Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности
Стимулирование проявления познавательной и творческой инициативы, самостоятельности возможно в ситуации поддержки ребенка в логико-математической деятельности и оказания ему своевременной помощи. Чаще всего ребенок испытывает трудности: в выборе средств деятельности: игры, пособия, материалов («Хочу играть...»); в осмыслении и формулировке целевых установок («Хочу сделать...»); в открытии разных способов достижения цели и в выборе оптимального из них («Так не получается. А как можно по-другому?..»); в сохранении интереса и исследовательской активности, в проявлении настойчивости и интеллектуального напряжения. Педагогу в таких случаях следует оказывать поддержку и помощь, опираясь на знание возможностей каждого ребенка. Одним детям свойственна склонность к длительным поискам; другим — отказ и переключение на другую деятельность; третьи увлекаются проговариванием идей, фантазированием (как можно сделать что-либо), но не проявляют практической активности, или наоборот. Некоторые дети испытывают страх перед новой или более сложной деятельностью, не умеют действовать в определенном темпе («У меня все равно не получится»). Затруднения ребенка в выборе игры (средств деятельности) имеют место в следующих случаях. 1. Ребенок хочет играть только в новую для него игру («Я в эту уже играл, не хочу»). Если это так, педагог может заинтересовать его скрытым, еще не освоенным способом развития игры или использования игровых материалов («А ты пробовал найти, отыскать?..»). 2. У ребенка недостаточно самостоятельного опыта использования материалов. В выборе он ориентируется на «то, что проще». На данном этапе педагогу следует согласиться с такой позицией ребенка. 3. Ребенок хочет играть только в свою любимую игру, а ее уже выбрал другой ребенок (дети). В такой ситуации педагог советует ему присоединиться к играющим при их согласии. В ходе развития игры, мини-ситуации с игровым материалом некоторым детям трудно удержать целевую установку, сформулированную ими же. Ребенок дает понять, что по задуманному сценарию играть не может, не умеет, и переключается с одной цели на другую («Не хочу играть с этими домиками, хочу выбрать другие»). Педагогу следует позитивно смотреть на подобные проявления, но при этом наблюдать за ребенком, помогать ему останавливаться на реально выполнимых замыслах. У некоторых детей нет никаких целевых установок («Я буду просто играть»). К сожалению, такие случаи имеют место даже в старшей и подготовительной к школе группах. Педагогу можно посоветовать длительное наблюдение за ребенком, консультации психолога, систему коррекционно-развивающих упражнений. Основным шагом каждой логико-математической игры является практическое использование рациональных действий, ведущих к результату, «открытие» их ребенком. Многие дети активны при этом («Я знаю, как надо играть. Я помню, мы играли в такую игру»), некоторые же очень насторожены, так как боятся ошибиться. Педагогу следует поощрять желание и умение варьировать, проверять, комбинировать и останавливаться на варианте, который, по мнению играющих, является верным («Надо только так»). Сохранению стабильного положительного отношения и интереса детей к логико-математическим играм, стремления продолжать играть способствуют ситуация успешности в этой деятельности, наличие игровой атмосферы, обстановки, особенно в специально оборудованных центрах (комнатах). При правильной организации процесса педагог поощряет обдумывание действий; предлагает проверить результаты, полученные на том или ином этапе деятельности; подтверждает правильность хода решения, с тем чтобы ребенок мог продвигаться дальше. Детям, склонным к проявлению исследовательской активности, педагог советует придумывать различные варианты решения задач; добиваться оптимального решения; включаться в обсуждение, планирование (вербальное); моделировать, используя и придумывая схемы, логические цепочки, знаки. Логико-математическая деятельность детей протекает не только в индивидуальной, но и в коллективной форме. Играя вместе с другими детьми, дошкольник иногда попадает в конфликтные ситуации и нуждается в помощи взрослого. Ему не всегда удается самостоятельно согласовать свои замыслы и действия с замыслами и действиями других детей. Педагог может помочь детям, организовав недлительный совместный разговор. Он спрашивает детей, к чему они уже пришли, что поняли и от чего не хотят отказаться, и помогает в планировании следующего этапа игры. Как в любой деятельности, в логико-математических играх ребенок испытывает различные эмоции: радость и огорчение, вдохновение и угасание, восторг и разочарование. Эти эмоции характеризуются как интеллектуальные. Их возникновение является и непременным условием, и результатом сосредоточенности, умственной и эмоциональной активности. К ним относят, кроме указанных, догадку, гордость за содеянное и др. Педагог, поддерживая эмоциональный фон игры, может пользоваться: — риторическими высказываниями («Ох и не просто же это!»); — пословицами и поговорками («Легко сказать, да трудно сделать», «Кто не мучается — тот не радуется»); — эвристическими вопросами («Почему не всем удается перенести конструкцию из палочек на бумагу? Очевидно, есть какой-то секрет! В чем он?»). Проектирование процесса логико-математического развития ребенка на основе анализа его достижений в данном виде деятельности, т. е. диагностики, обеспечивает снижение возможных затруднений, своевременную и уместную помощь, содействие развитию ребенка со стороны взрослого. Успешное взаимодействие педагога и ребенка, поддержка, как эмоциональная, так и деятельностная, позволяют дошкольнику самостоятельно найти выход из затруднительной ситуации. Это вдохновляет его на дальнейший практический и умственный поиск, сохраняет и поддерживает активность. Успешность логико-математической деятельности дошкольников зависит от средств ее осуществления: — качества и количества материалов и пособий (одинаковых игр, пособий не менее 5 на возрастную группу); — доступности материалов и пособий; — наличия в материалах и пособиях элементов занимательности, неожиданности, проблемности. Проявления познавательной инициативы детей в логико-математических играх тесно связаны и с формами организации детской деятельности: самостоятельная, совместная (взрослый — ребенок, ребенок — ребенок). Преимущества самостоятельной деятельности — в самостоятельном целепола-гании и отборе средств и способов деятельности. Ребенок 4—7 лет должен быть поставлен в условия, при которых ему необходимо проявлять активность, волевые усилия, ответственность, умения сосредоточиваться, понимать и принимать задачу. Свободная самостоятельная деятельность может протекать в виде игр с игровыми материалами (блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и их плоскими вариантами, наборами листьев, карточками-знаками и др.), с использованием ковролино-вого покрытия, макетов, игр-альбомов. Совместная со взрослым деятельность организуется как образовательно-развивающая при максимальной активности ребенка и реализуется в виде упражнений, игр, мини-ситуаций. При наличии у детей логико-математического опыта, активности и положительного отношения к необычным ситуациям организуются игровые тренинги, в которых игровые действия выполняются по вербально или графически заданному алгоритму. Например, у каждого ребенка есть набор блоков. Требуется разделить их по размеру и толщине на 4 группы. Алгоритм действий при решении задачи включает два шага: сначала дети делят блоки на группы, допустим, по размеру (получают 2 группы); затем блоки каждой из образованных групп еще раз делят на группы — уже по толщине (получают всего 4 группы). При этом заготовленный алгоритм в виде графического изображения (схемы) может быть показан только с целью проверки. В проектной детской деятельности также возможна и даже необходима педагогическая поддержка ребенка. Игра-проект — это в большей степени творческий, исследовательский вид детской деятельности. Поддержка ребенка в ней должна быть индивидульно-дифференцированной, нестандартной. Педагог может предложить детям и совместно организовать реализацию проектов «Лунные пейзажи», «Мы — строители необычных дорог», «Ох уж эти лестницы!» В каждой игре-проекте необходимы предварительное расширение и активизация представлений по заданной теме, выбор материалов, способов реализации замыслов и развития проекта; разработка форм презентации. В совместной со взрослым деятельности ребенок всегда может рассчитывать на своевременную незначительную помощь и поддержку. В ней дошкольник осваивает нормы и правила партнерского взаимодействия со взрослым, сотрудничества. В организованной деятельности ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, следовать правилам, принятым в группе; осваивает приемы личного участия в достижении коллективного результата, сопереживает. Результатом активной включенности ребенка в содержательную логико-математическую деятельность является становление у него субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целе-полагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности. У ребенка развивается стремление помочь другому, радоваться его успеху, открывать новые способы взаимодействия со взрослыми и детьми в условиях коллективных форм деятельности; формируется ценностное отношение к познавательным видам деятельности.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |