Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему



2019-08-14 1015 Обсуждений (0)
Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему 0.00 из 5.00 0 оценок




ГЛАВА 1.ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА

Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической .

По мнению исследователей (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон, Г. Гарднер и др.), логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равно-численности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого.

В 60—70 годы XX века начался активный поиск новых подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реа­лизации. Достоянием этого периода следует признать разработку и популяризацию развивающих игр Б. П. Никитиным и обучающих логико-математических игр профессором Могилевского государственного педагогического института А. А. Столяром. Особо значимым для этого периода было признание развивающих игр и обучаю­щих игр с использованием логических блоков 3. Дьенеша и цветных счетных палочек X. Кюизенера основным дидактическим средством. Авторов новых идей, помимо эффективного воздействия этих средств на познавательную и личностную сферы ре­бенка, интересовала возможность с их помощью отойти от стереотипов в развитии и обучении, активизировать практическую и умственную деятельность дошкольников.

В силу этого в 80-е годы XX века отечественная методика развития математиче­ских представлений у детей дошкольного возраста обогатилась идеей предлогической подготовки, предложенной А. А. Столяром. На ее основе были разработаны и изданы в 1982 году учебно-методические пособия для детей и педагогов. В результате в методике математического развития дошкольников четко выделился предлогический компонент, связанный с подготовкой мышления ребенка к конструирова­нию простых логических высказываний.

Основным содержанием предлогической подготовки являлось освоение детьми высказываний с включением логической операции отрицания, использованием логических связок «и», «или», «если.., то»; развитие умений анализировать, сравни­вать, обобщать, классифицировать. При этом первоначально обучающие игры были сориентированы на 6-летних детей.

А. А. Столяром определены сущностные характеристики логико-математических игр:

· направленность выполняемых в играх действий преимущественно на развитие простейших логических способов познания: сравнение, классификацию и сериацию;

· возможность моделирования в играх, доступных ребенку 5—7 лет, логических и математических отношений (подобия, порядка, части и целого).

На основе данных исследования Е. А. Носовой, ученицы А. А. Столяра, направ­ленного на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада, стала возможной разработка системы игр и приемов для детей более раннего возраста (3—5 лет). Были определены основные линии движения в предлогическом развитии детей дошкольного возраста (в играх с блоками Дьенеша):

· от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка, разделение) — к мыслительным действиям (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация);

· от действий с одним свойством (цветом, или формой, или размером) — к действиям с двумя, тремя свойствами (формой и размером; цветом, толщиной и формой).

Далее были разработаны система и технология реализации идеи логико-математического развития детей дошкольного возраста. В качестве средств обучения предлагалось использовать следующие пособия и материалы: логические блоки Дьенеша (48 штук); набор логических геометрических фигур (плоские блоки Дьенеша, 24 штуки); наборы, сконструированные по принципу логических блоков (флажки, чайные чашки, бабочки, листья); цветные палочки Кюизенера.

Новые подходы к логико-математическому развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста были также представлены в учебно-методических изданиях 3. А. Михайловой, раскрывающих методику включения в образовательный процесс занимательного материала математического содержания1. Автор посредством экс­перимента показал возможность повышения познавательной детской активности, развития логического и творческого мышления, сообразительности и смекалки.

Е. А. Носовой был разработан комплекс игр и упражнений, процесс освоения которых представлен тремя этапами2:

1. игры и упражнения на выявление свойств: цвета, формы, размера, толщин, («Найди клад», «Угадай-ка», «Необычные фигуры» и др.);

2. игры и упражнения на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения («Дорожки», «Домино», «Засели домики» и др.);

3. игры и упражнения на овладение логическими действиями и мыслительными операциями («Загадки без слов», «Где спрятался Джерри», «Помоги фигурам выбраться из леса» и др.).

В таких играх используются логические блоки Дьенеша и их заменители.

Дальнейшее развитие системы логико-математических игр и упражнений пред­ставлено в учебно-методических пособиях А. А. Смоленцевой и О. В. Пустовойт (Суворовой)1. Авторами предложены игры, игровые упражнения, проблемные игро­вые ситуации на освоение детьми сравнения предметов с целью выявления их об­щих свойств и зависимостей, на познание и использование знаков-символов (кодов).

В одном из современных учебно-игровых пособий «Давайте вместе поиграем»2 представлены варианты логико-математических игр и упражнений с комплектом плоских блоков Дьенеша. Их назначение — способствовать становлению логико-математического опыта ребенка на основе овладения им действиями сравнения, сопоставления, разбиения; построением логического высказывания; составления алгоритмов.

Модернизация дошкольного образования в целом и предматематической подготовки в частности активизировала деятельность различных фирм, выпускающих учебные и игровые пособия для дошкольников. Стали появляться логико-математические игры, которые способствуют познанию:

· свойств и отношений как единичных предметов, так и их групп;

· чисел и цифр;

· зависимостей увеличения и уменьшения на предметном уровне;

· порядка следования, сохранения количества, объема, массы.

При этом дети осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические.

Сегодня логико-математические игры конструируются с учетом современного взгляда на пропедевтику у детей А—7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят:

· оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически;

· представление возможных изменений объектов и предвидение результата;

· изменение ситуации, осуществление преобразования;

· активные результативные действия как в практическом, так и в идеальном плане.

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмо­циональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, про­явлению активности в преобразовании игровой ситуации.

Многие современные фирмы, выпускающие обучающие средства («Корвет», «РИВ», «Оксва», «Умные игры» и др.), разрабатывают игры, которые способствуют развитиюудетейуменийдействоватьпоследовательновпрактическомимыслитель-ном плане, пользоваться символами («Кубики для всех», «Логика и цифры», «Играем в математику», «Логическая мозаика», «Геоконт», «Логоформочки», «Шнур-затейник», «Прозрачный квадрат», «Калейдоскоп», объемный «Тетрис» и др.).

С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь), так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счет, измерение, классификация, сериация и др.).

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности.

Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.

Вариативность представлений и применимость освоенных практических и мыслительных операций в измененных условиях обеспечивается многообразием деятельности. В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности), уверенными в своих силах.

В современных исследованиях подчеркивается особая значимость логико-математических представлений. Г. Гарднер обращает внимание на то, что именно в них обобщенно структурируются свойства, связи и отношения предметов и явлений; на их основе в дальнейшем у ребенка возникают научные понятия.

В работе Е. С. Ермаковой и др. говорится о том, что в дошкольных учреждениях не уделяется должного внимания:

— анализу детьми многообразия признаков предмета, их сочетания и зависи­мости, существенности и несущественности; в педагогическом процессе детского сада практически не используются особо значимые в развитии мышления дошкольников упражнения на обобщение по разным основаниям (сначала по форме и размеру, потом по форме и цвету, далее по размеру и цвету и т. п.);

—   раскрытию многоаспектное™ одного и того же объекта; например, предмет на основе учета разных его свойств (размера, формы, материала, назначения, массы) может быть отнесен к разным группам.

Данное исследование еще раз подтверждает необходимость усиления внимания к содержательным и технологическим аспектам логико-математического развития дошкольников.

Однако в практике дошкольных учреждений логико-математические игры во всем своем многообразии не нашли должного применения. Чаще всего они используются бессистемно. Основные причины этого явления, вероятно, состоят в следующем:

· воспитатели дошкольных учреждений недооценивают значимость логико-математических игр в развитии у детей математических представлений и в успешном переходе к логическому мышлению (после 5—6 лет);

· педагоги недостаточно владеют игровыми методами логико-математического развития дошкольников;

· в играх, игровых обучающих ситуациях зачастую детская самостоятель ность и активность заменяется собственной инициативностью воспитателя; ребенок в игре становится исполнителем указаний, предписаний взрослого, а не субъектом обучающей игровой деятельности (он не деятель, не творец, не открыватель, не мыслитель).

Правомерно требуют решения вопросы:

· систематизации логико-математического содержания в соответствии с возрастными возможностями детей;

· раскрытия разнообразия способов поддержки ребенка в логико-математической деятельности;

· совершенствования педагогической компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Непременным условием эффективности логико-математической деятельности является привлечение детей к анализу свойств и отношений, зависимостей и за­кономерностей через разнообразные действия и приемы.



2019-08-14 1015 Обсуждений (0)
Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Логико-математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1015)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)