Теоретический материал
"Психология" (гр. сл. псюхе - душа, логос- наука), впервые появилась в 18в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа в труде "Экспериментальная психология". Но термин ввел В. Вундт, в 1879г. в Лейпциге открыл 1-ую лабораторию по изучение ощущений, ассоциаций, эмоций как элементов сознания. Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания предмета психологии. Основные этапы ее развития: 1- Психология как наука о душе (более 2000 лет назад). Наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека. 2 - Психология как наука о сознании (17в.). Способность думать, чувствовать называли сознанием. Основным методом считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. 3 - Психология как наука о поведении (20в.). Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно увидеть, - поведение, поступки, действия. 4 - Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология изучает мир субъективных явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Основной задачей психологии является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, свойств личности и психических особенностей деятельности человека). Психику и поведение человека невозможно понять без знаний о природе и социальной сущности. Изучение психологии немыслимо без знакомства с биологией человека, строением и функционированием ЦНС (физиология высшей нервной деятельности). Психология тесно связана с историей общества и его культурой, т. к. в формировании высших психических функций решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации - орудия труда и знаковые системы (язык и письмо). Чел-к - биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества определяет особенности его психики, поведения, мировосприятия. Отсюда - углубленное понимание психики человека способствует знание основ социологии. Сознание, мышление и другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в отногенезе (в процессе индивидуального развития), в процессе его воспитания и образования. Отсюда - связь психологии с педагогикой и, конечно, с философией, из недр, которой она выросла в науку. Психика - свойство головного мозга отражать предметы и явления объективной действительности. Схема Отражаемое (весь мир) - отражающая система (ЦНС) - отраженное (психическое явление). Психическое отражение - это активное отражение мира с какой-либо необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира. Среди многообразных проявлений психики выделяют психические процессы (целостный акт психической деятельности, отличающийся отражательно-регуляционной спецификой), психические состояния (относительно устойчивые явления психической деятельности) и психические свойства (типичные для данного человека особенности его психики). ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ Процессы Состояния Свойства лич-ти познавательный и эмоц.-волев. устойчивый интерес направленность ощущенияя чувства апатия и др. темперамент восприятия воля характер, способности память мышление воображение речь внимание Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Нервная система - центральная и периферическая. К ЦНС относится спинной и головной мозг. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого и среднего мозга. Все отделы мозга имеют свои функции. Промежуточный мозг состоит из гипоталамуса - центр эмоций и витальных потребностей, лимбической системы - отвечает за эмоционально-импульсивное поведение, таламуса - осуществляет фильтрацию и первичную обработку чувственной эмоциональной информации. Важная функция гипоталамуса - преобразование неосознанных физиологических потребностей в выраженные психологические мотивации, тип голода, полов. влечение. Особенно развита у человека кора больших полушарий - орган высших психических функций. Кора состоит из 6 слоев, имеет толщину 3-4 мм. Принципы функциональной организации работы ЦНС разработаны А. Р. Лурия, кот. выделил 3 функциональных блока головного мозга: 1 - тонус коры обеспечивает ствол мозга - обеспечивает и поддерживает работоспособность человека, активность внимания. 2 - теменная, височная, затылочная доля - обеспечивает получение, переработку и хранение информации. 3 - лобные доли (мышление!) - осуществляют программирование, регулирование и контроль поведения и эмоциональное состояния человека. Ни одно из образований коры головного мозга не обеспечивает целиком какую-либо сложную функцию человеческой деятельности, но вносит свой специфический вклад в организацию поведения человека. Основными методами получения фактов в психологии является наблюдение, беседа, эксперимент.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |