Изложите задачи методики преподавания иностранного языка и опишите основные методические категории, методы исследования, связь методики с другими науками.
Задачи: – сформировать необходимую теоретическую базу, включающую методические знания, знания из смежных с методикой предметов и соответствующую ей систему представлений о содержании, структуре, формах и методах профессиональной деятельности учителя по управлению учебной деятельностью учащихся в процессе овладения иностранным языком; – познакомить с наиболее известными методическими подходами, системами и методами, формами и средствами, новейшими технологиями, а также прогрессивным, опытом обучения иностранным языкам и иноязычной культуре; – подготовить будущих учителей к формированию у учащихся коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка; – сформировать навыки творческого применения своих знаний в процессе решения учебных, воспитательных, развивающих и образовательных задач в системе непрерывного обучения иностранным языкам; – сформировать у студентов собственно методические умения: планирующие, адаптационные, коммуникативные, организационные, мотивационные, исследовательские; – развивать профессионально-методическое мышление, что будет способствовать успешному решению задач иноязычного образования в различных педагогических ситуациях; – сформировать у студентов необходимые умения профессиональной межкультурной коммуникации. На практических занятиях по методике студенты должны приобрести следующие навыки: составлять конкретный фрагмент, план урока и цикла уроков; изготовлять необходимые наглядные пособия и раздаточный материал; готовить и проводить уроки и внеклассные мероприятия, в том числе с использованием современных технологий; разрабатывать комплексы упражнений для обучения языковому материалу и видам речевой деятельности; составлять тест, контрольную работу; анализировать проведенные занятия и мероприятия; исправлять и комментировать ошибки учащихся, обобщать положительный и анализировать отрицательный опыт работы. Основные методические категории: Система обучения-всеобщая модель учебного процесса, соответствующая определенной методической концепции, которая обуславливает отбор материала, цель, формы, содержание и средства обучения. Метод- обобщенная модель реализации основных компонентов учебного процесса по ИЯ, в основе которой лежит доминирующая идея решения главной методической задачи. Прием- элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия. Методы исследования- научно разработанные способы получения фактического материала и теоретических знаний об объекте. Цель: получение научных данных о закономерностях изучения иностранных языков, об эффективности используемых учебных материалов, способов и форм учебно-воспитательного процесса. Метод наблюдения- дает научные сведения при длительном использовании, наблюдаемое явление подвергается всестороннему изучению. Может носить пассивный и активный характер. С помощью пассивного наблюдения изучается деятельность учителя и учащихся. Активное наблюдение предполагает вмешательство исследователя в учебный процесс по ходу ведения урока или его непосредственную работу в школе в качестве учителя. Анкетирование- выявляет то, что наблюдению недоступно. Способ реализации метода- анкета, содержание и форма определяются спецификой исследования. Анкета характеризуется: - точно отвечает цели и характеру исследования. - соответствует возрастным особенностям. - вопрос предполагает выбор из нескольких вариантов ответов, иногда испытуемый должен сам конструировать ответ. -каждый из вариантов ответа оценивается соответствующим количеством баллов для облегчения обработки данных. Преимущество: данные легко поддаются обработке и имеют определенную научную ценность. Эксперимент- научно поставленный опыт, основанный на изучении состояния и динамики только одного изучаемого явления при условной нейтрализации всех других факторов.. Выделяют 2 группы испытуемых. 1- экспериментальная, 2 – контрольная. Условия проводимого эксперимента должны быть одинаковы. Неварьируемыми условиями могут быть: одинаковое количество учащихся, предполагаемый языковой материал. Варьируемые условия зависят от цели эксперимента. 4 фазы: 1- Организация- разработка гипотизы. 2- Реализация- проведение запланированного эксперимента. 3- Констатация- выявление количественные и качественные характеристики результатов исследования. 4- Интерпретация- объяснение причины полученных резульатов. Беседа не должна превращаться в устную анкету, т.к беседа - живой контакт с испытуемым. В этом контакте часто выявляется истинное отношение испытуемых к предмету исследования, выраженное не только в словах, но и в мимике, поведении. Очень многое зависит от экспериментатора, от его умения грамотно, научно построить беседу. Беседа, как и анкетирование, дополняет данные, полученные в эксперименте или с помощью других методов. Тестирование. Тесты - это вид анкетирования учебного локатора, который посылает обратные сигналы учителю и позволяет перестраивать работу так, чтобы преодолеть трудности. (Э.Стэк). В исследовании тесты замеряют количественно определенные качественные изменения, происходящие в процессе эксперимента или опытного обучения. Обобщение передового опыта предполагает изучение опыта ряда творчески работающих учителей и выделение в нем общих, наиболее существенных для методики положений, реализация которых приводит к значительному повышению эффективности учебного процесса. Обобщение опыта - более высокий этап познания, чем описание опыта отдельных учителей, т. к. цель любого методического исследования - вскрыть закономерности обучения, ибо только на них можно строить эффективную систему обучения. Методика тесно связана с др. науками и использует накопленные в них факты. Среди таких наук есть основные для методики :педагогика, психология, социология, лингвистика.) Данные др. наук используются опосредованно и науки называются смежными. 1 .Педагогика- из педагогики методика заимствовала понятия и положения: представление о принципах обучения, о процессе обучения, его закономерностях, методах, формах. Главные категории педагогики (образование, воспитание, обучение, учение, развитие, усвоение ) стали определяющими для методики и получили новое содержание. 2. Методика и психология. Психология даёт представление о мотивах овладения языков, видах и роли памяти обучения ИЯ, особенностях учащихся. Методика дает данные об особенностях восприятия при обучении ин.яз, роль мышления и его связи с языком формирования навыков и умений. 3. методика и лингвистика. Лингвистическое содержание в обучении ИЯ реализуется в: аспектах языка, моделях предложения, структурах, жанрах, стилях речи. Основополагающие лингвистические положения для методики: 1 ..разграничение понятий язык и речь. Это позволило определить содержание обучения(единицы языка, слова, фонемы, морфемы, единицы речи-предложения, тексты) 2.использование моделей предложения в качестве единицы обучения, были выделены наиболее частотные модели предложения и речевые образцы, которые их реализуют. 3.использование лингвистических учений о языковых контактах, т.е. взаимодействие между родным и изучаемым языком в процессе изучения ИЯ, влияние родного языка может быть как положительным(схожие фонемы , перенос, умение читать), так и отрицательно (многие читают с русской интонацией. Преподаватель должен стремиться строить свои занятия с учётом характера взаимодействия 2 языков. 5.Методика и страноведение. Страноведение занимается комплексным изучением стран и регионов, даёт представление о социально - экономическом положении народа, о его культуре, обычаях. В рамках страноведения возникла новая наука- лингвострановедение, которая ориентирована на лингвистику, изучающую ИЯ в сопоставлении с родным. 6. Методика и дидактика. Общая дидактика как наука о содержании образования и процессе обучения участвует в создании учебных планов, программ, учебников, рекомендаций путём разработки теоретических основ педагогической деятельности.Методика по отношении к дидактике выступает как область практических задач, таким вкладом могут быть принципы составления учебников , программ, планов.
№2. Определите понятие «коммуникативная компетенция» и раскройте ее составляющие. Существует множество подходов к определению понятия «иноязычная коммуникативная компетенция» и различные мнения относительно ее структуры. Основной причиной этого можно назвать многоаспектность рассматриваемой категории. Коммуникативная компетенция – способность осуществлять межкультурную коммуникацию средствами ИЯ в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или другой сферы деятельности. Языковая компетенция - совокупность знаний о системе изучаемого языка (его фонетических, лексических и грамматических средствах), правилах функционирования единиц языка и речи, разными способами выражения мысли и способность использовать эти знания в процессе общения. Речевая компетенция - знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка; способность пользоваться такими способами для понимания речи других и выражения собственных суждений в соответствии с условиями речевой коммуникации. Социокультурная компетенция - знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка (их традиций, обычаев, истории, культуры и др.); умение строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этими знаниями. Компенсаторная компетенция - умение компенсировать недостаточность языковых и речевых средств за счет использования дополнительных вербальных и невербальных средств. Учебно-познавательная компетенция - совокупность общих и специальных учебных умений, необходимых и достаточных для осуществления самостоятельной деятельности.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |