Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности рационального использования малых форм физической активности в режиме учебного труда



2019-08-14 852 Обсуждений (0)
Особенности рационального использования малых форм физической активности в режиме учебного труда 0.00 из 5.00 0 оценок




 студентов

К малым формам физической культуры в режиме учебного труда относятся: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутка, физкультурная пауза, микропаузы с использованием физических упражнений. Утренняя гимнастика наименее сложна, но эффективна для ускоренного включения в учёбу, благодаря мобилизации вегетативных функций организма, повышению работоспособности центральной нервной системы, созданию положительного эмоционального фона к деятельности. У студентов, которые регулярно выполняют утреннюю гимнастику, период врабатывания на первой учебной паре оказывался в 2,7 раза короче, чем у лиц, не выполняющих её. Различалось и психоэмоциональное состояние. Настроение повышалось на 50%, самочувствие на 44%, активность на 36,7%.

Действенной и доступной формой занятий в вузе является физкультурная пауза. Задача её – обеспечение активного отдыха и повышения работоспособности студентов. Учитывая особенности динамики работоспособности студентов в течение учебного дня, физкультурная пауза продолжительностью 10 мин вводится после 4 ч занятий и продолжительностью 5 мин после каждых двух часов самоподготовки в периоды появления первых признаков утомления. Проводятся физкультпаузы в хорошо проветриваемом помещении. Упражнения подбираются так, чтобы активизировать системы организма, не принимавшие участия в учебной деятельности.Исследования показывают, что эффективность влияния 10-минутной физкультурной паузы проявляется в повышении отдельных показателей работоспособности на 5–9%.

Полезны и микропаузы. При умственном труде, в силу воздействия разнообразных факторов возникают отвлечения от выполняемой работы, относительно непродолжительные, в 1–3 мин. Это обусловлено проявлением усталости в условиях ограничения активности мышц, монотонного характера работы. Полезно заполнять микропаузы динамическими упражнениями (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре) или познотоническими упражнениями. При изучении эффективности использования в микропаузахупражнений динамического и познотонического характера установлено, что одноминутное динамическое упражнение (бег на месте в темпе 1 шаг в с) по своему эффекту соответствует выполнению познотонических упражнений в течение двух минут. Однако при регулярном повторении бега его эффективность быстро снижается по сравнению с использованием познотонических упражнений. Выполняется 5 циклов энергичного попеременного сокращения и напряжения мышц-разгибателей и сгибателей конечностей и туловища с одновременным и сильным растяжением мышц-антагонистов. На рисунке 4 показано 5 циклов упражнений: 0 – исходное положение – рабочая поза сидя за столом; 1 – прогнуться назад с отведением рук в стороны; 2 – наклониться вперед, руки опустить на колени; 3 – прогнуться назад с отведением рук за голову; 4 – наклониться вперед, руки опустить на колени; 5 – прогнуться назад с отведением рук в стороны. Поскольку рабочая поза студентов отличается монотонным напряжением преимущественно мышц-сгибателей (сидя, наклонившись вперед), начинать и заканчивать цикл упражнений целесообразно энергичным потягиванием мышц-сгибателей.

 

Рис.4. Примерный комплекс познотонических упражнений

на рабочем месте

 

На фоне мышечного расслабления для повышения работоспособности мозга, улучшения режима дыхания и кровообращения следует регулярно выполнять кратковременные мышечные упражнения. Через каждые 30–60 мин используются познотонические упражнения продолжительностью 1–2,5 мин. Через каждые 2 часа работы проводят минутные динамические упражнения, бег на месте с ритмичным, глубоким дыханием.

Физкультурная минутка восстанавливает локальные системы организма, отдельные группы мышц без перерыва деятельности. Проводится в течение дня от 2 до 5 раз и содержит не более 3 упражнений.

Таким образом, знание психофизиологических основ и использование малых форм физической культуры в учебном труде играют существенную и положительную роль для оздоровления обучающихся, повышения работоспособности, создания положительного эмоционального фона и сохранения здоровья студентов.

Контрольные вопросы

 

1. Какие объективные и субъективные факторы влияют на обучение?

2. Что Вы знаете о  работоспособности студентов и влиянии на неё различных факторов в периоды подготовки и участия в учебном труде студентов?

3. Расскажите об общих закономерностях изменения работоспособности студентов в различные периоды учёбы в вузе.

4. Расскажите о возможностях использования малых форм физической культуры в режиме учебного труда студентов.

5. Что Вы знаете о типичных особенностях жизнедеятельности студентов в период экзаменов?

6. Какие средства физической культуры используются в целях регуляции психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период. Раскройте методику их применения.

7. Расскажите об изменениях характера учебной работоспособности студентов по семестрам и за учебный год.

 



2019-08-14 852 Обсуждений (0)
Особенности рационального использования малых форм физической активности в режиме учебного труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности рационального использования малых форм физической активности в режиме учебного труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (852)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)