Частные случаи интеграла Мора
ГЛАВА 5. ТЕОРИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ
Основные понятия
При расчете строительных конструкций по второй группе предель-ных состояний строительными нормами ограничивается максимальное пе-ремещение их точек. Это относится, прежде всего, к конструкциям, пере-крывающим большие пролеты. Величины максимально допустимых пере-мещений f выражаются в частях от пролета L (например, 1/300-1/500 от L) в зависимости от типа конструкции и условий ее работы (рис. 5.1).
q
f
L
Рис. 5.1
Такая задача требует вычисления переме-щений точек системы. В этих случаях го-ворят о расчете конструкции на жест-кость.
Существует также целый ряд задач строительной механики, тре-бующие вычисления перемещений. Например, расчет статически неопре-делимых систем методом сил, динамический расчет и др.
Перемещения точек плоской стержневой системы будем обозначать буквой ∆ ( или δ) с двумя индексами ∆ ij, где первый индекс i отмечает на-правление перемещения, а второй индекс j указывает на причину, вызы-вающую данное перемещение.
Укажем три основные причины возникновения перемещений:
– силовое воздействие; – температурное воздействие; – смещение опорных связей. Рассмотрим отдельно каждый случай.
Определение перемещений от силового воздействия
61 Действительное состояние –это состояние,на котором система де-формируется под действием силовой нагрузки (рис. 5.3). Возможное (единичное) состояние–это состояние,когда система за-гружена единичным силовым фактором, приложенным по направлению ис-комого помещения.На рис. 5.4Показаны возможные состояния для опре-деления горизонтального, вертикального и углового перемещения точки k.
Рис. 5.4. Возможные состояния при определении:
а) горизонтального перемещения точки k; б) вертикального перемещения точки k; в) поворота сечения k.
Методы нахождения перемещений базируются на вычислении рабо-ты сил упругой системы. Необходимо различать понятия действительной и возможной работы сил на перемещениях.
F 1
∆ 11
Действительная работа –работа силы наперемещении, вызванном этой же силой. Такая работа равна половине произведе-нию силы на перемещение. Например, сила F 1 совершает действительную работу наперемещении ∆ 11.
Рис. 5.5
Выражение такой работы будет T11 = 12 F1 ⋅ ∆11 .
Например, для балки на рис. 5.5. Сила F 2 совершает действительную работу T22 = 12 F2 ⋅ ∆22 . Возможная работа −это работа силы на перемещении,вызванномдругой силой. Она равна произведению силы на перемещение. Сила F 1 со-вершает возможную работу на перемещении ∆ 12 (это перемещение вызвано силой F 2) по выражению T12 = F1 ⋅ ∆12 . Здесь первый индекс связан с его направлением перемещения,второй указывает номер силы,вызывающейэто перемещений.
Для деформируемой системы следует учесть работу как внешних сил (создающих деформации), так и внутренних сил, которые сопротивляются деформациям. Работу внешних сил будем обозначать T ij.. Работу внутрен-них − W ij.
62
Дальнейшие выводы сделаем на примере рамы , в которой требует-ся определить горизонтальное пе-ремещение точки k. Покажем действительное и возможное со-стояние рамы (рис. 5.6).
Рис. 5.6. Состояния рамы: а) состояние1 (действительное состояние); б) состояние2 (возможное состояние)
Запишем выражение возможной работы силы F=1 возможного со-стояния (состояния 2) на перемещениях действительного состояния (со-стояния 1)
Далее определим выражение возможной работы внутренних сил состоя-ния 2 на перемещениях состояния 1.Для этого вырежем элементарный(бесконечно малый) участок рамы длиной ds. Деформации будем брать с действительного состояния,а внутренние усилия с возможного.Все уси-лия, относящиеся к возможному состоянию, обозначим подчеркиванием над символом. Будем считать, что перемещения возникают в результате деформаций изгиба и сжатия-растяжения. Тогда продольная сила будет совершать работу на удлинении (укорочении) стержня ∆ ds, а момент на угле поворота – d ϕ. Так как мы рассматриваем участок ds, это будет выра-жение элементарной работы dW 2 1 = N· ∆ ds+M·d ϕ . Далее выразим ∆ ds и d ϕ через ds. Так как осевая деформация стержня ε есть отношение приращения ∆ ds к первоначальной длине ds
(ε = ∆ ds ds ), то ∆ ds = ε ·ds.
