Материал. Логические блоки, две игрушки.
Содержание Перед детьми — две игрушки, например Винни-Пух и Пятачок. Педагог рассказывает: «Друзья пришли в гости к умному Кролику. Кролик предложил им конфеты (конфеты. — блоки), но сказал, что они смогут съесть их лишь тогда, когда разделят между собой следующим образом: Винни-Пуху — все желтые, а Пятачку — все прямоугольные». Педагог предлагает детям помочь Винни-Пуху и Пятачку разделить конфеты. Сначала он выясняет, запомнили ли дети условие задачи (для того чтобы дети не забыли условие, можно рядом с игрушками поместить карточки с обозначениями указанных свойств). Затем определяется, куда следует класть конфеты, которые подходят и Пятачку, и Винни-Пуху (в коробку, расположенную между ними), а также конфеты, которые никому не подходят (в ведерко, стоящее в стороне от игрушек). Дети раскладывают блоки. Затем педагог предлагает им проверить, правильно ли решена задача (разделены конфеты), а также найти и исправить ошибки (если они были совершены). С целью проверки педагог спрашивает: — У Винни-Пуха все желтые блоки? — У Пятачка все прямоугольные блоки? Дети, как правило, быстро находят «ошибочные» блоки и начинают перекладывать их от Винни-Пуха к Пятачку и обратно. Однако после нескольких перемещений они приходят к выводу: если блок одновременно и прямоугольный, и желтый, то он подходит и Винни-Пуху, и Пятачку, а значит, его место — в коробке. В завершение педагог просит детей назвать каждую группу блоков и место ее расположения. Он задает следующие вопросы. 1) Какие блоки оказались общими? (Желтые и прямоугольные.) 2) Какие блоки попали к Винни-Пуху? (Все желтые и не прямоугольные.) 3) Какие блоки попали к Пятачку? (Прямоугольные и не желтые.) 4) Какие блоки ни к кому не попали? (Не желтые и не прямоугольные.) Иногда дети указывают в ответах лишь одно из двух свойств. Например, они говорят: «У Пятачка все прямоугольные блоки». В этом случае педагог обращает их внимание на то, что общие блоки тоже все прямоугольные, и просит назвать блоки Пятачка так, чтобы их нельзя было спутать ни с какими другими. Сначала правила разбиения блоков называет взрослый, затем — сами дети. При каждом повторном упражнении меняются свойства — основания разбиения блоков. Например, требуется разделить конфеты так, чтобы: — у Винни-Пуха оказались все круглые, у Пятачка — все синие; — у Винни-Пуха — все треугольные, у Пятачка — все красные; — у Винни-Пуха — все синие, у Пятачка — все квадратные и т. п. Важно ввести правило: если кто-то замечает ошибку, он говорит: «Стоп!» — и исправляет ее. Это значительно повысит внимание детей, будет способствовать развитию взаимоконтроля. В ходе практического решения задачи с целью развития доказательности мышления педагог просит детей объяснять, почему они располагают свои блоки в том или ином месте. С целью стимулирования логических операций детям предлагается ответить на следующие вопросы. — Каким должен быть блок, чтобы он попал сразу и к Винни-Пуху, и к Пятачку? (Желтым и прямоугольным.) — Каким должен быть блок, чтобы он попал лишь к одному из друзей? (Желтым или прямоугольным.) — Каким должен быть блок, чтобы он не попал ни к Пятачку, ни к Винни-Пуху? (Не желтым и не прямоугольным.) Если с первой попытки дети не смогут ответить на вопросы, не давайте ответы за них. Они сами сделают это, выполняя следующие упражнения. Можно предложить детям задачи и с такими условиями: — Винни-Пуху — все круглые блоки, Пятачку — все синие; — Винни-Пуху — все квадратные блоки, Пятачку — все толстые; — Винни-Пуху — все большие блоки, Пятачку — все прямоугольные и т. п. Повторяя упражнение, взрослый меняет игрушки, игровые задачи и действия, наделяет блоки другими образами. Упражнение можно организовать и как игру с двумя обручами. На пол кладутся два разноцветных пересекающихся обруча (рис. 47). Сначала дети выясняют, сколько получилось мест (четыре); прыгают на любое из них и говорят, где оно находится: 1— внутри обоих обручей; 2 — внутри красного, но вне синего; 3 — внутри синего, но вне красного; 4 — вне обоих обручей. Затем взрослый наделяет обручи и блоки образами и предлагает игровые задачи. Правила разбиения блоков формулируют сами дети. Решая задачу, они раскладывают блоки; проверяют, все ли блоки находятся на своих местах; называют свойства каждой группы блоков.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (251)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |