Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


САКРАЛЬНАЯ СФЕРА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ



2019-10-11 326 Обсуждений (0)
САКРАЛЬНАЯ СФЕРА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Существование первобытного коллектива в период охотничье-собирательскогохозяйства нашло свое отражение в древнейших мифологических образах и ритуалах. В первобытных верованиях ярко выражено ощущение кровного родства первобытного коллектива с тотемом, первопредком и покровителем. Как правило, у отдельного рода был свойтотем-покровительв образе животного, растения иликаких-либодругих объектов, которые считались "священными", их запрещалось убивать и употреблять в пищу. Основу тотемизма составлял охотничий быт первобытного рода, связь со средой обитания. С другой стороны, в тотемистических верованиях проявилась связь с первобытным родом каждого его представителя, обожествление силы и могущества данного рода. Индивид вне первобытного коллектива был обречен на гибель, не мог поддерживать собственное существование в одиночку. Образ тотема как покровителя и прародителя данной группы связывает коллектив и противопоставляет его другим, враждебным, что нашло свое отражение в мифах о борьбе тотемов. При этом самому тотему порой отводится второстепенная роль по сравнению с его символическим заместителем, который представляет собой эмблему группы, как, например, "чуринги" у австралийцев, представлявшие собой деревянные дощечки или плоские камни с изображением различных символов. К самому тотему может быть и амбивалентное отношение, его могут "наказывать" за невыполнение просьб архаического коллектива. В качестве примера мож-

Мифология и культура

33

но привести обряд наказания и разрушения "идоль-чиков"в сибирском шаманизме.

Другой важной функцией тотемистических верований является то, что они закрепляют право рода на землю, среду обитания данного коллектива. При переходе к оседлому образу жизни этот вопрос имел большое значение. Территория, на которой проживал данный тотемистический коллектив, объявлялась центром мира, все, кто не принадлежал к тотемистическому коллективу, объявлялись "врагами", и их место обитания считалось концом света, окраиной. Зачастую между двумя враждебными тотемными группами разгоралась схватка, которая осознавалась как борьба тотема с "нетотемом", с чужаком. Если в схватке силы были' равны и она заканчивалась вничью, то "другой" становился "другом", неким двойником. В сражении, по мнению тотемных групп, происходил обмен сущностями, тотемами, поэтому чужак, не будучи побежденным в схватке, становился своим и получал все права наравне с другими.

Следует отметить, что тотемизм представляет собой сложное явление, тесно связанное с социальной организацией общества. Он имеет самые различные формы. Такой известный исследователь, как А. Элькин выделяет следующие типы тотемизма у австралийских аборигенов: социальный, множественный и культовый. Социальный тотемизм выражается в том, что определенная часть или подразделение племени имеет свой тотем или группу тотемов, олицетворяющих единство или родство ее членов, причем браки между ними исключаются, так как они отождествляли себя с одним тотемом и считали себя одной "плотью".

34

Л.Н. Воеводина

В качестве своеобразной системы классификации различных явлений мира выступает множественный тотемизм. Тотем в данном случае не был связан ни с родственными связями, ни с культом.

Третий тип тотемизма, культовый, связан с культовыми обрядами, культом предков, с религиозными и культовыми центрами племени. Он мог определяться по месту рождения. Кроме того, женщины данного племени или его части ничего не знали о своем культовом тотеме. Вместе с социальным тотемизмом, культовый тотемизм представляется наиболее важным для идентификации данной тотемистической группы, которая формируется на основе патрилинейной филиации. Один человек мог быть одновременно членом различных

тотемистических групп.

