Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 3. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ЦВЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА



2019-08-14 387 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ЦВЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА 0.00 из 5.00 0 оценок




Игры с логическими блоками Дьенеша

Организовать работу с детьми, предполагающую использование игр и упражне­ний с логическими блоками Дьенеша, вам поможет таблица 12.

Таблица 12

№ группы Логико-математические умения Игры и игровые упражнения с ло­гическими блоками
1 Анализируем и выявляем свойства и их от­сутствие, пользуемся знаками-символами И. 1.1. «Помоги муравьишкам». И. 1.2. «Угадай-ка». И. 1.3. «Найди клад»
2 Анализируем, сравниваем, находим объек­ты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам И. 2.1. «Дорожки». И. 2.2. «Домино». И. 2.3. «Найди пару». И. 2.4. «Две дорожки». И. 2.5. «Поймай тройку»
3 Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по несовмести­мым свойствам И. 3.1. «Где чей гараж» («Логическое дерево»). И. 3.2. «Засели домик»
4 «Читаем» схемы, следуем правилам И. 4.1. «Строители дорог». И. 4.2. «Вырастим дерево». И. 4.3. «Фантазеры». И. 4.4. «Сократи слово»
5 Анализируем, сравниваем, находим зако­номерности И. 5.1. «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?»
6 Ориентируемся на знаки-символы отрица­ния свойств и расшифровываем (декодиру­ем) свойства И. 6.1. «Помоги фигурам выбраться из леса». И. 6.2. «Построй дом». И. 6.3. «Лото»
7 Зашифровываем (кодируем) и расшифро­вываем (декодируем) свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки И. 7. 1. «Загадки без слов». И. 7.2. «Где спрятался Джерри?» И. 7.3. «Угадай фигуру»
8 Разбиваем и группируем по совместимым свойствам; характеризуем группы, поль­зуясь словами (логическими операторами) «все», «не», «и», «или» И. 8.1. «Раздели блоки-1». И. 8.2. «Раздели блоки-2»

Анализируем и выявляем свойства и их отсутствие, пользуемся знаками-символами

И. 1.1. Помоги муравьишкам

Материал. Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) или мешочки по числу детей.

 

Содержание

I

Перед детьми выложены блоки (муравьишки). Педагог рассказывает детям историю о том, что у мамы-муравьихи много детей — веселых и любознательных муравьишек. Они часто убегают из дома, а потом с трудом находят дорогу назад, некоторые даже теряются в большом лесу. Решила мама-муравьиха научить мура­вьишек быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей.

Каждый ребенок получает домик. Ведущий называет, какие блоки (муравьиш­ки) должны спрятаться в домиках, например все треугольные. Дети прячут в свои домики соответствующие блоки. В конце домики открывают и проверяют, не по­пали ли туда блоки другой формы. После проверки и исправления ошибок блоки возвращают на место.

Ведущий дает новую команду, например спрятать в домиках всех не треуголь­ных муравьишек. Всякий раз при повторении игры свойство, на которое дети ори­ентируются при решении игровой задачи, меняется (синие — не синие, большие — не большие, круглые — не круглые и т. п.).

Сначала роль ведущего (мамы-муравьихи) выполняет взрослый, затем по оче­реди дети.

При повторении упражнения меняются игровые задачи: поймать мышек, со­брать все съедобные грибы и др.

II

Ведущий называет сразу два свойства блоков, которые должны попасть в доми­ки (синие круглые, квадратные желтые, синие не круглые, маленькие не треуголь­ные и др.).

Педагог каждый раз поощряет стремление детей самостоятельно придумывать новые комбинации свойств.

III

Ведущий указывает сразу три свойства блоков, которые должны попасть в доми­ки (круглые красные большие, желтые маленькие квадратные, красные большие не треугольные, толстые не большие не синие, не желтые не тонкие не круглые и др.).

Каждый раз перед детьми ставятся привлекательные игровые задачи. Взрослый поощряет стремление детей придумывать новые комбинации свойств.

И. 1.2. Угадай-ка

Материал. Логические блоки, образная игрушка, карточки-свойства (для II и III вариантов).

Содержание

I

Ведущий от имени какого-либо игрового персонажа, например Буратино, обра­щается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего — дарить подарки. Подарков у меня целая коробка. {Показывает коробку с блоками?) Здесь шоколадки, машинки, куклы и все-все, что хотите. Я уже выбрал подарок для Мальвины. Вы тоже сможете выбрать подарки для своих друзей. Но для этого вам сначала нужно будет угадать, какого цвета подарок я приготовил для Мальвины. Сейчас я достану его из своей коробки и спрячу».

Буратино прячет один из блоков, дети пытаются угадать его цвет. Тот, кто угады­вает, получает право выбрать подарок для своего друга. Он прячет блок (подарок) и говорит, какое его свойство надо угадать.

В повторных играх дети угадывают форму, размер или толщину блока.

II

Буратино прячет блок (подарок) и предлагает угадать сразу два его свойства (на­пример, какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортиллы). При от­гадывании дети обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино говорит, что названо верно, а что не верно, и выставляет соответствующую карточку-свойство {рис. 11). Тот, кто уга­дывает оба свойства, сменяет Буратино — выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину и др.).

 

 

В этом варианте игры требуется угадать сразу три свойства блока. Например, ведущий (Буратино) прячет блок и предлагает угадать его цвет, форму и размер (форму, размер и толщину; цвет, форму и толщину). Игроки при отгадывании долж­ны обязательно уточнить все три свойства. Если они угадывают одно или два из заданных свойств, ведущий говорит, что названо верно, а что не верно, и выклады­вает соответствующие карточки-свойства (рис. 12).

 

В дальнейшем следует усложнить задачу: предложить угадать все четыре свой­ства блока.

Эту игру можно организовать по типу известной телеигры «Что? Где? Когда?». Для нее дополнительно потребуются игровое поле, разделенное на секторы по ко­личеству игроков (в качестве поля может выступать круг, начерченный на полу или вырезанный из бумаги и расположенный в любом удобном месте), волчок со стрел­кой (в центре игрового поля), непрозрачные коробочки по числу секторов.

До начала игры ведущий кладет в каждую коробку по одному блоку и ставит по одной коробке на каждый сектор игрового поля. Игроки занимают места во­круг игрового поля. Ведущий вращает волчок. Остановившаяся стрелка указывает, в какой коробке лежит блок, свойства которого надо угадать, и кто начинает отгады­вать. Ведущий снимает коробку с игрового поля, смотрит, какой блок находится в ней (игрокам не показывает), и предлагает угадать два или больше его свойств. Тот, кто угадал все свойства блока, становится ведущим. Он заполняет пустую коробку (игроки не должны видеть ее содержимое) и снова вращает волчок.

И. 1.3. Найди клад

Материал. Логические блоки, круги из бумаги (клады), карточки со знаками цвета, формы, размера, толщины (для II и III вариантов).

Содержание

I

Перед детьми лежат 8—10 логических блоков. Дети — кладоискатели, кружок из бумаги — клад. Его нужно отыскать — угадать цвет, форму, размер или толщину блока, под которым спрятан кружок.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет кружок— клад — и сообщает правило его поиска: чтобы найти клад, нужно угадать цвет бло­ка. Тот, кто находит клад, забирает его себе и становится ведущим.

Вначале педагог исполняет роль кладоискателя. Он показывает, как производить поиск клада. Если кладоискатель правильно указывает свойство блока, под кото­рым находится клад, дети говорят «да», если не верно — «нет». Например, педагог спрашивает:

— Клад под красным блоком?

— Нет, — отвечают дети.

— Под желтым?

— Нет.

— Под синим?

— Да.

Педагог-кладоискатель осуществляет проверку и, если находит клад, забирает его себе. После этого кладоискателями становятся дети. Победителем становится тот, кто нашел больше всего кладов.

При повторении игры дети угадывают другие свойства блоков — их форму, раз­мер, толщину.

II

У ведущего — карточки-свойства. Количество блоков увеличивается до 16. Что­бы найти клад, игрокам нужно угадать два свойства блока, под которым он спрятан. После уточнения свойства ведущий выставляет карточку с соответствующим зна­ком. Ход игры может быть, например, таким.

— Клад под круглой большой фигурой? — спрашивает кладоискатель.

— Нет, — отвечает ведущий.

— Под квадратной маленькой?

— Под квадратной (ведущий выкладывает карточку с нарисованным на ней квадратом), но не под маленькой.

— Под квадратной большой?

— Да (ведущий добавляет к ранее выложенной карточке еще одну (см. рис. 13)).

 

Поднять блок и проверить, есть ли под ним клад, может только тот, кто правиль­но указал оба свойства блока.

При повторении игры дети угадывают другую пару свойств: цвет и толщину, цвет и форму, форму и толщину.

III

Количество блоков увеличивается до 24.

Кладоискатели должны угадать сразу три свойства блока. Ведущий подтвержда­ет каждое угаданное свойство карточками. Например:

— Клад под красным, большим, круглым блоком?

— Под красным {выкладывает карточку), но не под большим и не под круг­лым.

— Под красным маленьким треугольником?

— Под красным маленьким блоком {добавляет к выложенной карточке еще одну), но не под треугольником.

— Под красным маленьким квадратом?

— Да {выставляет еще одну карточку (рис. 14)).

Тот, кто правильно назвал все три свойства, поднимает указанный блок и заби­рает клад.



2019-08-14 387 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ЦВЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 3. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ЦВЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)