Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АРХАИЧЕСКИЙ МИФ И ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА



2019-10-11 610 Обсуждений (0)
АРХАИЧЕСКИЙ МИФ И ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА 0.00 из 5.00 0 оценок




Воеводина Л.Н.

МИФОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА

Институт общегуманитарных исследований Москва 2001

УДК 615.8 ББК 53.57 В 12

Воеводина Л.Н. Мифология и культура: Учебное пособие. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 356 с.

Рекомендовано к изданию в качестве учебного пособия Учебно-методическимобъединением Московского государственного университета культуры и искусств от 18 сентября 2001г.

Рецензенты:

А.С. Мигунов, д-рфилософ, н., проф. Московского государственного университета им. ЛомоносоваА.Я. Флиер, директор Высшей школы культурологии,д-рфилософ, н., проф.

Предисловие А.Я. Флиера, директора Высшей школы культурологии,д-рафилософ, н., проф.

В учебном пособии рассматривается мифология как ярчайшее явление мировой культуры, специфика мифологического мышления, особенности восприятия пространства, времени и цвета, запечатленные в архаических мифах, семантическая эволюция первобытной культуры, а также функции мифа в культурно-историческойжизни общества.

Дается анализ основных теорий мифа, особое внимание уделяется философско-теоретическими антропологическим подходам, сформировавшимся в XX столетии. В последнем разделе издания представлены тексты основных мифов о сотворении мира. Учебное пособие предназначено для студентов, соискателей, аспирантов и преподавателей вузов гуманитарного профиля. ^

ISBN 5-88230-086-Х

©Воеводина Л.Н.

© Оформление серии, редакция, Институт обшегиманитарных исследований.2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга Л.Н. Воеводиной выстроена в специфическом жанре, получающем в последние годы все большее распространение, - в сочетании авторского теоретического эссе с избранной антологией классических текстов, в данном случае космогонических мифов различных народов мира. Это позволяет рекомендовать издаваемый труд не только как книгу для занимательного чтения сравнительно подготовленным (гуманитарно эрудированным) читателям, но и как учебное пособие для студентов по соответствующему курсу.

Книга написана на хорошем теоретическом уровне и свидетельствует о масштабном знакомстве автора с классическими и современными теориями и концепциями касательно существа мифа и мифологического сознания. Автор опирается главным образом, на мнения философов (преимущественно неокантианской школы), психологов (в основном психоаналитиков) и лингвистов (фольклористов и семиотиков).

В ряде разделов книги некоторое внимание уделено атавизмам мифологического сознания в XX веке, ибо именно в XX веке миф стал подлинно креативной формой культуры, то есть механизмом социальной и идейной интеграции общества. На архаическом этапе эта функция мифа была прояв-

Л.Н. Воеводина

Так или иначе, но из рассматриваемого исследования Л.Н. Воеводиной и из других современных исследований по этой проблематике становится совершенно ясно, что миф может существовать и воздействовать на сознание людей (а порой и на бессознательные составляющие их психики) лишь в условиях "массовидности" культуры с жестко подавляемыми (или оттесняемыми на периферию "генеральной линии" культурного потока) индивидуально-личностнымипроявлениями человека. Так было и в период господства архаического мифологического сознания, так происходит и ныне в условиях "массового общества" и его массовых форм культуры.

Даже в рамках ограниченных задач данной книги Л.Н. Воеводина убедительно аргументирует этот тезис, что, видимо, является основной теоретической удачей автора.

Директор Высшей школы культурологии д-рфилософ, н., проф. А.Я. Флиер

ВВЕДЕНИЕ

Миф как первоначальная синкретическая форма культуры представляет значительный интерес для изучения в рамках самых различных дисциплин, что обусловлено целым рядом причин, в частности его особой креативной ролью не только в истории культуры, но и в современном социокультурном пространстве.

Исследователь мифа сталкивается с рядом проблем, например с тем, что миф исторически изменчив, он эволюционировал от ранних форм архаического мифа первобытной эпохи до форм более поздних, переходящих в эпос и сказку. Широкая амплитуда содержания мифа, включающая в себя такие типологически различные формы, как архаический миф и миф современный, приводит исследователей к мысли, что "мифа" не существует как некой типовой формы, а есть лишь локализованные в определенной культуре мифы, обусловленные данным культурным контекстом.

О ранних формах мифа можно судить только гипотетически, некоторое представление о них дают мифы народов с традиционной первобытной культурой, изучением которой занимается этнография. Народы с богатой мифологической традицией, как правило, находились на стадии дописьменной культуры и передавали свои знания устно и через переводчика этнографу, при переводе и записи какие-

Л.Н. Воеводина

то сведения неизбежно терялись, что-топодвергалось искажениям. Порой исследователи всего лишь пересказывали мифы, и они утрачивали многие важные элементы, тесно связанные со своеобразием и сущностью данной культуры, ее морфологией.

Наибольшей достоверностью отличается американская мифология, которая записывалась с

наибольшей тщательностью исследователями, жившими в непосредственной близости с коренным населением и хорошо знающими особенности их культуры. Африканская мифология записывалась колот низаторами и миссионерами самых различных народов и, к сожалению, даже видные исследователи, занимавшиеся мифологией, зачастую не владели языками африканских народов.

Безусловной вторичностью обладают египетская, греко-римскаяи вавилонская мифологии, как и некоторая часть индийских и китайских мифов. Миф подвергался здесь обработке письменностью, литературному "выпрямлению" и переложению.

В зависимости от функций и сферы проявления в настоящее время следует выделить следующие формы бытования мифа в культуре: первобытный или архаический миф - миф доклассового общества, мифы древних цивилизаций (египетские, шумерские, вавилонские, греческие, иранские, китайские, индийские и другие мифы) и современные мифы массового сознания.

Первобытный миф репрезентировал специфику и характер мифологического мышления в наиболее полной, канонической форме. Данная форма мифа была теснейшим образом связана с ритуальной и культовой практикой и передавалась устно. Первобытный миф реконструируется с помощью

Мифология и культура

обращения к современным народам с традиционной культурой.

Следующая форма мифа - мифы древних цивилизаций - дошли до нашего времени в более полном виде, но также не представляют собой целост-ного'явления,сохранилась лишь небольшая их часть в различных трактовках и более поздних наслоениях,, причем конъюнктурные соображения достигали порой такой силы, что исправления древних текстов напрочь искажали первоначальный смысл мифа. Например, сведения о египетской мифологии были получены из "Книги мертвых" и надгробных надписей. Наиболее известная и популярная греческая мифология сохранилась также фрагментарно, сведения о мифологических сюжетах можно почерпнуть из эпоса Гомера и Гесиода, драматических произведений Эсхила, Софокла и Еврипида, лирики Алкея и Сапфо, из исторических сочинений Геродота и Фукидида и географических сочинений Страбона. Греческая мифология собиралась и систематизировалась такими известными авторами, как Аполлодор из Афин, написавший "Мифологическую библиотеку" (II в. до н.э.), Гигин, автор труда о легендах, связанных со звездами, и "Fabulae" - справочника по мифам, который использовался как учебник (II в. до н.э.), Диодор Сицилийский, автор "Исторической библиотеки" (ок. 90 - 21 до н.э.).

Совершенно особое место занимают новейшие мифы массового сознания, представляющие собой реликтовые структуры мифомышления, превращенные формы общественного сознания: политические, социальные, псевдонаучные, художественные и Другие мифы.

Л.Н. Воеводина

' Что касается древних мифов, то по своему содержанию они подразделяются на теогонические, повествующие о рождении богов, космогонические, в которых рассказывается о создании мира, космологические - мифы о строении мира, антропологические - мифы о сотворении человека, этиологические - мифы о происхождении природных объектов и предметов, сотериологические - мифы о спасении человека, эсхатологические - мифы о конце света.

Современное состояние осмысления мифа и мифотворчества свидетельствует о существовании многочисленных методологических и теоретических подходов в изучении данного феномена культуры. В изучении мифа можно выделить ряд направлений, с помощью которых выявляются различные аспекты и формы мифа в культуре, закономерности его функционирования.

Культурологический подход к мифу рассматривает его в плане культурогенеза, происхождения различных форм культуры, в системе культуры. Исследуется место и роль мифа в системе социокультурной регуляции, взаимодействие мифа с моралью, правом, наукой, искусством, религией; рассматривается роль мифологии в разные периоды развития культуры - от древности до современного мифотворчества, изучаются новые формы мифологии: политическая, социальная, художественная, а также причины устойчивости

мифологического сознания.

Культурологический подход в качестве методологического ключа к мифу позволяет предельно расширить контекст для адекватного понимания и интерпретации мифа, поскольку теоретическая реконструкция мифа невозможна вне контекста кон

Мифология и культура

кретной культуры. Изучение мифологического параметра культуры - одно из перспективных направлений в развитии современной культурологической теории. Условно к этому направлению исследований могут быть отнесены работы А.Ф. Лосева, Б.С. Ерасова, П.С. Гуревича, В.П. Шестакова.

Этнографическая традиция изучения мифа рассматривает древнейшие мифы народов, находящихся на ступенях доклассового общества и их функционирование в первобытной культуре. Исследуется роль мифа в традиционном обществе, а также его связь с ритуалом и другими элементами культуры. С помощью изучения мифов и ритуалов предпринимаются попытки получения адекватного представления о жизнедеятельности первобытного человека и эволюции мифологического мышления. Это направление в изучении мифа зачастую называется позитивистским, хотя следует отметить, что этнографы и антропологи от объективных эмпирических фактов переходят к обобщениям, носящим зачастую субъективный'характер. Видные представители этнографической традиции внесли свой вклад в разработку философии мифа, например, Э. Тай-лор,Э. Лэнг, Г. Спенсер, Дж. Фрэзер, Л.Леви-Брюль,Б. Малиновский.

Филологический подход характеризуется вниманием к мифу в качестве ранней формы повествовательной традиции, а также как истоку древнейших литературных жанров. Филологи изучают конкретные мифологические тексты с точки зрения языковых особенностей и выразительных средств, поэтики мифа, проводятся компаративистские исследования для выявления бродячих сюжетов, сходных символов, текстовых инвариантов в различных мифологиях народов мира, анализируют связь мифа

10

Л.Н. Воеводина

со сказкой и другими видами фольклорной традиции. Важной составляющей филологического изучения мифа является рассмотрение мифа и мифологем в современном литературном процессе, изучение мифологизма в творчестве писателей и поэтов. В этой области также имеется огромный материал для исследования, так как без обращения к мифу трудно понять современную художественную литературу и искусство, которые используют мифологические аллюзии, символы, образы.

Ответвлением от филологической традиции является структурно-семиотический подход к мифу, рассматривающий его как древнейшую знаковую форму, изучающий глубинную мифологическую семантику и фольклорные архетипы. Развитие семиотического подхода к мифу связано с использованием точных наук в гуманитарных исследованиях. Предтечами семиотического подхода к мифу и фольклору являются О.М. Фрейдонберг, В.Я. Пропп. Семиотический метод в исследовании мифа в нашей стране применяли Вяч.Вс. Иванов, Ю.М.Лот-ман,Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров. Б.А. Успенский, а за рубежом прежде всего - К.Леви-Строс,Р. Барт.

Философская интерпретация мифа имеет давнюю традицию, с мифологией связан и генезис философии как рефлексии над развитым мифологическим опытом, древняя философия имеет выраженные черты мифологизма. Философское осмысление мифа занимается рассмотрением проблемы мифологического сознания как ключа к пониманию природы и сущности сознания, а также смысла существования, бытия человека в культуре. Разворачиваясь в русле определенных философских построений, философия мифа исследует миф как способ освоения

Мифология и культура

11

действительности сознанием, как прорыв к реальности. Для современных философов проблема мифа коррелирует и с важнейшей проблемой человеческой рациональности. В то же время миф является ключом к работе бессознательного, поскольку там, где ставится проблема бессознательного, речь обязательно пойдет и о мифе, связь мифологии и бессознательного не вызывает сомнений.

Особенно интенсивно философия мифа развивалась в XIX столетии, в работах представителей немецкого романтического движения Ф. Шлегеля, Ф. Шеллинга. Проблематика мифа исследовалась Ф. Ницше, А. Бергсоном. Среди основополагающих трудов, во многом сформировавших философскую традицию изучения мифа в XX столетии, следует в первую очередь назвать исследования Дж. Фрэзера, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Л. Леви-Брюля,К. ЛевиСтроса, И. Хейзинги, Э. Кассирера, М. Элиаде, Р. Барта, Г.Г. Гадамера.

Следует отметить, что множественность трактовок мифа не допускает упрощения и редукции мифа к однозначным характеристикам, а разнообразие теоретических подходов позволяет изучить отдельные аспекты мифа, проанализировав которые можно получить объемное представление о сущности и роли мифа в культуре.

Внимание исследователей в нашем столетии обращено не только на архаичные формы мифа, на место мифотворчества в сознании древнего человека, но и на современные политические, литературные и другие мифы, возникшие в сфере идеологической и обладающие значительным суггестивным воздействием на самые широкие слои общества. Без обращения к мифу сегодня практически нельзя понять общественную психологию и явления массо-

12

Л.Н. Воеводина

вой культуры, невозможно осмыслить и феномен творчества.

В первых двух частях учебного пособия представлены историческое функционирование мифологической традиции, понятийно-смысловая реконструкция мифа или теория мифа в качестве важной составляющей культурологического знания. Третья часть учебного пособия представляет собой небольшую хрестоматию, в которой собраны архаические мифы о сотворении мира и основные космогонии древних цивилизаций.

Учебное пособие адресовано студентам, аспирантам и преподавателям вузов гуманитарного профиля.

АРХАИЧЕСКИЙ МИФ И ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА



2019-10-11 610 Обсуждений (0)
АРХАИЧЕСКИЙ МИФ И ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АРХАИЧЕСКИЙ МИФ И ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (610)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)