d ϕ Состояние 1 ρ
Состояние 2
Рис. 5.7 |
Кривизна χ, возникающая в ре-зультате изгиба стержня, об-ратно пропорциональна радиу-
су кривизны ρ: χ = 1 .
ρ
tgd ϕ ≈ d ϕ = ds ρ = χ ⋅ ds .
M Тогда dW 2 1 =( N· ε +M· χ ) ·ds
63
Для определения работы W по всем участкам конструкции , возьмем инте-гралы по каждому участку, а затем просуммируем их (всего i участков):
l i | ___ | l i | ___ | ||
W 21 = ∑ ∫ N | ⋅ ε ds +∑ ∫ M | ⋅ χ ds. | (5.2) | ||
i 0 | i 0 |
Работа внешних сил T 21 переходит в потенциальную энергию деформации, которая по величине равна работе внутренних сил W 21 . Таким образом, после того, как установилось состояние равновесия системы, T 21 =W 21 . Подставив в это выражение Т 21 (5.1) и W 21 (5.2), окончательно получим:
l i | ___ | l i | ___ | ||
∆ = ∑ ∫N | ⋅ε ds +∑ ∫ M | ⋅ χ ds. . | (5.3) | ||
i 0 | i 0 |
Будем рассматривать состояние системы в пределах упругих деформаций. Тогда выражения деформаций элемента через внутренние усилия первого (действительного) состояния согласно закону Гука будут выглядеть так:
χ F | = | M F | ; | ε F= | N F | . | (5.4) | |
EJ | EA |
Подставляя эти значения в правую часть выражения (5.3), получим:
l | ___ | l | ||||||
N F N | M F M | |||||||
∆kF = ∑ ∫i | ds +∑∫i | ds. | (5.5) | |||||
EA |
| |||||||
i 0 | i 0 | EJ |
Это выражение получило название интеграла Мора. Оно использу-ется для определения перемещения от силовой нагрузки в стержневых системах (балках, рамах, фермах, арках) при условии, что сооружение ра-ботает в упругой стадии, когда справедливы соотношения (5.4).
Остановимся на параметрах, входящих в это выражение:
M , N −изгибающие моменты и продольные силы на возможном(единичном, вспомогательном) состоянии;
M F , N F − изгибающие моменты и продольные силы в исходной сис-теме, где возникают деформации от заданной силовой нагрузки;
E − модуль упругости материала;
J и A – геометрические характеристики сечения: момент инерции и площадь поперечного сечения соответственно;
EJ –жесткость системы при изгибе(способность системы сопротив-ляться деформациям изгиба);
EА –жесткость системы на сжатие-растяжение(способность систе-мы сопротивляться деформациям сжатия-растяжения).
64
Частные случаи интеграла Мора
1. При определении перемещений в системах, работающих преимуще-ственно на изгиб, таких как балки и рамы, влияние продольных деформа-ций бывает незначительным, и в формуле (5.5) можно учесть одно слагае-мое:
l
i
=∑ ∫ MFM dx. (5.6)
Исключением являются рамы с затяжкой. В затяжке возникают осевые деформации, а, следовательно, необходимо учитывать первое слагаемое формулы (5.5).
2. При определении перемещений в фермах формула (5.5) упрощается за счет того, что изгибающие моменты в элементах ферм при узловой на-грузке равны нулю:
___
l
i
∆ = ∑∫ N F N ds. (5.7)
3. При определении перемещений в арке учитываются оба слагаемых интеграла Мора (см. формулу 5.5).
2019-08-13 | 436 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Частные случаи интеграла Мора |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы