Теоретический материал
Понятие личности преступника включает в себя комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения. Социально-демографическая подсистема личности преступника включает: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относятся признаки, характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определенных функционально-ролевых обязанностей. Анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирования у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей, на которые нужно обращать внимание в ходе расследования преступлений. Социально-психологическая подсистема личности преступника. Психологическую структуру личности образуют четыре основных структурных элемента по Платонову: 1) подструктура направленности в виде совокупности наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрения, ценностных ориентаций, социальных установок, ведущих мотивов и т. д.), связанных с правосознанием человека; 2) подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности; 3) подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека; 4) подструктура темперамента и других биологически, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека. Отличие преступного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентации, взглядов и социальных установок, т.е. в содержательной стороне сознания. Следует обратить внимание, что в культурно-исторической теории Л. С. Выготского (Леонтьев, Лурия) «Проблема культурного развития ребенка» говорится о том, что среда – главный источник развития личности. По оценке Р. Кеттела, 2\3 характеристик личности определяется влиянием внешней среды, 1\3 – наследственностью. Учеными доказано, что мы наследуем лишь предпосылки (возможности) заболеть определенным заболеванием, что некая черта характера станет качеством и т.д. Как справедливо отмечал А. Н. Леонтьев: "Парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему безличны. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности". Рассмотрение социально-демографических, социально-психологических особенностей личности преступника предполагает анализ так называемых психических аномалий (отклонений от средней психической нормы, пограничные состояния) по Р. И. Михееву и А. В. Михеевой - это врожденные или приобретенные функциональное или органическое изменение головного мозга, которое, отражаясь на разных сторонах психической деятельности субъекта, влияет на характер и содержание социально значимого поведения, в том числе на отклоняющееся поведение, не исключающее вменяемость. К психическим аномалиям (или расстройствам психической деятельности) относятся: различные психопатии; олигофрения в форме дебильности, аддикции (алкоголизм, наркомания, курение, существуют и социально приемлемые аддикции), остаточные явления черепно-мозговых травм, органические заболевания ЦНС, эпилепсия и др. При определенных благоприятных условиях психические аномалии конкретного лица могут служить условием его преступного поведения, сами же по себе психические аномалии не криминогенны. По свидетельству Г. К. Ушакова, пограничные формы нервно-психической патологии составляют 80%. Ученые заметили, что криминогенный характер психических аномалий связан с определенной степенью сужения сознания, приводящей к нарушению механизмов психологической защиты, готовности при малейшей возможности к психическому срыву. Такие состояния зачастую сопровождаются сужением сознания, расстройством логического мышления, повышением внушаемости и самовнушаемости, навязчивыми состояниями, а отсюда – конфликтным взаимодействием с окружающими. Таким образом, конфликтность поведения является основной особенностью психически аномальных индивидов, и именно поэтому их относят к особому криминогенному типу.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |