Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АРХАИЧЕСКИЙ МИФ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ



2019-10-11 360 Обсуждений (0)
АРХАИЧЕСКИЙ МИФ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Корни мифа уходят в глубокую древность, в толщу первобытной эпохи, которая представляет собой один из самых значительных этапов в генезисе и эволюции человеческого общества и занимает огромный исторический период, отсчет которого ведется с эпохи палеолита (древнего каменного века). Источниками знаний о характере этого времени являются археологические и палеоантропологические исследования, благодаря которым осуществляется теоретическая реконструкция первобытной культуры. Кроме того, существенную помощь в воссоздании _в теории культурного ареала архаического общества играют этнографические сведения о культуре народов, находящихся на ранних этапах своего развития, так называемой традиционной первобытной культуре, данные о которой экстраполируются, переносятся на собственно первобытную культуру. Первобытность предстает для европейского сознания как некая экзотика, порой привлекательная, а чаще отталкивающая. С одной стороны, первобытная культура осознаётся как дикость, варварство, примитивность, бесклассовость и бесписьменность, всячески подчеркивается ее "инаковость" для

14

Л.Н. Воеводина

европейского общественного сознания, а с другой стороны, первобытность - это колыбель человечества, уникальное средство самопознания индивидами себя и своей культуры, основа для формирования универсалий культуры и цивилизации.

В эпоху первобытной культуры происходят значительные события в становлении прежде всего самого вида "homo sapiens", который формировался в течение нескольких миллионов лет, следуя от инстинктивного поведения и врожденных реакций к сознательной и целесообразной деятельности, первоначально имеющей ритуально-магическийи мифологический характер.

К важнейшим событиям в эволюции человека относятся возникновение второй сигнальной системы и способности к членораздельной речи, постройка первых жилищ, появление одежды. В эпоху мезолита (среднего каменного века - с XII - X по VIII тыс. до н.э.) человек занимается собирательством, скотоводством, рыболовством. В эпоху неолита (нового каменного века - с VIII по III тыс. до н.э.) происходит переход человечества от присваивающего типа хозяйственной деятельности к производящей - земледелию, скотоводству, ремеслам (прядению, ткачеству и т.п.). К эпохе мезолита относятся первые архаические мифы, осуществляющие регуляцию жизни архаического коллектива, представляющие собой тотальную систему, в терминах которой воспринимается весь мир.

В первобытно-родовойобщине главным сплачивающим фактором являлись отношения родства, на базе которых осуществлялась регуляциясемейно-брачныхотношений, а в социальной сфере - регуляция зарождающихся производственных отношений. В родовом обществе человек рассматривал мир

Мифология и культура

15

как собственную общину, группу соплеменников, представления о мире как вселенной, космосе, сформировались гораздо позднее. Экзистенциально и социально значимой представлялась связь древнего человека с землей рода, предков, что нашло отражение в древних мифологиях и тотемистических культах. В мифах австралийских аборигенов любовь к родной земле во многом близка чувству, испытываемому европейцем к своему дому, а в их языке существует понятие, родственное европейскому понятию "дом". Абориген, покинувший землю предков, теряет себя как личность и обязательно стремится вернуться, чтобы умереть на ней.

Архаический миф выступает как способ понимания, интерпретации мира, который первоначально ограничивался общиншй, и, более того, как способ магического воздействия. Сознание первобытного человека характеризуется способностью воображения в мельчайших подробностях представлять отсутствующие предметы, а также аутизмом - погружением в мир личных переживаний. Эту направленность психики первобытного человека на внутрипсихические ориентиры подчеркивал 3. Фрейд, отмечая "веру во всемогущество мыслей", на чем и основаны магические ритуалы. Но еще значительно раньше И. Кант задал определенное направление дальнейшим исследованиям специфики человеческого мышления, когда главным принципом сознания назвал самопроизвольную деятельность продуктивного воображения как основу для всех идеальных образований, трактуя воображение как составную часть самого восприятия, структура которого есть синтез реального и идеального. Переход от рефлекторной деятельности, реагирующей на раздражение определенным, четко заданным обра-

16

Л.Н. Воеводина

зом к деятельности, исходящей из принципа произвольности, свободы, свидетельствует о рождении человеческого сознания и разрыве человека с миром природы, с животным миром. Внешняя детерминация психической деятельности человека в какой-томере сменяется внутренней. Появляется свобода воли человека, освобождение от абсолютной биологической и физиологической детерминации. Это положение кантовской теории о произвольности сознательных актов было названо"коперников-скимпереворотом" в философии, оно дает понимание отношения идеального к реальному, продуктов сознания, воображения к реальному бытию.

Безусловно, интересы первобытного человека в значительной мере носили утилитарный характер, большое место в его жизнедеятельности занимали заботы о безопасности и поддержании жизни, связанные с рыболовством, охотой, земледелием. Древний человек обладал достаточными эмпирическими знаниями, полученными в процессе трудовой деятельности и помогающими в повседневной практике, например, умел определять стороны света, времена года, прекрасно ориентировался в своей местности и мог начертить ее карту, знал повадки зверей, разбирался в растительном мире. Вряд ли стоит представлять человека первобытно-родовогообщества неким первобытным философом, поскольку отношение к природе и окружающему миру было далеко отпоэтически-возвышенного.Основной целью

было выживание индивида и первобытного коллектива, адаптационная деятельность, но в отличие от животных человек преодолел чисто биологическую, природную детерминацию поведения и вышел на уровень произвольной деятельности сознания - таков эволюционный путь человека.

Мифология и культура

17

Одним из продуктов произвольной деятельности первобытного сознания и стал миф, в котором в фантастической форме переосмыслено реальное бытие первобытного коллектива, его реальные отношения с природным и животным миром, с собственной сущностью, с миром предков и живущими рядом соседями.

Отношение к миру у первобытного человека носит своеобразный характер, все окружающее им не столько одухотворяется (он еще не имел представления о духе и теле, идеальном и материальном), сколько "оживляется", наделяется жизненной силой, воспринимается как "ты". Все явления окружающего мира понимаются по аналогии с собственной природой, поэтому все звуки, доходящие до слуха первобытного человека, воспринимаются как речь воды, воздуха, деревьев, растений, животных. Например, бушмены считают огонь живым существом, он способен двигаться, "съедать" предметы, попадающие в него.

Между собственными представлениями и образами, которые служили содержанием психики, и внешним миром человек не усматривал никакой дистанции, поэтому вся его жизнь, с рождения до самой смерти, рассматривалась им сквозь призму внутренней психической жизни и получала тот оттенок фантастичности, сверхъестественности, который и составил основу первобытного мифотворчества. Внутриродовые отношения и иерархия, виды и способы хозяйствования, особенности исторической жизни народа - все это отразилось в сознании первобытного человека и "отформатировалось", оформилось в причудливом и ирреальном для современного человека виде. Причем ранние формы мифа отличались сюжетной примитивностью, не-

/8________________________________Л.Н. Воеводина

развитостью, а более поздние - богатством содержания, сюжетной и смысловой сложностью. Постановка вопроса о качественном своеобразии архаического мышления по сравнению с мышлением современного человека наиболее четко была сформулирована в трудах Люсьена Леви-Брюля.Если до него ученые не проводили границы между мышлением дикаря и современного человека, считая само собой разумеющимся фактом тождественность и качественную гомогенность мышления на протяжении всей истории культуры (Э. Тайлор, Г. Спенсер), тоЛеви-Брюльутвердил концепцию исторической эволюции мышления, изменчивость последнего он связал с историческим развитием.

Исходя из "коллективных представлений" Эмиля Дюркгейма, к которым относятся представления, навязанные человеку окружающей общественной средой, а не основанные на индивидуальном опыте, Леви-Брюльвводит в научный оборот поняти0 пралогического мышления, которое отличается нарушением законов формальной логики: закона исключенного третьего, допуском противоречий, переворачиваниемпричинно-следственныхотношений. Существенным недостатком теорииЛеви-Брюлябыло то, что он не всегда учитывал тот факт, что в практической жизни архаический человек действовал вовсе не алогично, а исходя из своих практических нужд, в противном случае он бы погиб. Действия магического характера, которые производит нецивилизованный человек, не лишены своей логики и порой неуловимой для непосвященного целесообразности и рациональности, они всегда имеют прагматическую направленность, с помощью магии человек пытался повлиять в нужном направлении на природные объекты и на других людей. У австралийских або-

Мифология и культура______________________ 19

ригенов, например, встречаются и сложнейшие системы классификаций растительного и животного мира по каким-либопризнакам. Правильно поставив вопрос об исторической изменчивости мышления человека,Леви-Брюльтем не менее не дал точную картину специфики первобытного мышления.

Поворотным событием в споре о единстве человеческой психики на различных ступенях культурно-историческогоразвития становится выход в свет в 1926 году книги американского антрополога Франца Боаса "Ум первобытного человека", в которой автор научно опровергает

теории расового превосходства. Прогресс цивилизации он связывает не с одаренностью или с какими-либопсихологическими качествами представителей данного общества, а с ходом исторической жизни народа, которая или способствует или тормозит развитие данной этнической группы1.

Боас утверждает, что законы человеческого мыш-.ления универсальны, и вступает в дискуссию с теми, кто считает, что у нецивилизованных народов менее развитаэмоционально-волеваясфера психики, они якобы не могут сдерживать эмоции и импульсы, длительное время сохранять сосредоточенность, а их мышление неспособно воспринимать новое. Боас приводит факты, доказывающие, что если дело касается жизненно важных для "дикаря" вещей, то он проявляет качества, противоположные названным: выдержку, выносливость, умение владеть собой, сосредоточенность, восприимчивость к новому (о чем свидетельствуют факты быстрого распространения новых религиозных движений, например, милленаристских).

Ноас Ф. Ум первобытного человека. М.-Л.,1926, С. 13.

20

Л.Н. Воеводина

Образ мыслей первобытных людей, зафиксированный в мифах, в памятниках фольклора, безусловно отличается своеобразием, основанным на разнице в культурно-историческом,хозяйственном и социальном опыте, в принципах классификации и объяснения причин. Поскольку архаический человек вынужден оперировать огромным количеством представлений со всеми подробностями, а не абстрактными понятиями, которыми пользуется цивилизованный человек, то можно говорить о "тональном" различии самого механизма запоминания. "Отсутствие логики" у первобытного человека восполняется его способностью запоминать представления в том порядке, как он их увидел, и в этом смысле его память не только способна сохранять все детали, но и ту последовательность, в какой это было на самом деле. Особенно сильно развита конкретная или топографическая память, которая позволяет нецивилизованным народам полностью воспроизводить все детали местности, увиденной хотя бы раз, узнавать следы животных, птиц и человека, ориентироваться в лесу и на море, что вызвано условиями жизни отсталых племен и необходимостью адаптироваться к окружающей реальности. Лексическое разнообразие и богатство языка отсталых народов, как и грамматическая сложность языка, основаны на специфике конкретной памяти. Функциональные особенности памяти у отсталых народов связаны с тем, что в отсутствие письменности память вынуждена принимать на себя огромную дополнительную нагрузку, но ни о каком превосходстве памяти примитивного человека не может быть и речи. Способность ориентироваться на местности или восстанавливать сложные объекты по их части вов-

Мифология и культура

21

се не является заслугой памяти, а скорее свидетельствует о развитых органах восприятия, ответственных за наблюдательность, которая приобретается и совершенствуется благодаря воспитанию и обучению в детском возрасте.

У примитивных народов наблюдается такая форма памяти, как эйдетическая, в основном характерная в цивилизованном обществе для детей, а также лежащая в основании образного мышления. Эйдетическая память представляет собой способность видеть однажды показанный предмет спустя некоторое время. Явление эйдетизма было открыто в 1907 году Урбанчичем. Эйдетики могут после нескольких секунд рассматривания сложной картины со множеством деталей воспроизвести ее в воображении и припомнить все, что на ней изображено. Эйдетическая память включает в себя еще в нерасчлененном единстве восприятие и память, которые впоследствии отделяются друг от друга и начинают функционировать по своим законам. Шаманы и жрецы, способные вызывать у себя путем упражнений, аффектации или фармакологических средств различного рода видения, безусловно обладали эйдетическими способностями, как и создатели мифологических образов.

С развитой эйдетической способностью связаны и особенности языка и искусства отсталых народов. Живописность языка примитивного человека, исходящего из зрительных образов,

как и особенности лексического состава языка, позволяющего передавать окружающие предметы со всеми мельчайшими нюансами, отличают культуру древних первобытных народов.

Эйдетическая память отличается тем, что еще крайне слабо отделяет восприятие от воспомина-

22

ния, поэтому воспринимаемое сливается с воображаемым или припоминаемым в одну картину. Дальнейшее развитие памяти шло по линии создания вспомогательных средств запоминания, что в конце концов привело к возникновению письменности и фактическому господству человека над способностью запоминания, сознательному овладению этим процессом.

Тесно связаны с особенностями памяти архаического человека и особенности языка, выражающего категории мышления. Отсутствие абстрактных понятий восполняется огромным количеством слов, уточняющих отдельные признаки предметов, когда в языке действительность передается не условно, а с максимально возможной точностью индивидуализируя предметы.

Среди способностей архаического человека в начальной форме есть и классификаторская, которая, впрочем, не осознавалась как таковая первобытным мышлением, например, у маори в Новой Зеландии существует разветвленная и сложная система обозначений мужских и женских деревьев разных пород, в Южной Африке у племени бавенда есть особенное название для каждого вида дождя, а в Северной Америке индейцы употребляют огромное количество определений для различных форм облаков и для описания неба.

Наряду с употреблением словесной формы языка, особенности которого мы рассмотрели, выделяется и такая форма коммуникации, как язык жестов, широко употребляемый в архаическом обществе и практически являющийся параллельным средством общения, посредством которого можно разговаривать без обращения к словам. Безусловно, подобного рода язык оказал огромное влияние на мышление архаического человека, что отразилось в процессе возникновения в языке "ручных

понятий". В некоторых отсталых племенах способ образования числительных определяется исходя из языка жестов. Язык жестов и слов изначально были аналогичны друг другу и употреблялись параллельно по мере надобности. В их основе лежат зрительно-двигательныеассоциации между предметами и движениями.

В конечном счете, и язык, и мышление определяются условиями существования и необходимостью адаптации архаического человека. To4HqcTb и конкретность языка должны были способствовать выживанию человека в неблагоприятных обстоятельствах или в повседневной жизни, заполненной постоянной борьбой за существование. Не в последнюю очередь на сложность и громоздкость языка повлияли экономические и географические факторы. Язык жестов, например, формировался для коммуникации на больших расстояниях, на войне, при охоте на животных и птиц, при расположении среди^ других племен и общении с ними.

Отличительной особенностью мифологического мышления по сравнению с мышлением цивилизованного человека является то, что оно носит "комплексный" характер, это "комплексное мышление". На этой ранней стадии развития человеческого мышления индивид мыслит не с помощью абстрактных понятий, видовых и родовых обозначений, а с по- ~ мощью определенных комплексов, представлений, которые связаны по закону партиципации, соучастия (Леви-Брюль),а не исходя из законов формальной логики, не допускающей противоречий. Один и тот же объект может включаться в различные группы связей. Так, индейцы племени бороро ут-

Л.Н. Воеводина

верждали, что они - красные попугаи. Для мышления цивилизованного человека такое утверждение воспринимается как нелепость, так как "индеец" уже входит автоматически в комплекс "человек" и поэтому не может быть птицей или животным2. Среди существенных характеристик мифологического мышления можно назвать такие его качества, как диффузность, связь с эмоциональной сферой, а также нерасчлененность субъекта и объекта, вещи и слова, происхождения и сущности.

Принципиально новый шаг в изучении первобытного мышления был сделан Клодом ЛевиСтросом, который, вопреки утвердившейся в науке концепции Леви-Брюля,заговорил о таких свойствах архаического мышления, как способность классифицировать явления окружающего мира, естественную основу которой составляют тотемизм и способность делать обобщения. Основными свойствами мифологического мышления являются метафоричность, логика "бриколажа" и способность классифицировать явления окружающей действительности.

Для мифологического мышления характерно отношение к окружающему миру как к живому существу, а не как к объекту, что присуще мировосприятию современного человека. Все происходящие события воспринимались архаическим человеком как события индивидуальные, а не закономерные, что проявлялось в различных обрядах, способствовавших, по мнению древних, поддержанию миропорядка. Эти обряды позволяли первобытному человеку ощущать себя важной частью Универсума.

Можно отметить и такое качество первобытного сознания, как этноцентризм. Первобытный чело-

- Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М., 1993, С. 106.

Мифология и культура

25

век осознавал превосходство своего племени перед другими, считая, что его племя проживает в центре мироздания, а враждебное ему - на окраине. У египтян, например, слово, означающее страну (Египет)', означало и землю вообще. Подобных примеров, когда в языке отражались определенные категории мышления архаического человека, множество.

Другой характерной особенностью мифологического мышления является специфическое восприятие пространства и времени. У архаического человека, естественно, еще не могло существовать таких абстрактных категорий, как вышеназванные, но, тем не менее, он уже был способен создавать специфические образы пространства и времени в их конкретном преломлении, о чем свидетельствуют архаические мифы. Первое, что можно отметить при анализе пространственных отношений в архаических мифах, - это тот факт, что пространство ограничивается для древних людей полем деятельности общины, это, по сути, место ее обитания. Мифологическое пространство, по мнению Л. Леви-Брюля,это нечто "неотделимое от того, что его заполняет, и его качества соответствуют качествам, свойствам наполняющих его сил, вещей, явлений"3, поэтому каждый его участок воспринимаетсяпо-разному.Характерным свойством пространства является его качественная неоднородность, зависящая от местоположения относительно сакральных объектов, в качестве которых могут выступать, как, например, у аборигенов Австралии, отдельные деревья, скалы или пещеры. Различные направления и стороны света имеют различную ценность и значимость в глазах архаического человека. У мексикан-

' Levy-BruhlL. La Mentalite primitive. Paris, 1922.

26

Л.Н. Воеводина

ских индейцев пространство классифицируется в соответствии с числом кланов племени. Большое значение в мифологиях народов мира имело представление о "Центре" как сгустке сакральной энергии, который получал воплощение в образах Мировой горы или Мирового древа, - точки пересечения Неба и Земли; Мировой оси как места соединения Неба, Земли и потустороннего мира; "Центр" как храм, дворец, Священный город.

В египетской мифологии существует представление, что сначала создатель мира сотворил небольшой холм, на котором мог стоять, так называемый первобытный холм, причем сами египтяне указывали как на первобытный холм на множество возвышенных мест, что для цивилизованного человека является абсурдом, поскольку мы считаем, что существует только одно место, где возник первобытный холм.

Качественно разнородные пространства сообщаются друг с другом, а порой способны претерпевать различные метаморфозы, вплоть до полного субстанционального исчезновения. Кроме того, мифологическое пространство связано с мифологическим временем, также являющимся качественно неоднородным. Отсутствует единая шкала отсчета и единицы измерения, события в их временной протяженности воспринимаются индивидуально, что, впрочем, не исключает и каких-тообщих глобальных ориентиров - смена времен года, разлив

 

рек, восход и закат солнца, причем каждое такое природное явление воспринималось как борьба космических сил, и человек участвовал в ней с помощью ритуалов. Нередко время связывалось с определенными видами деятельности, с сезонными работами; исходя из этого оно имело разную ценность

Мифология и культура

27

для человека. Э. Эванс-Причард,исследуя восприятие времени нуэрами (Южный Судан), отмечает, что время они выражают не с помощью абстрактных чисел, а соотнося его с различными видами деятельности, историческое же время у них укладывается в сто лет, далее этого история ими не ощущается: "Таким образом, время - это не континуум, а постоянное структурное отношение между двумя точками, первым и последним человеком генеалогической линии. Насколько неглубоко представление нуэров о времени, можно судить по тому факту, что дерево, под которым зародилось человечество, все еще стояло несколько лет назад в западной части их страны"4.

Среди существенных характеристик мифологического мышления можно назвать такие его свойства, как образный язык выражения, тяготение к абсолютному, неверифицируемость, мифологическую логику, основанную на образах по принципу контраста, традиционализм. Не последнюю роль в деле трансляции социокультурного опыта в древнем мире сыграли мифы и ритуалы, традиции, с помощью которых осуществлялась культурная преемственность. Культура конечно не тождественна культурной традиции, которая нерастворима в культуре как целостной системе. Традиция является механизмом отбора социального опыта, субъективно ценного для данной группы и передачи его другим поколениям. Традиция - выразитель стереотипизированного группового опыта.

Зададимся вопросом, каким образом происходило формирование культурной традиции в архаичес-

4 Эванс-ПричардЭ. Нуэры. М., 1985, С. 100.

28

Л.Н. Воеводина

ком обществе? Первобытный человек не выделял себя из коллектива, более того, он отождествлял себя с ним, вся его жизнь и ее безопасность целиком зависели от коллектива родственников. Полное подчинение коллективу и обязательное сотрудничество были условиями выживания индивида, поскольку на первобытной стадии развития он не имел возможности обеспечить собственное существование. Инстинктивное поведение первобытных людей, жизнь которых протекала в окружении небольшого коллектива родственников, где все индивиды знали друг друга, - это стереотипное поведение альтруизма в ограниченных масштабах своей группы и вражды с другими группами, причем природа этой агрессии носит бессознательный инстинктивный характер. Чем дальше шло развитие человеческого общества, его дифференциация, тем в большей степени проявляется отход от диктата рода, отход от коллективной традиции к индивидуализму Поведение первобытного человека, основанное, на взгляд современного человека, на

принципах альтруизма и коллективизма, исходило на самом деле из утилитарных интересов, инстинктов самосохранения и ничего общего не имело с нравственностью и не должно рассматриваться в ее категориях. Речь может идти лишь о формировании адаптационных механизмов, которые дают группе репродуктивное преимущество. Уже на этой ступени развития общества культурная традиция, не в последнюю очередь зафиксированная в ритуальномифологическом комплексе, несет в себе противоречие: с одной стороны, она необходима для сохранения первобытного коллектива, для обеспечения его безопасности, с другой стороны, ведет к строжайшей регламентации жизни коллектива. Он столетиями

Мифология и культура

29

следует стереотипам и шаблонам застывшей культурной традиции, которая становится мощнейшим тормозом дальнейшего развития. В результате ограниченности практики и мышления архаического человека его жизнь была в высшей степени регламентирована и ритуализирована, что помогало избежать возможную ошибочность рациональных умозаключений. Древний человек был уверен в том, что отход от традиций, ритуалов, забвение мифов может вызвать необратимое разрушение всего миропорядка.

Так или иначе, но с течением времени происходил органичный по своему характеру отбор культурных традиций, позволяющий адаптироваться и выжить благодаря усвоенным соционормативным правилам поведения. Естественно, что процесс формирования социорегулятивных норм происходил с частыми сбоями, рецессиями и блокированием, что приводило к общественному регрессу, упадку, а подчас и гибели, но в целом человеку в первобытном обществе все-такиудавалось, хотя и медленно, следовать по пути неуклонного роста и развития. Было бы ошибкой утверждать, что он сам выбирал этот путь, эту традицию и определенные правила поведения. Не было никакой преднамеренности, сознательного выбора оптимальных путей развития. Не в последнюю очередь это происходило потому, что интеллект первобытного человека был недостаточно развит и это заставляло его не строить проекты переустройства мироздания, а подчиняться обычаям и традициям, находящимся "между инстинктом и разумом" (Хайек) и лишеннымкакого-либорационального обоснования. То, что в цивилизованном обществе осознаётся как суеверие и продукт иллюзорного сознания, в архаическом обще-

30

Л.Н. Воеводина

стве парадоксальным образом оказывало неоценимую помощь в формировании нравственного поведения индивидов. Предрассудок играл не последнюю роль в движении человечества к цивилизации. Еще Д. Фрезер заметил, что наложение табу на вещь и наделение ее сверхъестественными свойствами делало эту вещь недоступной для всех членов племени, кроме, допустим, жреца, и таким образом впервые зарождалась идея неприкосновенности частной собственности, ставшая основой современной цивилизации.

Таким образом, традиции - результат группового отбора, происходившего на протяжении многих десятков и сотен лет. В конечном итоге они способствовали позитивному развитию человечества и культуры, отказ же от прогрессивных традиций может привести к непредсказуемым последствиям. Вся жизнь первобытного коллектива была строго подчинена определенной системе норм и правил, поскольку строгое следование нормам обеспечивало выживание индивида и всей группы. Ценности сформировались позднее, что связано с развитием самосознания первобытного человека. По-видимому,первоначально человек познавал окружающий мир посредством выделения оппозиционных начал, например таких, какверх-низ,небо-земля,день-ночь,мужчина-женщина,жизнь-смерть.Постепенно все явления и предметы, которые связаны с жизнью и имеют высокую степень значимости, выделяются как наилучшие. Ценностная иерархия выстраивается, скорее всего, именно на базе витальных ценностей (жизнь, телесность, безопасность, сила, выносливость). Дальнейшая эволюция человеческого сознания приводит к возникновению моральных, религиозных и эстетических ценностей.

Мифология и культура

31

Через определенную систему ценностей осуществляется культурная регуляция деятельности индивида и всей группы. Благодаря ценностям данная группа судит о том, что является хорошим, а что плохим, отличает справедливое от несправедливого, красивое от безобразного. Ценности, освоенные индивидом, превращаются в ценностные ориентации, задающие модель поведения.

В иерархии ценностей различных народов отдается предпочтение одним и тем же явлениям и предметам окружающего мира. Так, например, высоко оценивается все, что связано с небом, верхом, добром, властью, красотой, истиной, вечностью. Стоять выше других, быть наверху означает обладать властью над другими, управлять ими. Космогонические мифы в разных частях света передают один и тот же мотив - брак отца-небаиматери-земли,небо является местом обитания богов, под землей, в Преисподней, находится воплощение зла - Сатана. Таким образом, нормы и ценности складываются уже в древних мифологиях. Развернутая система ценностных ориентации находит свое место в религии.

Контрольные вопросы:

1.Чем обусловлен возросший интерес к мифу в гуманитарных исследованиях?

2.Какие формы бытования мифов в культуре Вы знаете? Как классифицируются мифы по содержательному аспекту?

3.Какие исследовательские подходы к мифу существуют? Назовите крупнейших ученых, занимавшихся изучением мифов народов мира.

4.Охарактеризуйте специфику мифологического мышления.



2019-10-11 360 Обсуждений (0)
АРХАИЧЕСКИЙ МИФ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АРХАИЧЕСКИЙ МИФ И МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)