склонность – одна из форм направленности личности, включающая в свою структуру интерес и волевое стремление осуществлять его в своей дея­тельности.

Слухи– массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией, возникающее при ограничении правдивых и достоверных сведений.

Сознание высшая форма психики, свойственная только человеку.

Социальное в психикевсе, что отличает человека от животного, воз­никшее у него в процессе антропогенеза психики и ее общественно-исторического развития и появившееся в онтогенезе психики как следствие общения с другими людьми.

Стимул внешнее или внутреннее воздействие на организм, личность или группу людей, отражаемое в форме психической реакции или мотива, вызывающее возбудительный процесс к действию.

Страстьстабильное и длительное проявление эмоций, чаще входя­щих в структуру стойких чувств, становящееся доминирующим мотивом деятельности.

Стереотип поведения– поведение, повторяющееся в неизменном виде.

Стремление мотив деятельности, хорошо осознанный по своей цели, с которой стойко связан и которая достигается волевым усилием.

Стресс состояние острого психического и физиологического напря­жения, возникающее в ответ на экстремальные воздействия в сложных и трудных условиях, при особых обстоятельствах, способное как дезорганизо­вать, так и активизировать деятельность человека.

Стрессорфактор, вызывающий состояние стресса. Физиологиче­ские стрессоры: чрезмерная физическая нагрузка, болевые стимулы и т.д. Психо­логические стрессоры: угроза, опасность, обида, информационная перегрузка и пр.

Судебно-психологическая экспертиза– форма применения психологиче­ского исследования, осуществляемая экспертом-психологом (экспертами) на основе специальных познаний в области психологии в целях дачи за­ключения по поводу обстоятельств, имеющих значение для установления истины по делу в уголовном и гражданском процессах.

Суггестивное воздействие– воздействие внушением на психику челове­ка, при котором создается установка на то или иное действие.

Суждение вид мышления, позволяющий устанавливать простейшие связи между познаваемыми феноменами.

Талант – высшая способность личности к определенной деятельности, отличающаяся высоким совершенством.

Темперамент– совокупность индивидуальных особенностей личности, сформировавшихся на основе генетически обусловленного типа нервной системы и характеризующих динамическую сторону ее психической дея­тельности.

Тенденциозное восприятие– предвзятое, одностороннее восприятие с целью его навязывания другим лицам.

Теория психологиисистема психологических принципов и понятий, выраженных терминами, раскрывающими сущности и закономерности взаимодействий психических явлений между собой и с реальным миром.

Тесткраткий экспериментально-психологический метод, исследую­щий тот или иной психический процесс, личность в целом или группу.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенное значение (шкалу ценностей).

Толерантность– способность организма переносить какие-либо воз­действия без развития соответствующего обратного эффекта.

Традицияиндивидуальная или групповая привычка в определенных условиях выполнять определенные действия, принимающая



2019-08-13 241 Обсуждений (0)
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)