Мифы первобытного общества были своеобразной священной историей божества (тотема или пер-вопредка)данного племени, именно с этим связан сверхценный характер древних мифов для каждого члена архаического коллектива. В мифах был запечатлен некий прецедент, касающийся сакральных объектов и сакральной истории данного племени, а также моральные нормы, касающиеся каждого члена данной группы. Мифы были, по сути, основным социальным феноменом, скреплявшим данную группу. Миф идеологически обосновывал существование данной социальной группы, ее статус, нес в себе нормы, ценности, традиции и обусловленные ими модели поведения. Мифы транслировались из поколения в поколение, причем мифы, представлявшиеся особенно ценными для племени, заключавшие в себе сакральную информацию, передавались посредством обряда инициации и строго хранились в тайне от всех непосвященных. Обряд ини-

Мифология и культура

35

циации являлся важнейшей институциализирован-нойформой родового общества, его суть заключалась в том, что во время этого обряда юношество узнавало сакральную информацию, получало представление о сакральных объектах и переходило в разряд взрослой части племени, получая такие же права. Считалось, что обряд посвящения был введен в давние времена самими первопредками племени или же культурными героями. Для посвящаемых этот обряд означал временную смерть и последующее воскресение к новой взрослой жизни. Смерть здесь понималась в буквальном, а не символическом смысле.

Подростков, которые должны были пройти обряд посвящения, отправляли в лес или сами родители, или из леса являлись переодетые в животных и птиц и скрывающиеся за масками взрослые члены племени и совершали похищение мальчиков, причем считалось, что похищение совершается "духами", "дьяволом". В некоторых племенах вместо "похищения" существовала "запродажа" мальчиков, когда отец ребенка при его рождении вносил плату в "тайный союз", а когда сын подрастал, то отдавал его для прохождения обряда инициации. Посвящение было своего рода телесным и духовным испытанием зрелости юношества, которое было связано с увечьями, пофоями, обрезанием, моральным унижением, доведением неофита до состояния временной потери памяти и рассудка. Обряд инициации окружался строгой секретностью от всех непосвященных и проводился вдали от основного местоположения племени, в непроходимой чаще леса. Как правило, там сооружалось огромное по размерам жилище, в котором посвящаемые жили месяцами, а иногда и годами, пока не выдер-

36

Л.Н. Воеводина

жат все испытания. Иногда сооружалось два строения, в одном проходила инициация (обрезание), а в другом, так называемом "мужском доме" жили прошедшие посвящение. Они объединялись в "тайный союз", который играл видную политическую роль в жизни общины. Предполагалось, что юноши во время испытания поглощаются и вновь извергаются животным-тотемомили сжигаются, разрубаются на части и вновь воскресают. После посвящения неофиту давалось новое имя, и на тело наносились особые знаки, свидетельствующие об инициации. Реликты обряда посвящения сохраняются в мифах и сказках, где действие разворачивается в дремучем лесу, в котором герой подвергается ряду испытаний в лесной избушке, избушка же имеет зооморфные черты. Известно, что при инициации использовались дома в форме животного, окруженные высоким забором с черепами, или дома, стоящие на высоких столбах с зооморфными элементами.

Обряд посвящения отличался чрезвычайной жестокостью, применялось сдирание кожи, отрубание пальцев, нанесение глубоких ран и натирание их перцем (Южная Америка), пропускание ремней под кожу спины и груди и подвешивание за них, практиковался многодневный запрет сна, пытка голодом, жаждой, темнотой, ужасом. Неофиты подвергались не только жестокому обращению с целью воспитания беспрекословного послушания старшим, но у них воспитывалось преодоление отвращения, в частности, посвящаемого сажали в яму, заполненную навозом и водой, обсыпали экскрементами животных. Постепенно неофит доводился до потери чувств и памяти, до галлюцинаций и временного безумия,

которое достигалось также и с помо-

Мифология и культура

37

щью применения ядовитых дурманящих разум напитков, причем в этом состоянии он мог совершить поступки, которые обычно был совершить не в силах, например вырвать дерево с корнем. Чем страшнее были испытания, тем могущественнее казалась неофитам власть богов, духов, власть самого племени.

Обряд посвящения у некоторых отсталых народов может носить и более грубый и примитивный характер, сохраняя в себе пережитки группового брака. Посвящение сопровождалось символическим, а возможно, и буквальным вскрытием тела и пере-бираниемвнутренностей. Иногда осуществлялось "заместительное убийство", когда одного из посвящаемых убивали, разрубали тело на части и поедали, что символизировало смерть каждого. Растерзаниетотема-божествана части и его последующее воскресение становится в дальнейшемархетипичес-кимв истории народов мира, что отражено в мифах и сказках. Более древние мифы сохранились у папуасских племен Новой Гвинеи и австралийцев. Тотемистические мифы о предках с двойнойантропозооморф-нойприродой, порой переходящие в этиологические мифы, объясняющие происхождение данной географической местности, орудий труда, зверей и птиц, колдовства, магии, посвятительных обрядов нашли широкое распространение у народов Океании. Этиологическими мотивами пронизаны многие мифы, показывающие метаморфозы тотемистических предков в другие существа, животных, птиц, рыб, растения. Особое место в причудливых и сложных мифах одного из самых архаичных новогвинейских племен группы папуасоязычныхмаринд-анимзанимают демы - существа, обладающие сверхъестественными способностями и выступаю-

38

Л.Н. Воеводина

щие как творцы-демиургивсего сущего. Демы выступают как создатели всего мироустройства, праздников и обрядов, культурных институтов и форм. Характерно, что в силу существования "жанрового синкретизма" тотемистические мифы порой переплетаются с элементами сказки, былички, местными легендами.

Тотемистические элементы как реликтовые образования проявляются в зооантропоморфных образах, "звериных" именах героев мифов, метаморфозах героев в животных. Трансформация тотемистических образов наблюдается и в сказках о животных, в историческом эпосе, герои эпоса Гомера, например, сохраняют в атрибутивной форме первичную связь с растительным и животным миром. Превращение людей в животных или растения -довольнораспространенный сюжет античных мифов и художественной литературы (миф о Нарциссе, лавровом дереве). Тотемистические образы или элементы встречаются и в более .позднее время практически во всех мифологиях народов мира.

В связи с тотемистическими верованиями встает следующий весьма важный вопрос - как связан тотемизм с обоснованием и возникновением сакральной сферы и превращением ее в теологическую, религиозную? На начальном этапе развития первобытного коллектива, который условно можно назвать "предрелигиозным", культура носила синкретический характер, идеологическая сфера еще не была отделена от практической, а просакральная от профанной. Они воспринимались первобытным коллективом как области, не имеющие строгой демаркационной линии, в ритуальной практике использовали, например, обыденные вещи, а не специально предназначенные для обряда.

Мифология и культура

39

Процесс выделения сакральной сферы шел постепенно и был продуктом уже достаточно развитого мышления. На первом этапе "священное" прикреплялось к каким-либоматериальным объектам, вещам, животным, особенно почитаемым всем коллективом и, как правило, табуированным для подавляющего большинства членов архаического коллектива, кроме жрецов, колдунов, магов, шаманов, и лишь позднее появилось представление о боге как сверхъестественной и священной личности. Священность, по Э. Дюркгейму, есть выражение огромной коллективной власти, власти рода, коллектива над индивидуальным сознанием. Сам тотем символизирует собой первобытный коллектив, его мощь и власть над каждым членом

первобытного клана. Выделение сакральной сферы, ее почитание и табуирование - одно из условий возникновения религии.

Пока индивид был целиком зависим от коллектива, не выделял себя из него, не могло появиться представление о сверхчеловеческой личности, о боге как личности с определенными характерологическими признаками. Существовали лишь образы слабо индивидуализированных безличных сил, духов, •>> демонов. Например, у индейских племен яноама существовал культ хекура - духов животных и растений. Хекура, по мнению индейцев, живут в горах. Существуют духи большого и маленького броненосцев, обезьяны, анаконды, паука, большого муравьеда, свиньи, примечательно, что когда индейцы вызывают того или иного духа, то они отождествляют себя с определенным животным и повторяют его повадки, например, вызывая хекура дикой свиньи, начинают валяться в грязи.

40

Л.Н. Воеводина

Особое место занимал институт жречества, способствовавший сохранению и передаче сакральных знаний, поддержанию миропорядка и традиций. Подготовка жрецов сопровождалась различными испытаниями, которым подвергался неофит. Так, например, у группы индейских племен яноама, юноша, готовящийся стать колдуном, помещался в отдельную хижину, он был совершенно изолирован от других членов племени за исключением колдуна, так как индейцы верили в то, что хекура (духи) презирают людей и убегают от них, особенно это касается женщин. Юноша, готовившийся стать колдуном, не мог мыться и не должен был слезать с гамака на землю, иначе хекура вернутся в горы, откуда они спустились к юноше. Кроме того, юноше запрещалось есть мясо, питанием служил пчелиный мед, который приносился другими членами племени по приказу вождя. Юноша почти все время нюхал эпену — галлюциноген, изготовленный из коры, листьев и побегов различных растений, часто из коры дерева якоана сем. Ее вдувал ему в нос старик колдун, а также вдыхал ее сам. Постепенно ученик колдуна научался узнавать разных хекура. Вначале он учился призывать дух тукана, потом попугая, потом лесного павлина и других. Обучение происходило ночью, старый колдун обучал юношу песням, которые тот должен был запомнить и повторить. Обучение продолжалось месяц. Когда оканчивался срок обучения, юноша с трудом мог говорить. Его мыли и на тело наносили рисунки краской уруку, смешанной с углем5.

Таким образом передавалась важнейшая сакральная информация, в первую очередь, мифы и преда-

5Биокка Э. Яноама. М., 1972, С. 51 - 53.

Мифология и культура

41

ния, касающиеся устроения социальной жизни племени, его статуса, происхождения, моральных норм, обрядов и религиозных верований.

Нет сомнения в том, что уже на стадии первобытного общества происходило формирование религиозных верований. Отметим, что вопрос о том, относятся ли первобытные верования к религии, "во многом остается дискуссионным, и исследователи первобытной культуры высказывают самые разные мнения. Для М. Элиаде, исходящего из дюрк-геймовскойдихотомии"сакральное-профанное",религия ограничивается "опытом священного", а Б. Малиновский относил тотемизм к первобытной религии, говоря об обществе как воплощении бога.

Впрочем, в науке высказывались мнения о первичности религии. Первичность религии по отношению к мифу еще в XIX веке утверждали представители антропологической школы. Если отечественные исследователи видят в религии соединение верований с обрядовой практикой, считая ритуал первой формой обрядового поведения (В.Р. Кабо, Ю.А. Левада, С.А. Токарев), то американские ученые, в том числе большинство антропологов, говорят о невозможности четкого разграничения религии и других сфер культуры в первобытности. Уже Э. Дюркгейм и Л. Леви-Брюльсчитали, что миф находится в синкретическом единстве с религией, неотделим от нее в первобытном обществе. Отечественные ученые А.Ф. Лосев, О.М. Фрейденберг считали тотемистические верования прарелигией и не относили их к религии на том основании, что сознание первобытного человека знало лишь табу, а не моральные основания. Для Лосева и.религия, и миф - это не столько мировоззрение, сколько

его осуществление в реальной жиз-

Л.Н. Воеводина

ни. В целом же Лосев подчеркивал, что существуют религиозные мифы, но область проявления мифологии выходит за рамки религии, миф ей предшествует. Отметим, что в примитивных культурах достаточно четко прослеживаются моральные нормы, концентрирующиеся в мифах и определяющие существование данной группы людей. Бронислав Малиновский, исследовавший примитивную культуру туземцев Тробрианских островов, приходит к выводу, что туземцы соблюдают моральные нормы не из-застраха перед наказанием, аиз-застраха перед высшими силами и муками совести. Духовные общественные установления прочно входят в структуру их менталитета и управляют поступками. Малиновский отмечает, что люди примитивной культуры относятся к недозволенным поступкам с таким же омерзением, как и христианин, избегающий греха6. Моральные нормы имеют в примитивных культурах универсальный характер, зачастую наблюдается публичное инсценирование мифов в некоторых племенах, имеющее своей целью воспитание и обучение членов племени, сохранение священных традиций.

Уже в примитивных культурах, в которых господствовали тотемистические представления, происходит постепенное формирование образа бога, который, возможно, первоначально воспринимался как образ умершего предка. Австралийские туземцы, например, верили в существование племенного Всеотца. В древних первобытных культурах постепенно появляется и само слово "бог", еще не нагруженное теологическим смыслом. "Бог", как и "тотем", расчленяет тотем, и сам является растер-

6 Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998, С. 58.

Мифология и культура

43

занным и умерщвленным тотемом-зверем.Источник религии лежит не в страхе первобытного человека перед грозными силами природы, а в сакрализации, почитании коллективной власти рода.

Для мифологического сознания первобытного человека сама жизнь воспринималась исключительно в свете священного, как некая абсолютная реальность. Миф являлся не столько формой сознания, сколько повелением к действию, причем именно сакральной моделью поведения, распространявшейся на все случаи жизни: построение жилища и его ритуальное устройство, добывание пищи, занятие земледелием и любую другую работу; на все физиологические акты от рождения до смерти, на переход из одной возрастной группы в другую. Для человека традиционного общества любое действие или поступок имели прадействие, перводействие божественного предка или тотема. Человек не просто просил тотема о покровительстве, но сам в кризисные мгновения своей жизни становился им, отождествлял себя с ним, получая его могущество. Хотя необходимо отметить, что то же самое присутствует в истории человечества и на более поздних этапах его развития. Так, например, Александр Македонский отождествлял себя с сыном Юпитера - Амоном, а другой великий завоеватель, Наполеон, в период восточного похода идентифицировал себя с Александром, а позднее, покоряя европейские народы, заявлял: "Я - Карл Великий". Феномен мифа, кроме всего прочего, - это феномен веры, и в этом аспекте миф и религия - пересекающиеся культурные явления. В мифе, как и в религии, отражены стереотипизированные ценностные установки и в этом заключено его огромное

44

Л.Н. Воеводина

значение для формирования и развития цивилизованного общества.

Иерархия мира и всех живых существ у различных народов достаточно четко выстроена по направлению от человека к верховному божеству. В мифологии африканского племени догонов, имеющей развитую и сложную форму, смертный человек, этническая группа или весь народ занимают самое низшее место. На втором месте находится объединенная масса предков этой группы, которая оказывает покровительство живущим и является посредником между ними и богами.

Третий уровень занимают существа человеческого происхождения, которые отличаются тем,

что совершают различные злодеяния, очень агрессивны, коварны и враждебны человеку. Они зачастую выступают как пособники колдунов, помогая им. Это привидения, "двойники" людей, погибших на войне или от несчастного случая - утонувших, убитых молнией или погребенных без погребальной церемонии.

На четвертом уровне располагаются существа природного происхождения, антропоморфные и зооморфные по своей природе, а также существа, являющиеся плодом мысли человека. Это местные духи, чудовища - карлики, гиганты, людоеды, оборотни. Все они проявляют себя самым различным образом в зависимости от обстоятельств.

На пятом уровне находятся младшие божества, являющиеся посредниками и оказывающие влияние на все стороны жизни человека. Они в основном занимаются гаданием, а чтобы умилостивить их и добиться их покровительства им оказываются культовые почитания.

Мифология и культура

45

На шестом уровне находятся более значительные боги, управляющие судьбами вселенной. Им оказываются жертвоприношения «иногда через богов-посредников,которые в большей степени вовлечены в человеческую деятельность.

На седьмом уровне располагается безличное, первородное, верховное божество, культовые почести которому не оказываются. Его влияние на земные дела практически отсутствует, а само божество упоминается исключительно в мифах7.

Мифология конденсирует в себе ценностные установки в яркой, образной форме, оказывая регулирующее воздействие на жизнедеятельность древнего человека.

Контрольные вопросы:

1.Охарактеризуйте мифы первобытного общества. Какие социальные функции выполняли архаические мифы?

2.Какую роль выполняли тотемистические верования? Какие тотемистические элементы проявляются в мифах в качестве реликтовых.

3.Как проходило выделение сакральной сферы в культуре? Какие теории возникновения религии Вам известны?

Оля Б. Боги Тропической Африки. М., 1976, С. 44 - 59.



2019-10-11 326 Обсуждений (0)
САКРАЛЬНАЯ СФЕРА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: САКРАЛЬНАЯ СФЕРА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)