Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследовательская деятельность и экспериментирование



2019-08-14 439 Обсуждений (0)
Исследовательская деятельность и экспериментирование 0.00 из 5.00 0 оценок




Исследовательская деятельность является особым видом интеллектуально-творческой деятельности и включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценку и прогнозирование развития ситуации (А. Н. Поддьяков).

Главный путь развития исследовательского поведения ребенка — собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании. По мнению многих исследователей, именно в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.

Детское экспериментирование, по мнению А. Н. Поддьякова, — это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте.

Для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется, когда в процессе деятельности ребенок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направление деятельности. По мере получения новых сведений об объекте ребенок может ставить перед собой новые, более сложные цели и пытаться достичь их. Так происходит усложнение и развитие действий целеобразования.

В качестве результатов исследовательской деятельности выступают:

· новая информация о строении и свойствах новых, только что образованных групп объектов, связях между группами объектов, способах перегруппировки и т. п.;

· освоение детьми исследовательских умений (анализировать ситуацию, прогнозировать развитие через выдвижение гипотез, организовывать опыты с целью проверки, формулировать выводы);

· познавательное и личностное развитие (появление интереса, стремление участвовать в исследовании, инициативность, целеустремленность и настойчивость, продуктивное общение со сверстниками).

 

Творческие задачи, ситуации и вопросы

Дошкольникам целесообразно предъявлять творческие задачи, ставить перед ними творческие вопросы после того, как необходимые для решения представления будут сформированы. Например, творческая задача «Нарисуй кошку, не рисуя ее» предполагает в качестве одного из вариантов решения рисование какой-либо части, по которой можно догадаться о целом (активизируется знание о зависимости части и целого).

Ю. Г. Тамберг отмечает, что существуют определенные трудности в выборе за­дач для детей. Если задача простая — ребенку скучно, если сложная — он отказы­вается ее решать. Существует несколько уровней трудности задач. Первый: ребенок может решить задачу самостоятельно. Второй: самостоятельно решить задачу ре­бенок не может, только с помощью наводящих вопросов. Третий: ребенок не может решить задачу, но может понять ход решения и ответ. Четвертый: ребенок не мо­жет ни решить задачу, ни понять ход решения и ответ. Следует предлагать задачи первых трех уровней сложности, причем задачи третьего уровня нужно решать в совместной деятельности детей и педагога. Таким образом ребенок обретает уве­ренность в своих силах и смелость в постановке целей. Кроме того, он получает удовольствие от общения со взрослым.

Творческая задача «Как нарисовать солнце, если наш карандаш умеет рисовать только квадраты?» может быть решена через осознание структуры многоугольни­ков: чем больше углов, тем больше фигура похожа на круг. Это задача третьего уровня для шестилеток. Можно предложить решать ее практическим способом: множество квадратов накладывать друг на друга или же выстраивать из них замк­нутую в круг линию.

Результатом включения в образовательный процесс творческих задач, ситуаций, вопросов будут развитие у детей (и взрослых) творческих способностей; уточне­ние и углубление представлений о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях; развитие инициативности, самостоятельности, уверенности в сво­их возможностях, чувства юмора; получение удовольствия от умственного труда и общения.

Формы организации детской деятельности зависят от вида и назначения игр, мотивации, степени овладения познавательными действиями.

Логические блоки и палочки Кюизенера — отличные дидактические средства для развития творческой инициативы ребенка. Например, детям предлагаются игровые упражнения, в которых требуется: придумать правила построения доро­жек, расселения фигур в домиках; догадаться, как увеличить лесенку, составлен­ную из цветных палочек Кюизенера; нарисовать картину «Зимний лес»; составить новый силуэт и др.

Преимущественно самостоятельно и инициативно, в виде самодеятельности, дети осваивают настольно-печатные игры, игры-забавы, логические и математиче­ские головоломки, занимаются экспериментированием. Естественно, что в каждом конкретном случае возможно сочетание самодеятельности и совместного со взрос­лым конструирования системы игровых действий. Взрослый мотивирует деятель­ность детей; создает положительное настроение; вызывает стремление находить способы решения, отгадывать и догадываться, включаться в коллективное решение игровых задач.

В деятельности, организуемой взрослым, дети осваивают способы разрешения проблемных ситуаций, решения творческих задач, поиска и построения ответа на вопрос. Для этого взрослый организует тематические мини-ситуации, игровые си­туации, тренинги, развлечения и вечера досуга (в том числе совместные с родите­лями).

Все перечисленные методы и приемы обучения и. развития детей в логико-математической деятельности интегрируются исходя из целей, содержания, воз­растных возможностей детей, уровня освоения ими практических действий и мыс­лительных операций.



2019-08-14 439 Обсуждений (0)
Исследовательская деятельность и экспериментирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследовательская деятельность и экспериментирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (439)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)