В логико-математическом развитии
В каждой возрастной группе необходимо создать условия для совместного с педагогом и самостоятельного освоения детьми логико-математических игр с блоками и палочками. В младших возрастных группах (3—4 года) желательно иметь: · блоки Дьенеша, 1—2 набора; · палочки Кюизенера (со второй младшей группы), 1—2 набора; · цветные полоски (плоский вариант палочек Кюизенера из пособия «Веселые цветные числа»), 4—5 наборов; · логические фигуры (плоский вариант блоков Дьенеша) из игрового комплекта «Давайте вместе поиграем», 4—5 наборов; · альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», 5—6 штук; · альбом «Маленькие логики», 5—6 штук; · альбом «Волшебные дорожки», 5—6 штук. Для средней возрастной группы (4—5 лет) понадобятся: · блоки Дьенеша, 3—4 набора; · палочки Кюизенера, 3—4 набора; · цветные полоски (из пособия «Веселые цветные числа»), 5—6 наборов; · комплект «Давайте вместе поиграем», 5—6 штук, с. 1—13; · альбом «Лепим нелепицы», 5—6 штук, с. 1,2, 4, 5, 10—12; · альбом «Дом с колокольчиком», 5—6 штук; · альбом «На золотом крыльце», 5—6 штук, с. 2—12; · альбом «Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Старшей возрастной группе (5—6 лет) необходимы: · блоки Дьенеша, 5—6 наборов; · палочки Кюизенера, 5—6 наборов; · комплект «Давайте вместе поиграем», 8—9 штук, с. 1—9, 16—21; · цветные полоски (из пособия «Веселые цветные числа»), 9—10 наборов; · альбом «Лепим нелепицы», 5—6 штук, с. 3, 6—9; · альбом «На золотом крыльце», 5—6 штук, с. 13—30; · альбом «Праздник в стране блоков», 5—6 штук, с. 6—13; · альбом «Спасатели приходят на помощь», 5—6 штук, с. 3—8; · альбом «Посудная лавка», 5—6 штук, с. 19—30; · альбом «Страна блоков и палочек», 5—6 штук, с. 1—4. Для подготовительной группы (6—7 лет) нужны: · блоки Дьенеша, 5—6 наборов; · палочки Кюизенера, 5—6 наборов; · цветные полоски (из пособия «Веселые цветные числа»), 9—10 наборов; · комплект «Давайте вместе поиграем», 9—10 штук, с. 1—9, 22—31; · альбом «На золотом крыльце», 5—6 штук, с. 31—46; · альбом «Спасатели приходят на помощь», 5—6 штук, с. 9—14; · альбом «Поиск затонувшего клада», 5—6 штук; · альбом «Праздник в стране блоков», 5—6 штук, с. 10—14; · альбом «Посудная лавка», 5—6 штук, с. 6—18; · альбом «Страна блоков и палочек», 5—6 штук, с. 5—16; · — альбом «Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша», 5—6 штук, с. 10—12. С целью организации логико-математической деятельности, стимулирования проявлений ребенком самостоятельности и инициативности используются дидактические пособия, из которых создается игровая среда. При этом пространство групповой комнаты используется как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости, где размещаются ковролиновые панно, игровые композиции, игровые макеты, магнитные доски и др. На стене, к которой удобно подойти, размещаются ковролиновое панно размером 200 см в длину и 100 см в высоту, окантованное рамкой, и контейнеры с наборами логических фигур и цветных полосок. На каждой из фигур имеется кусочек липкой ленты, которая удерживает ее на вертикальной плоскости. Вслед за играми с блоками и логическими фигурами педагог использует «житейские» материалы, сконструированные по типу логических блоков (божьи коровки, куклы и др.). Таблицы, макеты, игровые панно и прочее оборудование конструируется педагогами возрастных групп с целью повышения интереса детей к данным видам деятельности и обеспечения самостоятельного практикования в различении блоков и палочек, соотнесении по свойствам, группировке, классификации. К примеру, на игровом панно «разбросаны» разноцветные полоски. Вверху — несколько картинок-образцов. Ребенок может составить фигуру по образцу или же, проявив творческую инициативу, создать что-либо другое (дорожку, лесенку, елочку, ежика и т. п.). В условиях педагогического сопровождения ребенка в логико-математических играх с использованием ковролинов дети овладевают умениями: · составлять лесенки, пирамидки, площадки (3—4 года); выполнять действия увеличения и уменьшения, сравнения, группировки и упорядочения (5—7 лет) в играх с разноцветными полосками и палочками; · выполнять действия сравнения, противопоставления, объединения, распре деления логических фигур по ходу развития сюжета, рассказа, сказки, истории (3,5—5 лет); · продолжать и самостоятельно составлять (по аналогии, на основе преобразования, изменения основания) логические цепочки, решать логические задачи (5—7 лет), осуществлять группировку, упорядочивание (4—5 лет), классификацию и сериацию (5—7 лет); · использовать логические фигуры, знаки-символы для решения задач на кодирование, декодирование и задач с элементами комбинаторики (6—7 лет). Детская деятельность с использованием ковролинов может быть как совместной с педагогом, так и самостоятельной. В самостоятельной деятельности дети составляют различные узоры, витражи. Они пользуются знаками-символами, расшифровывают знаки, кодируют (составляют зашифрованное письмо). Дошкольники выбирают из комплекта те фигуры, с помощью которых можно составить простую логическую задачу (на последовательность чередования, нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда); предлагают сверстнику решить ее, составить новую задачу. Широко используются игровые классификационные таблицы (домики, деревья). В играх с ними дети распределяют блоки или логические фигуры по классам (клеточкам таблицы). Например, на ковролине — два «домика», большой и маленький (рис. 10). Нужно разместить в них все 48 блоков с учетом цвета, формы и размера. Каждый блок должен найти свою «квартиру» (клеточку), а в каждой «квартире» должны поселиться одинаковые по цвету, форме и размеру блоки. «Бездомных» быть не должно.
Рис.10 При организации игровой логико-математической деятельности детей с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера педагогу важно: · увлечь ребенка деятельностью за счет одномоментного включения его в игру через игровой мотив (догадаться, как открыть секрет; переместить что-либо · по условию или с определенной целью; изобразить условно; придумать, представить и т. д.); · обеспечить динамику игры, рациональное сочетание практических умственных действий по ходу игры, отсутствие хаотичности, торопливости, неясности; · использовать элементы недосказанности («Забыла», «Не знаю, как поступить»), общей неопределенности, что мобилизует детей на поиск; · включать детей в сюжетосложение, поиск способов решения, процесс оказания уместной помощи другому ребенку или взрослому; · создать и поддерживать игровую обстановку: тематические композиции на ковролинах, магнитных досках, планшетах; элементы декорации и костюмов для участников игры; показ фрагментов телефильмов, презентаций, фотографий, рисунков, иллюстраций (все это создает игровую атмосферу, что повышает эмоциональное состояние участников игры).
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (370)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |