игры, пособия
1. Блоки Дьенеша.
2. Палочки Кюизенера.
3. Пособие «Веселые цветные числа».
4. Альбом «Давайте вместе поиграем».
5. Альбом «На золотом крыльце».
6. Материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша.
7. Альбом «Праздник в стране блоков».
8. Альбом «Спасатели приходят на помощь».
9. Альбом «Посудная лавка».
10. Схематические изображения деревьев, домиков для классификации.
11. Знаки-символы цвета, формы, размера, толщины.
12. Разноцветные обручи.
13. «Жизненные» материалы — заменители блоков (листья, флажки).
14. Ковролины и комплекты фигур к ним
Первый квартал
Совместная со взрослым
— Анализируем свойства объектов и выявляем их наличие или отсутствие; пользуемся знаками-символами: угадываем блоки способом перебора свойств, И. 1.2—П; находим блоки по трем знакам-символам (карточки с неперечеркнутыми знаками), собираем их в группу, называем общее свойство группы (красные тонкие круглые, маленькие желтые треугольники и т. д.), пособие 8, с. 1—4.
— Анализируем, сравниваем по двум признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам: строим дорожки И. 2.1—II; ищем сходство И. 2.3—П, И. 2.4—II; находим ошибки, пособие 6, с. 7—8.
— Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания; расшифровываем (декодируем) свойства: подбираем к каждому знаку блоки, называем, какие они (не красные, не квадратные, не синие и т. д.), пособие 6, с. 1—5; ищем выход, И. 6.1; строим дом, И. 6.2—I; обозначаем свойства знаками-символами, И. 7.1—I; используем материалы «Житейские истории», «Я загадаю — вместе отгадаем», пособие 8, игры 2, 3, «Угощение для медвежат-2», пособие 4, с. 10.
— «Читаем» схемы, следуем правилам, И. 4.1—I.
— Изменяем свойства, играем в игры «Логический поезд», пособие 4, с. 26—27. — Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по двум признакам: ищем место каждому блоку; заселяем двухэтажный дом, И. 3.2—П. — Строим лесенку из разноцветных полосок, считаем квадратики в каждой полоске. Называем, сколько их в каждой полоске, обозначаем их количество цифрой, пособие 3. — Строим лесенку из палочек, «шагаем» по ней, называем числа по порядку, обозначаем номера ступенек цифрами, пособия 2, 3. — Узнаем, сколько раз уложится розовая палочка в оранжевой (бордовой, фиолетовой, красной), а голубая — в фиолетовой (синей). Самостоятельная — Готовим выставку «Времена года. Осень»: составляем тематические картинки по образцу, придумываем новые, пособие 6, с. 4.
— Составляем загадки, рассказы на тему «Времена года». — Воссоздаем, преобразуем, составляем по собственному замыслу различные виды транспорта, организуем автопарк, пособие 5, с. 41—42.
— Из ковролиновых ковриков составляем большое полотно, готовим выставку транспортных средств.
— Придумываем и составляем картинки из блоков и палочек, сочиняем по ним истории, загадки, рассказы
Второй квартал
Совместная со взрослым
— Анализируем свойства объектов, выявляем их наличие и отсутствие; составляем разные комбинации из двух свойств; пользуемся знаками-символами: помогаем спрятаться, И 1.1—III; ищем клад, И. 1.3—П; угадываем блоки, И. 1.2—П.
— Анализируем, сравниваем по двум-трем признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам: строим дорожки, И. 2.1—II, III; играем в домино, И. 2.2—II, III; ищем, чем похожи, И. 2.3—II, III, И. 2.4—II, III.
— Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания, расшифровываем (декодируем) свойства: строим дом, И. 6.2—II; ищем выход, И. 6.1; украшаем елку бусами, пособие 4, с. 20—21, см. методические советы к пособию; используем материалы «День рождения», «Рыбалка», «Садовники», «Строительство города», пособие 4, с. 18—19, см. методические советы к пособию.
— Зашифровываем (кодируем) и расшифровываем (декодируем) свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки: обозначаем свойства знаками-символами и «читаем» их, И. 7.1—II.
— «Читаем» схемы, следуем правилам, И. 4.1—П.
— Разбиваем и группируем блоки по двум признакам: заселяем двухэтажный дом, указываем общее свойство группы, И. 3.2—I.
— Находим закономерности, И. 5.1.
— Разбиваем и классифицируем блоки по одному свойству, И. 8.1.
— Строим лесенку из полосок, палочек, «шагаем» по ней вверх и вниз, называем числа по порядку, пособия 2, 3.
— Находим в «сломанной» числовой лесенке пропущенные числа, восстанавливаем лесенку.
— Измеряем палочками и полосками длину, ширину, высоту различных предметов, называем число условных мерок. Самостоятельная
— Готовим выставку «Времена года. Зима»: составляем тематические картинки по образцу, придумываем новые, пособие 6, с. 1.
— Сочиняем загадки, рассказы на тему «Времена года».
— Воссоздаем, преобразуем, составляем по собственному замыслу различные виды транспорта, организуем автопарк, пособие 5, с. 41—42.
— Сами «читаем» знаки-символы; используем игры «Житейские истории», «Я загадаю — вместе отгадаем», пособие 8, «Кошки-мышки», пособие 7.
— Строим числовые лесенки; составляем силуэты, картины по мотивам сказок, мультфильмов.
— Рисуем свои логические деревья
Третий квартал
Совместная со взрослым
— Продолжаем комбинировать два-три разных свойства и пользоваться знаками-символами: ищем клад, И. 1.3—П, III; угадываем блоки, И. 1.2—II, Ш.
— Анализируем, сравниваем, находим одинаковые и разные блоки по двум-трем свойствам; следуем правилам, сами их придумываем: играем в домино, И. 2.2—П, Ш; ищем сходство.
— Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания, расшифровываем (декодируем) свойства: ищем выход, И. 6.1; строим дом, И. 6.2—Ш; играем в лото, И. 6.3—I; используем материалы «Транспорт к выезду готов», «Восстанавливаем разрушенный город», пособие 8, с. 8, игра 5.
— Разбиваем и группируем блоки по двум и трем признакам: ищем место каждому блоку, И. 3.1—Ш; придумываем логические деревья, домики для классификации. — «Читаем» схемы и действуем по правилам, ориентируясь на два свойства: строим дорожки, цепочки, выкладываем гусеницу, И. 4.1—П, III; «выращиваем» дерево, И. 4.2—П.
— Зашифровываем (кодируем) и расшифровываем (декодируем) свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки: обозначаем свойства знаками-символами и «читаем» их, И.7.1—П,Ш.
— Находим закономерности, И. 5.1. — Делим блоки, фигуры по двум признакам по-разному: по форме и размеру, по цвету и толщине, по цвету и форме, по размеру и толщине; считаем, сколько получилось групп; определяем, в каких случаях получается групп больше, а в каких меньше. — Разбиваем блоки по двум совместимым свойствам на 4 группы, И. 8.2.
— Составляем коврики из цветных полосок и палочек (белых, розовых, голубых, красных и желтых), моделируя состав числа в пределах 3—5 из двух меньших; называем состав числа (3 — это 2 и 1; 4 — это 3 и 1, 2 и 2; 5 —это 4 и 1, 3 и 2). Самостоятельная
— Готовим выставку «Времена года. Весна. Лето»: составляем тематические картинки по образцу и придумываем новые, пособие 6, с. 2, 3. — Сочиняем загадки, рассказы, истории.
— Создаем артиллерийский музей. — Строим числовые лесенки, составляем силуэты, картины по мотивам сказок, мультфильмов, событий из жизни семьи, детского сада, города. — Сами «читаем» знаки-символы, используем игры «Житейские истории», «Я загадаю — вместе отгадаем», «Транспорт к выезду готов», «Восстанавливаем разрушенный город», пособие 8.
Играем в игры с блоками и палочками.
— Придумываем свои правила для «выращивания» деревьев, построения необычных фигур
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...