Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников



2019-08-14 1065 Обсуждений (0)
Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок




Игровые методы (в общем понимании как способы достижения цели игровыми средствами) являются сегодня наиболее популярными. Преимущество таких мето­дов доказано. Кроме того, они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными.

Игровой метод рассматривается как игровая форма взаимодействия педагога с детьми. Познавательные задачи при этом реализуются в процессе обыгрыва­ния, разыгрывания, фантазирования, игры (театрализованной, ролевой, развивающей).

Развивающие, дидактические, сюжетно-дидактические и другие игры можно считать эффективным средством обучения и развития ребенка. Им присущи элементы диалога (сотрудничества на уровне «взрослый—ребенок», «ребенок—ребенок») и игрового тренинга (выполнение действий, решение познавательных задач по алгоритмам).

Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне включения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно-игровые методы. При их использовании ребенок не ограничен в самостоятельном поиске и применении игровых и практических действий; проведении опытов; об­щении со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, разрешения противоречий и устранения ошибок; проявлении радости и огорчений, других ин­теллектуальных эмоций.

Дети, которые имеют опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряженную мыслительную деятельность, им интересны логико-математические игры.

При использовании проблемно-игровых методов обычно исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого, гиперопека ребенка. Последний вынужден (и его это увлекает) самостоятельно находить способы дости­жения цели и в случае отсутствия необходимого умения — осваивать его здесь же, в рамках текущей ситуации. При этом ребенок, естественно, принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа деятельности и т. д.).

Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятие ребенком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.

Заботой взрослого должно стать обеспечение активности ребенка в деятельности. Достигается она прежде всего через:

· мотивацию (яркую, доступную, реально жизненную);

· участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;

· выражение сущности этих действий в речи;

· проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных;

· использование экспериментирования, решение творческих задач и их рекон­
струирование с целью освоения детьми средств и способов познания (срав­
нения, измерения, классификации и др.) и применения их в разных видах
деятельности.

Взрослый способствует достижению ребенком цели, результата в игре или упражнении, но ни в коем случае не снижает его собственной активности; исполь­зует интересные для ребенка игры и упражнения, развивающие смекалку и сооб­разительность.

Проблемно-игровые методы логико-математического развития детей дошколь­ного возраста реализуются с использованием разнообразных средств (рис. 2).

Цель использования проблемно-игровых методов — развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей. Проблемно-игровые методы успешно реализуются при условии:

· последовательного и целенаправленного выдвижения познавательных задач;

· обеспечения детской активности в поиске решения;

· стимулирования детской самодеятельности.

В настоящее время широко используются логические и математические игры, направленные на плоскостное и объемное моделирование; комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей. Задачи использования этих игр сле­дующие:

· освоение детьми средств и способов познания: эталонов, моделей; сравнения, обследования, счета, классификации, сериации и др.;

· накопление логико-математического опыта (осведомленности ребенка);

· развитие мышления, сообразительности, смекалки.

Содержание логико-математического развития детей дошкольного возраста включает:

· свойства (форма, цвет, количество, размер, расположение в пространстве);

· отношения (подобия, порядка, части и целого);

· логические и математические зависимости и закономерности (следование,
чередование, включение, сохранение количества и др.).

Деятельность ребенка в игре совершенствуется и преобразуется. Процесс пре­образования деятельности включает:

· осознание способа выполнения;

· проговаривание способа выполнения;

· нахождение нового способа выполнения;

· перенос способа в условия новой ситуации.

В каждой из игр ребенок сталкивается с необходимостью осознания цели; осуществления практического действия; получения результата или ответа на какой-либо вопрос, например: «Что от чего зависит?», «Как поступить в данной ситуа­ции?» и др.

Методика освоения игр может быть представлена в следующем порядке.

Взрослый играет с ребенком, побуждая его к активности, и одновременно наблюдает за тем, как он воспринимает сущность игры; осознает, владеет ли он действиями сравнения, обобщения, сосчитывания, измерения, классификации, умени­ем устанавливать связи и зависимости отдельных предметов и групп предметов по форме, размеру, пространственному расположению.

Педагог ориентируется на положение о том, что источником активности каждого ребенка является уровень развития у него математических представлений, освоения им средств познания, овладения способами познания. Опыт становится источником познания, ребенок совершенствует его в специально организованной предметно-игровой среде, в которой созданы условия для развития детской само­деятельности (самостоятельной деятельности).

В такой деятельности ребенок не копирует действия взрослых, а группиру­ет, составляет «коврики», раскладывает, заселяет «домики», соотносит, счита­ет, измеряет. Он, следуя игре собственного воображения, совершенствует опыт познания, создает свои ситуации, развивает заданный сюжет, внося в него по­знавательные задачи, адресованные игрушкам, мнимым участникам игрового действия.

Требования к организации игр определены С. А. Шмаковым:

· отсутствие принуждения;

· развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);

· поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

· взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

· переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

По мере освоения игр (совместно со взрослым и в самодеятельности) ребенок переходит к участию в них на более высоком уровне. Это, как правило, вновь воз­никающие игры со взрослыми или успешно играющими в них детьми. Отличием от игр на более раннем этапе являются внесение ребенком изменений в сюжет, про­явление элементов творчества, преобразование хода поиска ответов, более яркая эмоциональная насыщенность игры.

Результатом освоения ребенком игр становится развитие у него интереса к по­знанию («Хочу все знать!»), к участию в играх, как индивидуальных, так и кол­лективных. Заявления ребенка «Хочу играть!», «Хочу новую игру!», «Хочу играть по-другому!», «Хочу играть с...» (называет сверстника, хорошо владеющего игрой), «Давайте еще поиграем!», «Жалко, что так мало...» свидетельствуют о наличии у него устойчивого интереса. Значит, у ребенка развивается умение думать, осо­знавать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры. Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способ­ным к проявлению инициативы.

Условно можно выделить три этапа в освоении ребенком игр:

игры со взрослыми и сверстниками (совместные);

игры на уровне проявления самодеятельности;

игры со взрослыми и сверстниками на более высоком уровне (по сравнению
с первым этапом).

Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игрового метода рас­сматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения исследовательскими действиями, умением формулировать собственные мысли (предположения) о способах поиска и результате. Одно из основных назна­чений проблемной ситуации — способствовать развитию творческих способностей ребенка.

В проблемной ситуации для маленьких детей всегда складывается обстановка «потребности в познании». При этом особо важна совместная со взрослым деятель­ность детей, в которой происходит освоение новых знаний и способов действий, что влияет на развитие способностей, воображения, мышления, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Структура проблемной ситуации включает проблемные вопросы. Они могут ис­пользоваться и в качестве самостоятельного методического средства, способству­ющего осмыслению сущности выполняемого действия, развитию сообразитель­ности. Например, вопросы заставляют детей задуматься, установить (практически или мысленно) связи объектов по форме, соотношению частей, расположению в пространстве, количественному значению и т. д. Взрослый может, например, задать такой вопрос: «Как распределить все блоки по трем обручам (отдельно расположен­ным в пространстве)?» Дети предлагают варианты ответов (рассортировать блоки по цвету, по форме, по размеру). Каждое предложение обсуждается, принимается или отрицается.

В проблемные ситуации для детей дошкольного возраста включаются занима­тельные вопросы, занимательные задачи, задачи-шутки (и другие виды нестан­дартного математического материала), поиск ответов к которым протекает активно, с опорой на наглядность. Например, на столе лежат две красные палочки, между ними черная. Педагог задает вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы черная палочка стала крайней, не трогая ее?»

Недлительное экспериментирование, включенное в проблемную ситуацию, ста­новится одним из средств разрешения проблемы, обогащения ее; усиливает прак­тическую направленность. К примеру, детям из 5 палочек (розовой, красной, сире­невой, бордовой и оранжевой) нужно составить лесенку. Сначала они высказывают свои предположения о вариантах построения лесенки (односторонняя со ступеня­ми справа, односторонняя со ступенями слева, двусторонняя со ступенями слева и справа и др.).

Проблемная ситуация разрешается поэтапно:

1. осознание и принятие проблемы;

2. высказывание детьми предположений;

3. практическая проверка предположений;

4. обоснование рационального способа решения проблемной задачи.

Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнени­ем и варьированием за счет изменения сюжета, действующих лиц и данных; рас­ширения поискового пространства и т. д. Дети участвуют в подобных изменениях проблемной ситуации. Поэтому вслед за обобщением результатов и подведением итогов должен следовать вопрос педагога: «А что будет, если?..» Подобные приемы способствуют повышению интереса к проблеме, развитию мышления, инициатив­ности.

Для сюжетной логико-математической игры, специально сконструированной для детей, характерны игровая направленность деятельности; насыщение проблем­ными ситуациями, творческими задачами; наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением). Напри­мер, во время постройки «дома» (игра «Логический домик») ребенок, делая очеред­ной ход, ориентируется на связи между предметами, нарисованными на «кирпичах» (главном строительном материале). Это могут быть связи сходства или отличия по окраске, форме, назначению, принадлежности. Соблюдение этажности строитель­ства и требований к размеру дома предусматривает установление количественных отношений (математических связей).

Логико-математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. Естественно, можно говорить лишь о становлении предпосылок математических способностей дошкольников. К ним относят настойчивое стремление ребенка:

· прогнозировать результат;

· активно, не отвлекаясь, действовать практически и мысленно;

· устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически;

· оперировать образами, использовать схемы и простейшие модели;

· получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив инициативу и творчество);

· изменить ситуацию.

Для сюжетной логико-математической игры характерны:

· наличие завязки сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии

· наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление

· свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;

· выделение существенных и несущественных свойств;

· овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;

· игровая мотивация и направленность действий, их результативность;

· наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;

· возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру интеллектуальных задач;

· общая направленность на развитие инициативы детей.

 



2019-08-14 1065 Обсуждений (0)
Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1065)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)