Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Изложите задачи методики преподавания иностранного языка и опишите основные методические категории, методы исследования, связь методики с другими науками.



2019-08-14 345 Обсуждений (0)
Изложите задачи методики преподавания иностранного языка и опишите основные методические категории, методы исследования, связь методики с другими науками. 0.00 из 5.00 0 оценок




Задачи:

– сформировать необходимую теоретическую базу, включающую методические знания, знания из смежных с методикой предметов и соответствующую ей систему представлений о содержании, структуре, формах и методах профессиональной деятельности учителя по управлению учебной деятельностью учащихся в процессе овладения иностранным языком;

– познакомить с наиболее известными методическими подходами, системами и методами, формами и средствами, новейшими технологиями, а также прогрессивным, опытом обучения иностранным языкам и иноязычной культуре;

– подготовить будущих учителей к формированию у учащихся коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка;

– сформировать навыки творческого применения своих знаний в процессе решения учебных, воспитательных, развивающих и образовательных задач в системе непрерывного обучения иностранным языкам;

– сформировать у студентов собственно методические умения: планирующие, адаптационные, коммуникативные, организационные, мотивационные, исследовательские;

– развивать профессионально-методическое мышление, что будет способствовать успешному решению задач иноязычного образования в различных педагогических ситуациях;

– сформировать у студентов необходимые умения профессиональной межкультурной коммуникации.

На практических занятиях по методике студенты должны приобрести следующие навыки: составлять конкретный фрагмент, план урока и цикла уроков; изготовлять необходимые наглядные пособия и раздаточный материал; готовить и проводить уроки и внеклассные мероприятия, в том числе с использованием современных технологий; разрабатывать комплексы упражнений для обучения языковому материалу и видам речевой деятельности; составлять тест, контрольную работу; анализировать проведенные занятия и мероприятия; исправлять и комментировать ошибки учащихся, обобщать положительный и анализировать отрицательный опыт работы.

Основные методические категории:

Система обучения-всеобщая модель учебного процесса, соответствующая определенной методической концепции, которая обуславливает отбор материала, цель, формы, содержание и средства обучения.

Метод- обобщенная модель реализации основных компонентов учебного процесса по ИЯ, в основе которой лежит доминирующая идея решения главной методической задачи.

Прием- элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавания на определенном этапе практического занятия.

Методы исследования- научно разработанные способы получения фактического материала и теоретических знаний об объекте.

Цель: получение научных данных о закономерностях изучения иностранных языков, об эффективности используемых учебных материалов, способов и форм учебно-воспитательного процесса.

Метод наблюдения- дает научные сведения при длительном использовании, наблюдаемое явление подвергается всестороннему изучению. Может носить пассивный и активный характер. С помощью пассивного наблюдения изучается деятельность учителя и учащихся. Активное наблюдение предполагает вмешательство исследователя в учебный процесс по ходу ведения урока или его непосредственную работу в школе в качестве учителя.

Анкетирование- выявляет то, что наблюдению недоступно. Способ реализации метода- анкета, содержание и форма определяются спецификой исследования.

Анкета характеризуется:

- точно отвечает цели и характеру исследования.

- соответствует возрастным особенностям.

- вопрос предполагает выбор из нескольких вариантов ответов, иногда испытуемый должен сам конструировать ответ.

-каждый из вариантов ответа оценивается соответствующим количеством баллов для облегчения обработки данных.

Преимущество: данные легко поддаются обработке и имеют определенную научную ценность.

Эксперимент- научно поставленный опыт, основанный на изучении состояния и динамики только одного изучаемого явления при условной нейтрализации всех других факторов..

Выделяют 2 группы испытуемых. 1- экспериментальная, 2 – контрольная. Условия проводимого эксперимента должны быть одинаковы. Неварьируемыми условиями могут быть: одинаковое количество учащихся, предполагаемый языковой материал. Варьируемые условия зависят от цели эксперимента.

4 фазы:

1- Организация- разработка гипотизы.

2- Реализация- проведение запланированного эксперимента.

3- Констатация- выявление количественные и качественные характеристики результатов исследования.

4- Интерпретация- объяснение причины полученных резульатов.

Беседа не должна превращаться в устную анкету, т.к беседа - живой контакт с испытуемым. В этом контакте часто выявляется истинное отношение испытуемых к предмету исследования, выраженное не только в словах, но и в мимике, поведении. Очень многое зависит от экспериментатора, от его умения грамотно, научно построить беседу. Беседа, как и анкетирование, дополняет данные, полученные в эксперименте или с помощью других методов.

Тестирование. Тесты - это вид анкетирования учебного локатора, который посылает обратные сигналы учителю и позволяет перестраивать работу так, чтобы преодолеть трудности. (Э.Стэк). В исследовании тесты замеряют количественно определенные качественные изменения, происходящие в процессе эксперимента или опытного обучения.

Обобщение передового опыта предполагает изучение опыта ряда творчески работающих учителей и выделение в нем общих, наиболее существенных для методики положений, реализация которых приводит к значительному повышению эффективности учебного процесса. Обобщение опыта - более высокий этап познания, чем описание опыта отдельных учителей, т. к. цель любого методического исследования - вскрыть закономерности обучения, ибо только на них можно строить эффективную систему обучения.

Методика тесно связана с др. науками и использует накопленные в них факты. Среди таких наук есть основные для методики :педагогика, психология, социология, лингвистика.) Данные др. наук используются опосредованно и науки называются смежными.

1 .Педагогика- из педагогики методика заимствовала понятия и положения: представление о принципах обучения, о процессе обучения, его закономерностях, методах, формах. Главные категории педагогики (образование, воспитание, обучение, учение, развитие, усвоение ) стали определяющими для методики и получили новое содержание.

2. Методика и психология.

Психология даёт представление о мотивах овладения языков, видах и роли памяти обучения ИЯ, особенностях учащихся. Методика дает данные об особенностях восприятия при обучении ин.яз, роль мышления и его связи с языком формирования навыков и умений.

3. методика и лингвистика. Лингвистическое содержание в обучении ИЯ реализуется в: аспектах языка, моделях предложения, структурах, жанрах, стилях речи. Основополагающие лингвистические положения для методики:

1 ..разграничение понятий язык и речь. Это позволило определить содержание обучения(единицы языка, слова, фонемы, морфемы, единицы речи-предложения, тексты)

2.использование моделей предложения в качестве единицы обучения, были выделены наиболее частотные модели предложения и речевые образцы, которые их реализуют.

3.использование лингвистических учений о языковых контактах, т.е. взаимодействие между родным и изучаемым языком в процессе изучения ИЯ, влияние родного языка может быть как положительным(схожие фонемы , перенос, умение читать), так и отрицательно (многие читают с

русской интонацией. Преподаватель должен стремиться строить свои занятия с учётом характера взаимодействия 2 языков.

5.Методика и страноведение.

Страноведение занимается комплексным изучением стран и регионов, даёт представление о социально - экономическом положении народа, о его культуре, обычаях. В рамках страноведения возникла новая наука- лингвострановедение, которая ориентирована на лингвистику, изучающую ИЯ в сопоставлении с родным.

6. Методика и дидактика.

Общая дидактика как наука о содержании образования и процессе обучения участвует в создании учебных планов, программ, учебников, рекомендаций путём разработки теоретических основ педагогической деятельности.Методика по отношении к дидактике выступает как область практических задач, таким вкладом могут быть принципы составления учебников , программ, планов.

 

 

№2. Определите понятие «коммуникативная компетенция» и раскройте ее составляющие.

Существует множество подходов к определению понятия «иноязычная коммуникативная компетенция» и различные мнения относительно ее структуры. Основной причиной этого можно назвать многоаспектность рассматриваемой категории.

Коммуникативная компетенция – способность осуществлять межкультурную коммуникацию средствами ИЯ в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или другой сферы деятельности.

Языковая компетенция - совокупность знаний о системе изучаемого языка (его фонетических, лексических и грамматических средствах), правилах функционирования единиц языка и речи, разными способами выражения мысли и способность использовать эти знания в процессе общения.

Речевая компетенция - знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка; способность пользоваться такими способами для понимания речи других и выражения собственных суждений в соответствии с условиями речевой коммуникации.

Социокультурная компетенция - знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка (их традиций, обычаев, истории, культуры и др.); умение строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этими знаниями.

Компенсаторная компетенция - умение компенсировать недостаточность языковых и речевых средств за счет использования дополнительных вербальных и невербальных средств.

Учебно-познавательная компетенция - совокупность общих и специальных учебных умений, необходимых и достаточных для осуществления самостоятельной деятельности.

 



2019-08-14 345 Обсуждений (0)
Изложите задачи методики преподавания иностранного языка и опишите основные методические категории, методы исследования, связь методики с другими науками. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Изложите задачи методики преподавания иностранного языка и опишите основные методические категории, методы исследования, связь методики с другими науками.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)