1. Выложи палочки на стол, перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, желтую, белую, черную, оранжевую, голубую, розовую палочки. 2. Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Назови цвет каждой палочки, находящейся в твоей правой руке. 3. Возьми в левую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Найди среди взятых палочек палочки одинакового цвета. 4. Возьми с закрытыми глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета. 5. Перечисли цвета всех палочек на столе. 6. Покажи не красную палочку, не желтую палочкуи т. д.
Сравниваем, строим, запоминаем цвета палочек
7. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы, гараж и т. п. 8. Возьми синюю и красную палочки и приложи их концами друг к другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей палочек; красной, розовой и синей палочек; голубой, оранжевой и черной палочек; белой и желтой палочек. 9. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Приложи палочки друг к другу (наложи их друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине? 10. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. 11. Найди с закрытыми глазами в наборе две палочки одинаковой (разной) длины. 12. Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной длины. Какого они цвета? 13. Возьми красную и черную палочки (или любые две другие палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы внизу оказалась длинная, а вверху короткая палочка. (Вначале предлагают палочки контрастных размеров.) 14. Какая из палочек длиннее (короче): красная или желтая, оранжевая или синяя, голубая или фиолетовая, желтая или черная? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга), подровняй концы с одной стороны, проверь свой ответ. 15. Покажи какую-нибудь палочку, которая короче синей, длиннее красной, короче голубой и т. д. 16. В коробке спрятана палочка, которая длиннее синей. Скажи, какая палочка спрятана. (Оранжевая.) Теперь покажи ее. 17. Назови и покажи все палочки, которые длиннее (короче)... (называется цвет любой палочки)
Строим лесенки
18. Сделай лестницу из белой, голубой и желтой палочек. Какого цвета палочка внизу (вверху, посередине)? Поднимайся по лестнице и называй цвет каждой ступеньки. Спустись по ступенькам, называя цвета ступенек. 19. Составь лесенку из оранжевой, бордовой и фиолетовой палочек. Найди среди них место для синей и черной палочек. Поднимись по лестнице, называя цвета ступенек через одну. Спустись, называя цвета каждой ступеньки. 20. Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от низкой к высокой (в вертикальной плоскости). Рядом составь еще такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от высокой палочки к низкой. Теперь из двух рядов сделай один (совместив их друг с другом). Назови цвета палочек в новом ряду слева направо и справа налево
Играем!
21. Ведущий выбирает (задумывает) любую палочку из набора. Играющие могут задавать ему вопросы об этой палочке, не касающиеся напрямую ее цвета. Ответами могут служить только «да» и «нет». Например: «Эта палочка короче желтой?» — «Нет». Значит, речь идет не о белой, розовой, голубой или красной палочках. Вопросы задаются до тех пор, пока дети не угадывают палочку, выбранную (задуманную) ведущим. Варианты разной сложности А. Разложенные в порядке увеличения палочки находятся перед глазами ребенка, и он имеет возможность отодвинуть те палочки, о которых по ходу игры получил ответ «нет». Б. Перед глазами ребенка находятся упорядоченные (а затем и неупорядоченные) по длине палочки, но в ходе игры трогать и отодвигать их нельзя. В. Перед глазами ребенка нет палочек, и ему приходится представлять их в уме. 22. Составь одну палочку из голубой и розовой так, чтобы розовая была справа (из синей и желтой так, чтобы желтая палочка была левее синей; из белой, красной и желтой так, чтобы белая была посередине; из синей, черной и желтой так, чтобы черная была в середине, а синяя справа от нее; из красной, желтой и черной так, чтобы красная была правее, а желтая левее всех). 23. Составь поезд из синего, желтого и оранжевого вагонов так, чтобы оранжевый был правее синего и желтый был правее синего. Назови цвета вагонов слева направо. 24. Возьми по одной палочке каждого цвета и, положив их друг на друга, сделай башню. Какая палочка расположена ниже: красная или оранжевая (красная или синяя)? Какая палочка расположена выше: желтая или синяя (розовая или красная)? Какая палочка лежит между черной и синей (красной и розовой)? Какая палочка лежит над черной (голубой, синей); под желтой (бордовой, синей)? Какая палочка лежит выше всех, ниже всех? 25. Возьми по одной палочке каждого цвета и разложи их по порядку: внизу самая длинная, а вверху самая короткая. Угадай, какого цвета палочка, если она лежит ниже бордовой, но выше оранжевой (ниже голубой, но выше желтой); между оранжевой и бордовой (голубой и белой); в самом низу, на самом верху
Знакомимся с числами
26. Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка — это единица, число «один». 27. Возьми две самых коротких палочки. Придвинь их близко друг к другу, чтобы казалось, будто это одна палочка. Найди в наборе палочку той же длины, что имеют две белые палочки, сложенные вместе. Розовая палочка — это число «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белые. 28. Найди палочку, равную по длине трем белым палочкам. Три белые палочки, составленные вместе, по длине равны голубой палочке. Голубая палочка — это число «три». (Аналогичным образом вводятся все остальные числа до 10 включительно.) 29. Упражнение в игровой форме «Назови число — найди палочку». Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая — один, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и т. д.). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем вразбивку. 30. Упражнение в игровой форме «Найди пару». Возможны следующие его варианты. А. К цветной цифре (палочке) надо подобрать числовую фигуру (число изображается на карточке в виде линейной последовательности кружков, а затем и в форме какой-либо геометрической фигуры: квадрата, треугольника, круга). Б. К цветной цифре подбирается соответствующая ей обычная цифра, изображенная на карточке. В. К цветной цифре подбирается соответствующее количество предметов (или их изображений на карточке). Подбор выполняется сначала по порядку следования чисел, а потом вразбивку. Выполнив упражнение, ребенок складывает палочки в коробки или мешки, на которых изображены соответствующие цифры или числовые фигуры (или то и другое вместе). 31. Составь поезд из любых палочек. Посади в каждый вагон пассажиров. Число пассажиров должно быть равно числу, которое обозначает вагон. Рядом с вагоном поставь нужную карточку с кружочками (цифрой). Сколько пассажиров в первом (втором и т. д.) вагоне? Почему? В каком вагоне пассажиров много (мало, больше всего, меньше всего)? 32. Возьми любую палочку из набора. Найди две другие палочки, которые, составленные вместе, по длине будут равны этой палочке. Расскажи, что ты сделал. Рядом с каждой палочкой поставь карточку с цифрой (числовой фигурой). Расставь также знаки «+» и «=». 33. Возьми две палочки из набора, соедини их концами, чтобы получилась новая палочка. Найди палочку, равную по длине новой палочке. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал. «Запиши» это с помощью карточек с цифрами и знаками «—», «=». Все последующие упражнения могут включать «запись» действий с помощью карточек с цифрами и знаками, но могут выполняться и без этого (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и уровня его развития)
Составляем коврики
34. Я возьму длинную палочку, а ты найди две другие, покороче, чтобы, составленные вместе, они были равны по длине моей палочке. Продолжай составлять ковер из нескольких палочек. Варианты разной сложности А. Ковер делается из любых палочек без всяких условий. Б. Ковер делается из как можно большего числа полос. В. Ковер делается из полос разного цвета (те же палочки можно уложить в разной последовательности). Г. Составляется ковер из палочек определенного цвета (например: надо взять только красную, розовую или бордовую палочку) или только из определенного их количества .(только две, три и т. д. палочки). Д. К ковру надо сделать бахрому из белых палочек. Е. То, что выложено из палочек, «записывается» с помощью карточек с цифрами и знаками
Составляем поезда — познаем числа
35. Из двух вагонов составь поезд такой же длины, как красная (бордовая, оранжевая и т. д.) палочка. 36. Возьми голубую, желтую, черную палочки. Составь из них поезд. Составь поезд такой же длины из каких-либо двух палочек. 37. Положи на стол друг за другом бордовую, красную, желтую, оранжевую палочки. Составь поезд такой же длины из каких-либо трех палочек. 38. Составь поезд из синей и белой палочек (розовой и бордовой; голубой и черной; фиолетовой и красной; двух желтых; белой, красной и желтой; черной и трех белых). Найди в наборе палочку такой же длины, как составленный поезд. 39. Положи по одной палочке каждого цвета друг под другом — от самой короткой к самой длинной. Подровняй их с одной стороны. Какой одной палочкой можно дополнить меньшую до большей? 40. Один поезд состоит из пяти белых вагонов, а другой — из трех розовых. Какой поезд длиннее? На сколько? 41. Пусть один поезд будет из синей палочки, а другой — из черной палочки. Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда стали равными по длине? 42. Оранжевая и желтая палочки составляют один поезд, а красная и фиолетовая — другой. Как можно уравнять длины поездов? 43. Составь два поезда так, чтобы в первом из них было 10 белых вагонов, а во втором 9 белых вагонов (в первом — 2 розовых, а во втором — 4 розовых вагона; в первом 6 красных, а во втором — 1 красный вагон). На сколько вагонов один из поездов короче другого? 44. Поезд состоит из красного и голубого вагонов. Составь поезд из белых вагонов так, чтобы он был на один белый вагон короче (длиннее) первого поезда. 45. Составь два поезда так, чтобы в одном из них было три розовых вагона, а другой, также состоящий из розовых вагонов, был на один вагон длиннее (в одном из них было 6 красных вагонов, а другой, также состоящий из красных вагонов, был на 2 вагона короче). 46. Поезд состоит из синего и бордового вагонов. Замени один вагон голубыми, а другой — розовыми вагонами так, чтобы длина поезда сохранилась
Измеряем
47. Измерь с помощью оранжевых палочек длину и ширину стола. 48. Измерь длину карандаша разными (одинаковыми) палочками. 49. Измерь бордовую палочку белой (розовой, красной). Сколько белых (розовых, красных) палочек помещается в бордовой? Сделай из них ковер. На сколько частей разделила белая (розовая, красная) палочка бордовую? Покажи на ковре одну часть из двух (две из двух, четыре из восьми, три из четырех и т. п.). Что больше: четыре части из восьми (четыре восьмых) или две части из восьми (две восьмых); две части из четырех (две четвертых) или три части из четырех (три четвертых)? Что меньше: одна часть из двух или две части из двух? Что больше: одна часть из двух или одна часть из четырех? На сколько одна четвертая меньше одной второй? 50. Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие известные тебе фигуры. Как можно с помощью палочек узнать, какая фигура занимает больше места, а какая меньше? Узнай с помощью палочек, равны ли стороны квадрата (прямоугольника)
Список литературы
1. Вербенец А. М. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста // Михайлова 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
2. Веселые цветные числа / Сост.: Л. М. Кларина, 3. А. Михайлова, И. Н. Че-плашкина. — СПб.: Корвет, 2012.
3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова! — М.: Айрис-пресс, 2008.
4. Гарднер Г. «Структура разума. Теория множественного интеллекта». М.— СПб.—Киев, 2007.
5. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Сост.: Н. О. Лелявина, Б. Б. Фин-келынтейн. — СПб.: Корвет, 2001.
6. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5—6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / сост.: Н. И. Касабуцкий, Г. Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская. — М.: Просвещение, 1991.
7. Дыбина О. В. В мире поиска. — М., 2009.
8. Ермакова Е. С, Румянцева И. Б., Целищева И. И. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Речь, 2007.
9. Кларина Л. М. Проблема выбора образовательной программы и ее реализация в детском саду / Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. С. 5—47.
10. Короткова Н. А., Нежное П. Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах: Пособие для дошкольных педагогов и психологов. — М., 2002.
11. Михайлова 3. А. Игровые задачи для дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
12. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М.: Просвещение, 1981.
13. Михайлова 3. А., Непомнящая Р. Л., Смолещева А. А., Суворова О. В. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
14. Михайлова 3. А., Полякова М. Н. Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста // Михайлова 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. С. 259—277.
15. Никитин Б. П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1985.
16. Носова Е. А. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте / Михайлова 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008 . С. 111—131.
17. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. — СПб.: Акцидент, 1996, 1998; СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
18. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Под ред. В. А. Сластени-на, И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2006. С. 64—77.
19. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
20. Смоленцева А. А. Математика до школы: Книга для воспитателей детского сада и родителей / А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996.
21. Соболевский Р. Ф. Логические и математические игры. — Минск.: Народная асвета, 1977.
22. Столяр А. А., Соболевский Р. Ф., Рузин Н. К. Математика О. — Минкс: Народная асвета, 1982.
23. ТамбергЮ. Г. Развитие творческого мышления ребенка. — СПб.: Речь, 2002.
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...