Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические принципы физического воспитания



2019-08-14 775 Обсуждений (0)
Методические принципы физического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок




Под методическими принципами физического воспитания принято понимать положения, которых следует придерживаться при организации и проведении спортивной подготовки. В целом они совпадают с общепедагогическими принципами, так как физическое воспитание является систематическим педагогическим процессом, который организован с целью всестороннего развития студентов, занимающихся физической культурой и спортом.

Принято выделять следующие принципы: научность; всесторонность; повторность и систематичность; постепенность; последовательность; сознательность и активность; доступность; индивидуализация; прочность; наглядность (прогрессивная наглядность); динамичность; коллективность в сочетании с индивидуализацией. В сфере физического воспитания и спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса подготовки.

Принцип научностиозначает обоснованность использования средств и методов подготовки и построения учебного или тренировочного процесса на основе достижений спортивной науки и других отраслей знаний. В этих целях преподаватели организуют учебный и тренировочный процессы в соответствии с требованиями программы обучения, положений теории и методики физической культуры и спорта, учебников и пособий, периодической литературы, материалов научных конференций по проблемам развития физической культуры и спорта в вузах. Студенты принимают участие в научной работе кафедр физического воспитания и сами становятся соавторами или авторами разработок методического или научного плана.

Принцип всесторонности. Данныйпринцип подразумевает разностороннее развитие подготовленности занимающихся, главного условия роста работоспособности физкультурников и спортсменов. У студентов должно формироваться множество жизненно важных и специальных умений и навыков и физических качеств, обеспечивающих их физкультурно-спортивную и будущую профессиональную деятельность. Программой обучения предусмотрено освоение основ лёгкой атлетики, спортивных игр, лыжного спорта, плавания, атлетической гимнастики, ритмической гимнастики. В спортивных секциях студенты готовятся к выступлениям и участвуют в спортивных соревнованиях. По результатам выступлений присваиваются спортивные разряды и звания, часто по нескольким видам спорта.

Занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние на личностные качества студентов. В процессе занятий развиваются такие положительные стороны личности, как чувство товарищества, ответственности перед коллективом; стремление к взаимовыручке; студенты учатся соблюдать режим работы и отдыха. В процессе учёбы развивается целеустремлённость, волевые качества, необходимые в физкультурной, спортивной и профессиональной деятельности будущих специалистов.

Принцип повторности и систематичности обусловливает регулярность проведения занятий; рациональное чередование нагрузки и отдыха; рациональное планирование подготовки в связи со способностями и подготовленностью занимающихся; строгое выполнение требований программы обучения и плановых заданий. Изложение учебного материала ведётся в соответствии с педагогическим правилом: «от известного к неизвестному, от понятного к непонятному, от простого к сложному». В понятие регулярность занятий входит рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха.

В составе перенесения организмом студента любой нагрузки условно выделяют четыре фазы: 1) расходование энергии; 2) восстановление; 3) сверхвосстановление; 4) возвращение к исходному уровню. Исходя из этого учебные занятия не проводятся в течение двух дней подряд. Между занятиями соблюдаются паузы, позволяющие охватить нагрузкой и восстановлением после нагрузок возможно большие промежутки времени. Такой подход позволяет равномерно распределять нагрузку в течение недели и позволяет организму хорошо восстановиться после нагрузки. Соблюдением принципа систематичности объясняется требование программы физической культуры – обязательное посещение занятий. Это обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала, непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузки и отдыха. Важным аспектом является многократное повторение аналогичных заданий с целью прочного закрепления формируемых умений и навыков. Вместе с тем требуется соблюдение оптимальной вариативности применяемых средств подготовки, методов, нагрузок, форм организации занятий и условий их проведения.

Организм не только способен возмещать выполненные рабочие затраты, но и компенсирует их, возвращая «с избытком» утерянный уровень подготовленности в процессе работы. Через определённое время, по завершении выполненной работы, происходит сверхвосстановление израсходованных энергетических веществ, обновление белковых структур. Таким образом создаётся основа «отставленного эффекта» выполненной работы. Данное положение раскрывает суть процесса совершенствования функциональных систем, открывает путь к повышению подготовленности под влиянием систематических целенаправленных занятий.Если между тренировочными занятиями слишком большой перерыв, то указанный эффект постепенно утрачивается, возникает редукционная фаза, при достижении которой результаты тренировочных воздействий будут утеряны. Это прежде всего касается показателей работоспособности. Сформированные умения и навыки сохраняются более длительно. Поэтому необходимо интервал отдыха заканчивать до наступления редукционной фазы.

Л. П. Матвеев выделил принцип непрерывности как один из выражающих фундаментальные закономерности построения системы занятий в физическом воспитании и обязывающий гарантировать в общей последовательности постоянную преемственность эффекта занятий, не допуская между ними перерывов, разрушающих этот эффект. Обязательными составляющими принципа непрерывности являются повторяемость и вариативность в применении упражнений и заданий в оптимальных отрезках времени. Здесь имеется ввиду вариативность упражнений, их рационализация, вариативность акцентов выполнения, динамичность нагрузки, обновление форм и содержания занятий, соблюдение направленности на достижение конкретной цели. Такой подход разнообразит учебно-тренировочный процесс, снижает психические перегрузки, монотонность от однообразных заданий.

Принцип постепенности предусматривает последовательное усложнение требований учебного процесса, значимость целей подготовки, рост физической и психической нагрузок, требований к интеллектуальной, технической, тактической и психической подготовленности. В спортивных играх и единоборствах такие требования идут и к интегральной подготовленности – способности к реализации накопленных в ходе тренировки знаний, умений и навыков в условиях состязаний, борьбы с реальным противником.Так, при разучивании техники игры волейболистов соблюдается такая последовательность: разучивание стоек и перемещений волейболиста; разучивание техники верхних и нижних передач мяча, в начале на месте, затем после передвижений, далее – передач в прыжке на месте и после передвижений из сложных исходных положений, освоение передач одной рукой; разучивание техники нижних и верхних подач, подач в прыжке и приёма мяча от подач. Далее идёт разучивание техники прямого нападающего удара, затем ударов с переводом направления атаки и ударов с передач мяча, отличающихся по высоте, скорости и удалённости от сетки. В дальнейшем происходит освоение одиночного, затем двойного и далее – тройного блокирования; освоение групповых и далее – командных взаимодействий в защите и нападении, тактических схем игры в защите и нападении. После ведётся закрепление освоенных элементов в упражнениях игрового характера, в условиях тренировочных, контрольных и официальных состязаний.

Принцип сознательности и активности означает формирование осмысленного и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Предусматривается творческое сотрудничество педагога и студентов в процессе занятий, развитие устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры, развитие потребности к самопознанию и самосовершенствованию физических способностей. Студенты должны понимать цели и задачи тренировочного или учебного процесса, сознательно и активно использовать средства для достижения учебных целей, понимать, что достижение физического совершенства это – систематический и напряжённый труд, предусматривающий выполнение утомительных, часто однообразных упражнений. Это перенесение высоких нагрузок, преодоление влияния природных факторов – низких температур, ветра, дождя и т.д. Опыт свидетельствует, что если студенты работают ответственно, с высокой активностью, пониманием пользы учебного и тренировочного процесса, то процесс обучения проходит с большим успехом. Положительную роль играет педагогический контроль, обеспечение студентов объективной информацией о результатах тренировочных воздействий на подготовленность в виде спорта или в физкультурной деятельности.

Положительное значение для повышения мотивации к занятиям имеет разнообразие применяемых подходов, средств и форм подготовки. Это подтверждается данными работы Л. А. Асмоловой и М. Ф. Жаксылыкова (2014). Авторы в ходе учебного и тренировочного процессов применяли составление индивидуальных планов подготовки для начинающих спортсменов. Студентам-новичкам разрешалось участвовать в тренировке квалифицированных спортсменов, что являлось стимулом к росту их подготовленности. Участники эксперимента проявляли высокую спортивную активность. Посещаемость в группах, занимавшихся по предложенной методике, составляла 90–95%, а в работавших по традиционной методике на уровне 60–70%. Это говорит, что на основе спортивных интересов удалось сформировать установку на самосовершенствование и достижение высоких спортивных результатов.

Большую роль играет применение заданий творческого характера, связанных с поиском новых форм техники и тактики отдельных упражнений и элементов видов спорта, применение музыкального сопровождения, использование тренажёрных средств, особенно оснащённых источниками объективной информации упражнений. Опыт говорит, что здесь важно участие студентов в конструировании и создании таких средств тренировки и апробации методики их применения.

Принцип доступности и индивидуализацииобусловливает учёт возраста и пола занимающихся, их подготовленности. Доступность понимают как посильную меру предъявляемых трудностей. Мерой доступности считается соответствие трудности и подготовленности студентов к выполнению такого задания.

Данные о подготовленности студентов выясняются путём систематического врачебного контроля и педагогического тестирования. Оцениваются стандартные упражнения, разносторонне характеризующие подготовленность. Это скоростно-силовые упражнения, упражнения, отражающие развитие выносливости, силы основных групп мышц. Принцип доступности в процессе физического воспитания предусматривает определение качества выполнения заданий как важного ориентира для организации учебного процесса.

Лицам с недостаточным уровнем подготовленности трудно справляться с программным материалом, а имеющим высокий уровень подготовленности не интересны общие задания. Поэтому для подготовленных студентов разрабатываются более сложные индивидуальные задания, а для более слабых применяются доступные физические нагрузки и упражнения. Такой подход является дополнительным стимулом к новым достижениям, служит положительным примером для других студентов.

Принцип наглядности.Его ещё называют прогрессивной наглядностью. Наглядность–необходимая предпосылка освоения движений. В процессе занятий педагог стремится создать у ученика представление, образ двигательного действия, перед попыткой выполнить его. Для этого используют видеозаписи, просмотр соревнований квалифицированных спортсменов как эталона разучиваемых действий. Под прогрессивной наглядностью мы будем понимать постепенное повышение сложности предъявляемого учебного материала занимающимся с ростом их подготовленности. Материал постепенно становится более специфическим, предъявление его может носить дискретный характер с неполным предъявлением информации.

Непосредственная наглядность может дополняться использованием иллюстраций, учебных фильмов, имитационных макетов. Вводятся звуколидеры с возможностью регуляции темпа подаваемых сигналов в связи с особенностями структуры упражнений и решаемых задач. Считается полезным использование комплексных форм наглядности с учётом некоторых положений. Результативность используемых средств обусловлена особенностями восприятия, функций анализаторов. Учитывают и взаимодействия первой и второй сигнальных систем, преобладания предметно-чувственного или словесно-логического восприятия.

По мере роста подготовленности границы доступного материала изменяются. Упражнения, недоступные на начальном этапе обучения, становятся вполне выполнимыми. Повышаются и требования к студентам. Многие студенты, приходящие на первый курс, испытывают затруднения при испытаниях в кроссе и в лыжных гонках. Часто это происходит со студентами из малоснежных районов проживания. Однако добросовестное отношение к обучению позволяет им освоить технику выполнения таких упражнений, сформировать необходимый уровень выносливости и выполнить требования программы обучения.

Принцип динамичностиподразумевает постепенное повышение требований, усложнение двигательных задач, нарастание объёма и интенсивности нагрузок при соблюдении доступности. Предусматривается регулярное обновление учебного материала, иначе студенты не смогут овладеть широким кругом умений и навыков, координационной основой сложных двигательных заданий. Под воздействием привычной нагрузки или упражнений происходит адаптация организма, ведущая к экономизации работы жизненных функций. Возможности организма в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему выполнить её, но с меньшим напряжением.

Динамика нагрузок характеризуется постепенностью в различных формах. Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысокий, а у организма есть возможность постепенно втягиваться в работу. Резко стимулирует рост тренированности ступенчатая динамика её применения. Волнообразные колебания нагрузки в недельном, месячном, годичном циклах подготовки являются своеобразным фоном, на него накладываются прямолинейная и ступенчатая динамика.

Принцип коллективности в сочетании с индивидуализацией.Для командных видов спорта при обучении важно соблюдать правило, выдвинутое В. В. Рыцаревым (2009): при обучении добиваться освоения техники игры всеми занимающими, после чего можно переходить к освоению следующих упражнений. Если в группе имеются игроки, слабо освоившие упражнение, они не смогут полноценно освоить очередное упражнение, они теряют интерес к тренировке, могут покинуть команду. Поэтому необходимо создавать благоприятные условия для каждого из обучаемых. С этой целью в практике спорта используется теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных и физических действий. Это будет вести к формированию полноценного, хорошо подготовленного игрового коллектива.



2019-08-14 775 Обсуждений (0)
Методические принципы физического воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические принципы физического воспитания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (775)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)