Освоение основных способов познания свойств и отношений в дошкольном возрасте: сравнение, упорядочивание (сериация), группировка (классификация)
Основными способами познания цвета, формы, размера, длины, высоты, количества и других признаков, которые ребенок осваивает уже в дошкольном возрасте, являются сравнение, сериация и классификация. Познание любого предмета начинается с того, что мы отличаем его от всех других и в то же время находим его сходство с другими объектами. В процессе установления сходства и различий предметов по свойствам дети выделяют их признаки (цвет, форму, размер и др.). В результате сравнения дети обнаруживают, что среди предметов, которые их окружают, есть разные, непохожие, а есть одинаковые. Непохожесть предметов может быть обусловлена цветом, формой, размером, пространственным расположением частей, вкусовыми, температурными, тактильными и другими свойствами. Чем больше ребенок находит различий между предметами, тем больше свойств он обнаруживает и тем более дифференцированным становится его восприятие. Постепенно ребенок открывает для себя, что не только отдельные предметы могут быть похожими или не похожими по каким-либо признакам друг на друга, но и одна группа предметов может быть похожей на другую или отличаться от нее. Так, подсолнухи, яблоки, помидоры имеют круглую форму, а огурцы, кабачки — овальную. Постепенно развивается способность выделять свойство группы и сравнивать между собой группы предметов. Такая способность является необходимым условием для перехода к познанию существенных признаков предметов и явлений. Успешность познания детьми количества и количественных отношений групп предметов зависит от овладения приемами сравнения. Сравнивать предметы можно на глаз. Дети первоначально прибегают к этому самому простому, но не всегда результативному приему. Более эффективными являются приемы непосредственного сравнения (наложение, приложение, соединение линиями) и опосредованного сравнения с помощью предмета-посредника. В основе этих приемов лежит установление взаимно однозначного соответствия между элементами двух множеств. В результате практических или графических действий дети образуют пары из предметов разных групп. К более сложным и точным опосредованным приемам сравнения по количеству и размеру относятся счет и измерение условной меркой. Одним из первых дети осваивают прием наложения. Этот прием позволяет обнаружить сходство и различие по количеству, размеру, форме и другим признакам. Для сравнения двух групп предметов по количеству дети поэлементно накладывают предметы одной группы на предметы другой группы. Так, чтобы узнать, поровну ли конфет и печений, дети на каждое печенье накладывают по одной конфете. Для сравнения полосок по размеру (длине, ширине) одну полоску накладывают на другую, совмещая края полосок с одной стороны. Наложив один блок на другой (например, круг на квадрат), дети понимают, что их формы отличаются друг от друга. Приложение — более сложный прием сравнения. Сущность этого приема заключается в пространственном приближении сравниваемых предметов (при этом изначально предметы пространственно разделены). В этом случае ребенку сложнее обнаружить сходство и различие между группами предметов. В ситуациях, когда сравниваемые предметы нельзя пространственно приблизить друг к другу (они нарисованы в альбоме), используются прием соединения линиями или предметы-посредники. Соединение линиями применяется при сравнении предметов по количеству. Например, чтобы правильно ответить на вопрос, поровну ли блоков у Топтыжки и Коротышки, нужно попарно соединить линиями блоки персонажей. Сравнение с помощью предметов-посредников имеет место в случаях, когда вышеперечисленные приемы применить нельзя (сравниваемые предметы находятся на большом расстоянии и их нельзя перемещать). Например, для того чтобы узнать, одинаковы ли длины двух домиков для логических блоков, дети используют третий предмет-посредник (палочку из набора Кюизенера или цветную полоску). Посредник должен быть длиннее обоих сравниваемых предметов или равным по длине большему предмету. Ребенок поочередно прикладывает палочку (полоску) к домикам и девает на ней карандашом или фломастером отметки, соответствующие длинам сравниваемых протяженностей. Затем он сравнивает «перенесенные» на предмет-посредник длины и делает вывод о том, какой из домиков длиннее. При сравнении совокупностей блоков по количеству в качестве посредника используется третья совокупность предметов (например, палочки Кюизенера). Чтобы узнать, чего на участке больше — деревьев или кустов, дети кладут возле каждого дерева по одной желтой палочке, а возле каждого куста — по одной красной. Затем собирают все палочки, попарно их раскладывают. Лишние желтые палочки говорят, что деревьев больше, чем кустов; лишние красные палочки означают, что кустов больше, чем деревьев. Если красных и желтых палочек поровну, то деревьев и кустов тоже поровну. Самые сложные способы сравнения, которыми овладевают дети дошкольного возраста, — это счет и измерение. Они относятся к опосредованным способам сравнения. При их использовании выводы об отношениях между сравниваемыми объектами делаются на основе сравнения чисел, выражающих размеры или количество этих объектов. Например, чтобы узнать, каких палочек в наборе больше — синих или оранжевых, дети считают и определяют количество синих (5 штук) и оранжевых (4 штуки) палочек. Сравнивая полученные в результате счета числа (5 и 4), они устанавливают, что синих палочек больше на одну. Аналогичным образом дети определяют отношения между предметами с помощью измерения. Меркой может служить любая палочка из комплекта Кюизенера. Длины оранжевых, синих, бордовых палочек дети могут измерять с помощью более коротких палочек — белой, розовой, голубой. Вывод о том, какой предмет длиннее, короче, выше, ниже, тяжелее, легче, дети делают, сравнивая числа, которые выражают результаты измерения. Сериация осуществляется на основе выявления и упорядочивания предметов по определенному признаку (например, длине или высоте). Палочки, выложенные от самой короткой к самой длинной или наоборот, представляют собой сериа-ционный ряд. Основными характеристиками этого сериационного ряда являются неизменность и равномерность направления нарастания (убывания) длины палочек. Например, если из двух палочек меньшая всегда предшествует большей, то множество является упорядоченным в направлении от самой маленькой к самой большой палочке. Дети дошкольного возраста осваивают сериацию в процессе выстраивания палочек по порядку. Исходным условием для овладения сериацией является освоенность сравнения. Для построения упорядоченного ряда ребенку необходимо: · выделить признак (длину, высоту, массу), по которому следует упорядочить предметы; · определить направление ряда (от меньшего предмета к большему или наоборот); · выбрать из всех предметов начальный элемент (самый маленький или самый большой); · для продолжения ряда каждый раз из оставшихся предметов выбирать самый маленький (большой). Усложнение построения сериационных рядов обеспечивается за счет: · постепенного увеличения числа палочек, которые необходимо упорядочить (от трех до десяти и более); · уменьшения величинных различий между рядом расположенными палочками; · увеличения числа признаков, по которым упорядочиваются предметы. Дети осваивают сериацию через систему игровых упражнений, предполагающих: · построение сериационного ряда по образцу; · продолжение начатого ряда; · исправление ошибок в сериационном ряду; · построение сериационного ряда с заданными крайними палочками; · построение ряда от заданной палочки; · поиск пропущенных палочек в ряду; · построение ряда по правилу с самостоятельным определением первой палочки; · построение ряда от заданной палочки в правую и левую сторону. Первые упорядоченные ряды дети 2—3 лет строят по образцу, которым является готовый сериационныи ряд. Дети выстраивают палочки или полоски (обычно 3 штуки) по нарастанию длины. Они выделяют меняющийся признак (длину), характер изменения признака (увеличение) и строят такой же ряд. Четырехлетние дети упорядочивают 4—5 палочек (полосок). Они строят ряды по нарастанию величины и по ее убыванию (рис. 3). Педагог предлагает разнообразные упражнения, в которых дети воспроизводят ряд по образцу; продолжают начатый ряд. Рис.3 Старшие дошкольники восстанавливают разрушенный ряд с оставшимися только крайними палочками; строят ряд от заданной начальной палочки, исправляют ошибки в готовом ряду. В результате подобных упражнений дети прочнее осваивают свойства ряда: неизменность направления и равномерность нарастания (убывания). Дети 6—7 лет упорядочивают до 10 и более предметов, строя сериационные ряды как по нарастанию, так и по убыванию признака. Каждый построенный ряд они анализируют с целью выявления относительности величины. Для этого взрослый предлагает ребенку выбрать любую палочку ряда и сравнить ее с палочками, расположенными слева и справа. На этом этапе дети упорядочивают палочки от любого элемента ряда, что является очень сложной задачей. Для ее решения требуется: · выделить сразу два направления построения ряда (одну часть ряда нужно строить по нарастанию признака, другую — по его убыванию); · разделить все предметы на две группы (те, которые больше, чем образец, и те, которые меньше, чем образец); · построить одну часть ряда (по нарастанию или по убыванию признака), затем другую (в обратном направлении изменения признака). Усложняются упражнения на исправление рядов с пропущенными палочками. Теперь единичные палочки отсутствуют в разных местах, появляются пропуски из 2—3 палочек, непосредственно следующих друг за другом. Дети исправляют ошибки в рядах: находят пропуски и заполняют их. С помощью палочек Кюизенера дети начинают упорядочивать числа. Каждое число наглядно представлено длиной палочки: палочка длиной 1 см представляет число 1, палочка подлиннее (длиной 2 см) — число 2, еще подлиннее (длиной 3 см) — число 3 и т. д. Цвет также выполняет функцию обозначения числа (белый — число 1, розовый — число 2, голубой — число 3, красный — число 4 и т. д.). Старшие дошкольники исследуют упорядоченные ряды цветных чисел и устанавливают, что: · каждая следующая палочка длиннее предшествующей на одну белую палочку; · каждая предшествующая палочка короче следующей за ней на одну белую палочку. В результате таких действий формируются представления о том, что каждое следующее число в натуральном ряду чисел на 1 больше предшествующего и, наоборот, каждое предшествующее число на 1 меньше непосредственно следующего за ним числа. Исправляя деформированные ряды палочек Кюизенера (с перестановкой рядом стоящих палочек, с пропущенными палочками), дети углубляют свои представления о числах. В результате последовательных упражнений (составление разнообразных лесенок, использование приема «шагать по лесенке») дети осваивают сериацию как способ познания количества, числа, размера. С помощью этого способа они открывают отношение порядка, познают свойства упорядоченного ряда, осваивают числа. Классификация — один их важнейших способов познания окружающей действительности. В ее основе лежит разбиение (разделение). Разбиение является логическим действием, суть которого состоит в разбивке непустого множества на непересекающиеся и полностью покрывающие его подмножества. Образованные подмножества именуются классами. При этом каждый элемент входит только в один класс и ни один из элементов множества не может входить сразу в два класса. Классификация — распределение элементов множества по классам. Классификация по признакам — сложное умственное действие, которое включает: · выделение признаков, по которым будет производиться разбиение: цвет, форма, размер, толщина; · распределение объектов с разными свойствами в разные группы (классы); · объединение объектов с одинаковыми (тождественными) свойствами в одно целое (класс). Вначале дети объединяют предметы с одинаковыми свойствами в группу. Например, из набора блоков Дьенеша дети выбирают все круглые блоки. В процессе разнообразных упражнений дошкольники образуют группы блоков на основе разных свойств: выбирают их по цвету — синие, желтые или красные; по форме — круглые, квадратные или треугольные; по размеру — большие или маленькие; по толщине — толстые или тонкие. При этом необходимо побуждать детей называть общее свойство группы: «Какие блоки ты подарил мишке? Какой все они формы?» Сначала дети создают группы на основе одного свойства (все желтые блоки), затем на основе двух, трех и более свойств (все красные квадратные блоки, все большие треугольные синие блоки и т. д.). Важно помнить, что чем больше различительных свойств у предметов, из которых ребенок образует группу, тем больше активизируется его способность к абстрагированию, т. е. к отвлечению от незначимых для решения задачи свойств. Например, чтобы выбрать все квадратные блоки, ребенку нужно отвлечься от цвета, размера и толщины блока и собрать вместе только квадраты (а среди них будут и синие, и желтые, и красные, и большие, и маленькие, и толстые, и тонкие). Следующим шагом в освоении детьми классификации становится распределение предметов с разными свойствами в разные группы. В игровых упражнениях и игровых обучающих ситуациях взрослый задает основание и указывает общее свойство каждой группы. Например, перед детьми три ведерка (красное, желтое, синее). Нужно разложить блоки по цвету: в красное ведерко собрать все красные, в желтое — все желтые, в синее — все синие. Общее свойство каждой группы взрослый может обозначать по-разному: словами (все синие, все красные, все квадратные и т. д.) или знаками-символами (цвет, форма, размер, толщина). Так, в игровом упражнении «Засели домик» ребенок получает карточку-домик со знаками-подсказками (рис. 4). В домике нужно «расселить» блоки так, чтобы в каждой «комнате» все блоки были того же цвета, что и знак-подсказка. Затем дети: · рассказывают, как расселились блоки (по цвету); · называют, какие блоки поселились в каждой «комнате» (все красные, все · сколько занято комнат (три). Эти же блоки в других упражнениях предлагается разложить иначе: по толщине, по размеру, по форме (рис. 5). В дальнейшем детям предлагаются игры и игровые ситуации, в которых необходимо самостоятельно найти основание классификации. Например, взрослый предлагает детям несколько домиков для «расселения» блоков (рис. 6). Каждый ребенок сначала решает, как он «расселит» блоки, а затем выбирает домик, который для этого подходит. Условия «расселения»: 1. все блоки должны попасть в дом; 2. в каждой комнате должны «жить» только одинаковые блоки; 3. каждая комната должна быть «заселена». Таким образом, в процессе освоения классификации ребенок движется от умения объединять предметы с одинаковыми свойствами и выделять общие свойства группы предметов к умениям распределять предметы с разными свойствами в разные группы и самостоятельно определять основание классификации. Степень сложности задач на классификацию, а следовательно, их развивающий потенциал зависят от количества признаков, по которым осуществляется группировка (один, два, три). Чем больше признаков, тем сложнее задача. Например, при «заселении» домика, расположенного яарис. 7, нужно учитывать цвет и толщину блоков. В домик, изображенный яарис. 8, нужно помещать блоки с учетом их цвета и формы.
Рис.8
В результате классификации по признакам дети познают общие свойства классов, отношения между частью и целым, отношения включения между классами. Классификация по совместимым свойствам как способ развития предпосылок логико-математического мышления детей старшего дошкольного возраста Классификация по совместимым свойствам является доступным и эффективным способом развития у старших дошкольников способности к логическому мышлению. Совместимыми являются такие свойства, которые одновременно присущи объектам (круглый и желтый, синий и толстый, треугольный и большой и т. п.). Для того чтобы классифицировать логические блоки на основе свойств «быть круглым» и «быть желтым», необходимо: · провести анализ каждого блока (круглый или не круглый, желтый или не желтый); · обнаружить все возможные варианты сочетания этих свойств (круглые и желтые, круглые и не желтые, желтые и не круглые, не желтые и не круглые); · объединить (сгруппировать) вместе все круглые и желтые блоки, все круглые и не желтые блоки, все желтые и не круглые блоки, все не желтые и не круглые. Эффективным средством развития у детей способности классифицировать объекты по совместимым свойствам являются игры с блоками и обручами, разработанные профессором А. А. Столяром. В современной практике логико-математического развития дошкольников успешно применяются «жизненные» логические материалы, сконструированные по принципу логических блоков (наборы бабочек, листьев, цифр и др.), и разнообразные варианты методически реконструированных игр с обручами. Освоение классификации осуществляется поэтапно. На первом этапе дети классифицируют блоки по одному свойству в игровых упражнениях с одним обручем. Для этого на полу размещается обруч. Вместе с детьми уточняются место, которое находится в обруче, и место, которое не попадает в обруч (за обручем, вне обруча). Затем детям предлагается разложить все блоки на полу так, чтобы в обруче оказались все красные. Выполнение такого действия для старших дошкольников не составляет труда. Дети с легкостью называют, какие блоки оказались в обруче (все красные). Однако самое сложное — обозначить общее свойство тех блоков, которые оказались за обручем, так как именно здесь требуется включение логической операции отрицания. Общее свойство всех блоков, оказавшихся вне обруча (все не красные), не имеет сенсорного образца (эталона). В эту группу могли бы попасть блоки любого цвета, кроме красного. В такой ситуации детям предлагают назвать все блоки за обручем одним словом. Дети обычно находят для этого неточные слова (другие, разные, всякие). Самостоятельный, достаточно длительный и сложный поиск правильного слова для характеристики этой группы блоков связан с переходом ребенка на логический уровень мышления. Взрослый помогает сделать этот шаг с помощью вопросов: «Какие блоки попали в обруч?», «Есть ли среди блоков за обручем хотя бы один красный?», «Чем блоки вне обруча отличаются от тех, что в обруче?» Показателем перехода на логический уровень мышления является включенная в действие логическая операция отрицания. Ребенок самостоятельно с ее помощью называет общее свойство блоков за обручем (не красные). В каждом новом игровом упражнении обязательно меняется свойство — основание классификации (квадратные, желтые, треугольные, круглые, синие и т. д.). Обруч и блоки в игровых упражнениях могут образно «опредмечиваться». Так, обруч может быть планетой, блоки — обитателями вселенной; обруч — морем, блоки — рыбами; обруч — блюдом, блоки — конфетами; обруч — машиной, блоки — строительным материалом. В соответствии с игровым действием обруч можно заменить другим предметом (машинкой, игрушкой, платком и т. п.). Образное «опредмечивание» материала уместно при слабо выраженной познавательной мотивации детей и способствует активизации мыслительной деятельности. На втором этапе дети осваивают классификацию по двум совместимым свойствам в играх с двумя обручами и блоками. На полу располагают два разноцветных обруча, например синий (слева) и красный (справа) (см. рис. 9).
Вначале дети знакомятся с местоположением и названием всех областей, которые образуются при таком расположении обручей (место внутри обоих обручей; место внутри синего, но вне красного обруча; место внутри красного, но вне синего обруча; место вне обоих обручей). Затем дети раскладывают все блоки так, чтобы в синий обруч попали все синие блоки, в красный — все круглые. Для решения этой сложной задачи (выполнение классификации по двум свойствам) ребенку необходимо: абстрагировать два свойства (быть синим, быть круглым); объединить вместе все синие и круглые блоки, все синие и не круглые, все круглые и не синие, все не синие и не круглые. Первоначально большинство детей решает задачи на классификацию по совместимым свойствам на дологическом уровне. Они сначала выбирают все синие блоки и помещают их в синий обруч, затем из оставшихся выбирают все круглые и помещают в красный обруч. При этом место внутри обоих обручей остается пустым. Здесь важно помочь каждому ребенку увидеть свои ошибки и самостоятельно исправить их. После того как дети разложили все блоки в обручи, а место внутри обоих обручей осталось пустым, взрослый предлагает проверить: · все ли синие блоки попали в синий обруч (и исправить ошибки); · все ли круглые блоки попали в красный обруч (и исправить ошибки). Дети быстро находят ошибочно расположенные блоки и перекладывают их в другую группу. При этом место внутри обручей остается по-прежнему пустым. В результате многократного перекладывания дети обнаруживают, что таким образом нельзя исправить ситуацию, и находят самое подходящее место для «ошибочных» блоков — внутри обоих обручей. В конце взрослый предлагает детям назвать каждую группу блоков и место их расположения: 1. все синие и круглые блоки лежат внутри обоих обручей; 2. все синие и не круглые — внутри синего, но вне красного; 3. все круглые и не синие блоки — внутри красного и вне синего; 4. все не круглые и не синие блоки — за обручами (вне обручей). Включению в действие логических операций «и», «или» в игровых упражнениях с обручами способствуют следующие вопросы. Каким должен быть блок, чтобы попасть сразу в оба обруча? (Синим и круглым.) Какими должны быть блоки, чтобы попасть хотя бы в один из обручей? (Синими или круглыми.) Как и на предыдущем этапе, здесь возможно образное «опредмечивание» обручей и блоков, использование вместо обручей других предметов. Благодаря этому создаются разнообразные игровые ситуации. Например, требуется разделить блоки между Винни-Пухом и Пятачком так, чтобы Винни-Пуху достались все желтые, а Пятачку — все прямоугольные блоки; разделить строительный материал для постройки дома между Ниф-Нифом и Наф-Нафом так, чтобы у Ниф-Нифа были все квадратные блоки, а у Наф-Нафа — все толстые. В каждом следующем игровом упражнении задается новая пара совместимых свойств: красные квадратные, синие круглые, прямоугольные красные, желтые большие, треугольные толстые и др.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |