Таблица 4. Педагогическая поддержка ребенка 3—4 лет
в логико-математическом развитии
Возрастные психологические особенности детей
— Интерес к действиям с предметами разной формы, цвета, высоты, длины, ширины и активность в их освоении.
— Действия манипулятивно-подражательные и частично-поисковые. Различают и называют 2—3 формы; предметы разной длины, высоты, цвета.
— Начинают выделять отношения сходства и различия.
— Осваивают сенсорные эталоны цвета, формы; отражают их в продуктивной деятельности.
— Преобразуют предметно-игровые ситуации
Что осваивает ребенок
— Сенсорные эталоны формы, цвета.
— Представления о длине, высоте, ширине, массе, расположении предмета относительно другого (в, на, за, перед).
— Действия: раскладывание, накладывание, прикладывание, перекладывание, вкладывание, соотнесение (по признакам), обследование, сравнение, уравнивание, группировка, упорядочивание. — Свойства и отношения (длинный — короткий, длиннее — короче и т. п.)
Задачи развития
— Побуждать детей к сравнению логических блоков, разноцветных счетных палочек и полосок по одному и двум свойствам (такие же по форме, такие же по форме и размеру; одинаковые по цвету, но разные по форме); по количеству (больше, чем...; меньше, чем...; столько же); по пространственному расположению.
— Побуждать к объединению в группы блоки и полоски: по одному свойству (только квадратные блоки, только синие полоски); по двум свойствам (только желтые круглые блоки, только красные квадратные фигуры и т. п.).
— Вызвать интерес к выстраиванию логических цепочек по одному свойству.
— Активизировать действия детей в разбиении блоков на группы по одному признаку: по размеру — на 2 группы, по толщине — на 2, по цвету — на 3; по форме — на 4.
— Активизировать речь детей в процессе называния единичных свойств блоков (красный толстый, желтый маленький), фигур (синяя большая), полосок (красная короткая, синяя длинная); групп (круглые большие блоки; желтые короткие полоски).
— Побуждать детей к воссозданию силуэтов из палочек и блоков по образцам и без них
Игровые пособия и материалы в предметно-развивающей среде
— Блоки Дьенеша (1—2 комплекта на группу детей).
— Логические фигуры из игрового комплекта «Давайте вместе поиграем» (5—6 наборов).
— Пособие «Веселые цветные числа» (4—5 штук).
— Цветные палочки Кюизенера (1—2 набора). Ковролиновые коврики; наборы логических фигур, разноцветных полосок к коврикам.
— Альбомы-игры: «Блоки Дьенеша для самых маленьких (2—3 года)» (5—6 штук), «Волшебные дорожки» (5—6 штук), «Маленькие логики» (5—6 штук)
Способы педагогической поддержки ребенка в логико-математических играх
— Эмоциональные действия взрослого с предметами как способ вовлечения в игру на основе подражания.
— Совместные действия с целью получения результата: в обследовании свойств предметов; в частичном преобразовании и воссоздании новых форм; в изменении по форме, размеру и т. д.
— Побуждение ребенка к проговариванию: называнию цвета, простых форм, действий (взял, положил, принес).
— Помощь в построении высказываний по поводу выполненных действий.
— Одобрение успешных и результативных действий детей и их удачных высказываний
Таблица 5. Поквартальное распределение содержания
логико-математического развития детей 3—4 лет
Организация детской деятельности
Игры, пособия
1. Блоки Дьенеша.
2. Палочки Кюизенера.
3. Пособие «Веселые цветные числа».
4. Альбом-игра «Блоки Дьенеша для самых маленьких (2—3 года)».
5. Альбом «Волшебные дорожки».
6. Альбом «Маленькие логики».
7. Логические фигуры из пособия «Давайте вместе поиграем»
Первый квартал
Совместная со взрослым
— Строим дорожки к домикам из блоков и фигур одного цвета (одной формы, одной толщины), пособия 1,7.
— Составляем силуэты больших и маленьких парусников, ракет, собачек, грузовика из блоков (с блоками), пособие 4, с. 4—7.
— Находим и сравниваем по цвету и длине разноцветные полоски, пособие 3.
— Составляем одноцветные и разноцветные дорожки одинаковой и разной длины из полосок и палочек, пособия 2, 3, 5.
— Угощаем 2—3 мишек (зайчиков, кукол) печеньем (печенье — блоки или фигуры): одного — большими печеньями, другого — маленькими; одного — красными, другого — желтыми, третьего — синими; одного — круглыми, другого — треугольными, третьего — квадратными, пособия 1, 7. — Сравниваем ряды блоков, фигур по количеству, пользуясь приемами наложения, составления пар. Устанавливаем, поровну ли их, чего больше, чего меньше, на сколько больше, меньше. Самостоятельная
— Играем с блоками, разноцветными полосками, геометрическими фигурами.
—Накладываем и воссоздаем простые силуэты, составляем и украшаем домики, елки. — Выкладываем разные длинные красивые дорожки из полосок и палочек
Второй квартал
Совместная со взрослым
— Строим дорожки из блоков, фигур, чередуем их по цвету, форме, пособия 1,4, 7. — Находим блоки и фигуры другого цвета (формы, размера), пособия 1, 7. — Выкладываем разноцветные дорожки из палочек и полосок, чередуя их по цвету и длине. Называем длину и цвет палочек, пособия 1, 2, 3. — Дорисовываем картинку: «Для нашей мамы-кошки поем мы на дорожке», «Вот козлят считает мама: рожек много, деток мало», «Надоело колобку лежать, он и покатился...» и др., пособие 5, с. 5—8.
— Подбираем блоки по размеру и цвету, делаем бусы для мамы, строим дорожку к детскому саду, «рисуем» сказочное солнышко, строим пряничный домик, пособие 6, с. 1—4. т
—Сравниваем по количеству ряды блоков (столько же; больше на 1,2; меньше на 1, 2), уравниваем их, называем сколько блоков в ряду (2, 3), пособие 1.
— Делим блоки и фигуры по цвету, по форме, по размеру; называем числом количество полученных групп (две, три), пособия 1, 2, 3.
Самостоятельная
— Воссоздаем силуэты парусников, лодок, человечков, елок, пособие 4.
— Строим дорожки, пособие 5.
— Угощаем кукол конфетами, печеньями.
— Заезжаем на машинах в гаражи
Третий квартал
Совместная со взрослым
— Ориентируемся на форму, размер, цвет и составляем силуэты из блоков: клоун, экскаватор, пароход, пособие 4, с. 12—14; игры «Бабочки-красавицы», «Друзья-ушастики», «Разноцветные зайчата», «Домики», пособие 6, с. 5—8. — Чередуем: палочки, полоски по длине и цвету, пособия 2, 3; блоки (фигуры) по цвету, форме, толщине, размеру, пособия 1, 7.
— Придумываем красивые дорожки с чередованием блоков по цвету, форме, размеру; палочек и полосок по длине и цвету, пособия 1,2, 3.
— Выкладываем блоки, фигуры в ряды, сравниваем их по количеству, пользуясь разными приемами (наложение, приложение, составление пар), пособия 1, 2, 3, 4.
— Делим на группы по-разному блоки, палочки, фигуры (по цвету, по форме, по размеру, по толщине), называем число групп (две, три, четыре).
— Сравниваем по длине две разноцветные полоски (палочки), уравниваем их по длине, пособия 2, 3. — Придумываем и составляем силуэты (с блоками, фигурами), пособия 1,4.
Самостоятельная
— Нагружаем вагоны, строим и украшаем дорожки (с блоками, фигурами, полосками).
Чередуем красные, синие, желтые круги. Составляем гусеницу (с блоками).
— Чередуем, группируем, составляем (играем с разными объектами).
— Воссоздаем силуэты, «дорисовываем картины», пособия 4, 5, 6.
— Выкладываем дорожки, площадки плитками (квадратными красными, треугольными синими, желтыми квадратными и т. п.; играем с блоками, фигурами), пособия 1,4.
— Придумываем сами и выкладываем силуэты, картинки